Экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Проект «экологическая тропа Календарно тематическое планирование по теме экологическая тропа
ПЛАН работы на экологической тропе:
«Все времена года на экологической тропинке»
Возраст детей: подготовительная группа.
Место проведения: экологическая тропинка на территории детского сада.
Видовые точки тропинки: «Липа», «Берёзки», «Лужок», «Альпийская горка», «Клумба с цветами», «Старые пни», «Ель», «Каштан», «Сосны», «Камни на экологической площадке», «Мини-водоем».
СЕНТЯБРЬ
1. Занятие «Здравствуйте, я – Лесовичок» Знакомство вновь пришедших детей с хозяином экологической
тропинки – Лесовичком. Работа с картосхемой.
2. Обзорная экскурсия по экологической тропе. Задача – познакомить с объектами экологической тропы,
показать как пользоваться картосхемой.
3. Целевая прогулка «Деревья и кустарники». Сравнение разных растений, выделение общих и отличительных
признаков деревьев и кустарников, закрепление названий деревьев (береза, липа, каштан, ель, сосна) и кустарников
(сирень, пихта).
4. Наблюдение «Пенек – теремок». Исследование насекомых и пауков – обитателей пня.
5. Наблюдение за деревьями и кустарниками. Наблюдение за изменением цвета листьев деревьев и
кустарников, за цветущими растениями (какие растения цвели летом, какие сейчас). Беседа о том, почему цветущих
растений осталось так мало. Наблюдение за птицами. Игры «К дереву беги», «Найди лист по образцу», «Найди
кустарник (дерево, цветок, траву) по описанию».
6. Сбор семян на клумбе, пересадка однолетних цветов в горшки (герань).
ОКТЯБРЬ
1. Целевая прогулка «К Березке». Цель – продолжать знакомить детей с деревьями, их строением,
внешним видом, формировать наблюдательность, рассказать о роли березы в жизни человека (березовый
сок, березовые почки).
2. Наблюдение за деревьями. Что такое листопад. Изучение контрастных по окраске листьев деревьев.
Длительное наблюдение за березой, липой, каштаном – как меняется окраска их листьев. Исследование:
«Какое дерево останется без листьев раньше других».
3. Наблюдение за птицами: какие птицы остались зимовать.
4. Наблюдение за травами: как они изменились.
5. Исследование зависимости характеристик песка от состояния погоды (теплый, когда солнечно; холодный и
твердый во время заморозков; сухой, рассыпается в руках, когда светит солнышко; если полить из лейки,
становится мокрым, темнеет).
6. Игры на прогулках: «Что сначала, что потом», «С какого дерева листок», «К дереву беги», «Цепочка слов»
(дети называют деревья, кустарники, птиц, ягоды).
7. Труд на прогулках. Сбор природного материала для поделок:
шишек, каштанов, листьев.
ДЕКАБРЬ
1. Цикл наблюдений «В гости к елочке». Цель: Закрепить знания об особенностях ели, познакомить с понятиями: «хвоя», «вечнозеленая», «иголки», рассказать о пользе ели.
2. Обзорная экскурсия по экологической тропе «Здравствуй, зимушки – зима!». Знакомство с зимними явлениями в неживой природе. Наблюдение за птицами на кормушках, их подкормка.
3. Наблюдение за снегом. Исследование снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Проведение опыта «Как вода превращается в лед». Изготовление цветных льдинок.
4. Труд: уборка участка от снега. Постройка снежных горок, снеговиков.
5. Игры на прогулках: «Кто мороза не боится», «Опиши, а я отгадаю» (птицы у кормушки), «Кто знает, пусть продолжает», «Следопыты» (птичьи следы, кошачьи, собачьи).
ЯНВАРЬ
1. Сравнение ели и сосны (у сосны иголки более длинные, мягкие и светлые; шишки короткие, округлые; сосна выше ели и т.д.).
2. Прогулка «Помоги Лесовичку». Цель: в игровой форме закрепить знания о природе, полученные на занятиях; развивать силу, ловкость, внимание, меткость.
3. Наблюдения за свойствами снега. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. Послушать, как скрипит снег, определить в какую погоду он скрипит.
4. Наблюдения за птицами: воробьями, синицами, воронами, сороками. Сравнить поведение птиц у кормушек, их внешний вид.
5. Исследование «Где быстрее растает снег». Внести в группу два стаканчика со снегом, один укутать в рукавицу. Понаблюдать, где быстрее растает снег.
6. Найти и рассмотреть ель, выброшенную после праздников, сравнить её с живой, растущей на экологической тропинке. Как можно спасти ели?
7. Труд: подкормка птиц, уборка снега, создание построек из снега.
8. В сильный снегопад «помочь» некоторым деревьям, стряхнув часть снега с веток.
ФЕВРАЛЬ
1. Занятие «Зимующие птицы». Цель: обобщить наблюдения за зимующими птицами, воспитывать у детей заботливое отношение к животным.
2. Целевая прогулка «В гости к деревьям». Признаки зимы.
3. Наблюдения за сугробами. Откуда они берутся? (В метель ветер наметает снег, который задерживается на возвышенных местах).
4. Наблюдение за ветром (зимний ветер злой, ледяной, колючий, холодный, лютый).
5. Наблюдении за птицами. Проведение исследования: в одну кормушку насыпать зерно, семечки, кусочки сала, а в другие – только хлеба. Понаблюдать какие птицы будут прилетать к этим кормушкам.
6. Игры на прогулках: «Что изменилось», «Следопыты» (сравнить следы вороны и воробьев), «Найти по названию», «Когда это бывает».
7. Труд на прогулках: расчистка дорожек от снега, подкормка птиц.
МАРТ
1. Исследование «Как узнать растение». Сравнение дерева и кустарника, выявление их отличительных признаков. Изучение частей растения.
2. Экскурсия по экологической тропинке «Здравствуй, весна!» (в конце месяца). Поиск первых признаков весны (оседание снега у стволов деревьев, почки на сирени, сосульки на солнечных сторонах крыш и т.д.).
3. Наблюдение за снегом: иногда он идет вместе с дождем, снежный покров стал серым, в теплую погоду снег липкий. Что такое наст.
4. Наблюдение за сосульками. Сравнение сосулек на солнечной стороне здания и на теневой.
5. Наблюдение за деревьями. Почему около стволов деревьев появились воронки?
6. Наблюдение за птицами: все чаще слышны голоса птиц, которые чувствует приближение весны.
7. Исследование: подставить ладошку под солнечные лучи, чтобы выяснить, стало ли солнышко пригревать.
8. Исследование: потрогать воду, капающую с сосулек (вода еще очень холодная, поэтому растения только начинают просыпаться после зимы, но пока не растут).
9. Сбор обломанных ветром веток. Наблюдение в группе за ветками, поставленными в воду, и за ветками деревьев на участке.
10.Игры на прогулках: «К дереву беги», «Летают – не летают», «Следопыты», «Найди по описанию».
11.Труд на прогулках: уборка снега на участке, посыпание дорожек песком.
АПРЕЛЬ
1. Целевая прогулка. Цель: учить видеть красоту природы, наслаждаться ею, стремиться её сохранить.
2. Исследование «Что происходит с почками».
3. Наблюдение за капелью. Что значит выражение «звенит капель»? Почему это явление природы называется «капель»?
4. Наблюдение за почками на деревьях (береза, липа). Как они изменяются?
5. Исследование «Где быстрее растет сосулька». Положить две одинаковые сосульки в разных местах (на солнце и в тени).
6. Игры на прогулке: «Найди дерево по описанию», «Загадай – мы отгадаем», «Съедобное – несъедобное», «Птички».
7. Праздник «День Земли».
8. Конкурс для родителей: «Птицы прилетели» (изготовление птиц из природного материала).
9. Конкурс детских рисунков «Портрет Земли».
10.Природоохранная акция «Чтобы деревья были большими» - субботник с привлеченим родителей, побелка
деревьев, перекопка земли вокруг деревьев, полив деревьев. Дети собирают мусор на участке.
1. Экскурсия по экологической тропинке. Поиск признаков весны (Изменение цвета неба, количество солнечных лучей, таяние сосулек, капель, появление проталин, набухание почек на деревьях и кустарниках).
2. Наблюдение за лужами и ручьями. Откуда они берутся? (Отметить повышение температуры днем, которое приводит к таянию снега, а следовательно, к образованию луж и ручейков).
3. Наблюдение за птицами.
4. Наблюдение за сиренью. Почему у сирени листья распускаются раньше, чем у других деревьев? Наблюдение за цветами сирени.
5. Наблюдение за насекомыми. Как они двигаются? В каких местах их больше.
6. Целевая прогулка «На лужок». Наблюдение за травами и цветами на лугу.
«День цветов» - подготовка клумб, рыхление почвы, посадка семян цветов в землю.
«Майский букет» - выращивание тюльпанов и нарциссов ко Дню Победы, уборка территории у Мемориала
участников войны.
ИЮНЬ
1. Наблюдение за одуванчиком.
2. Цикл наблюдений «Сосна летом». Связь дерева с другими растениями и животными; лечебные свойства дерева, исследование смолы – живицы.
3. Праздник «Во поле береза стояла».
4. Труд: уборка мусора (фантиков, бумажек) на экологической тропинке; полив цветов на альпийской горке.
5. Игры на прогулках: повторяются все природоведческие игры.
ИЮЛЬ
1. Наблюдение за липой – деревом медоносом. Исследование цветков липы, наблюдение за насекомыми, которые их посещают.
2. Наблюдение за листьями деревьев и кустарников. Сравнение их по цвету, форме.
3. Цикл наблюдений за божьими коровками.
4. Цикл наблюдений за жуками-солдатиками.
5. Наблюдения «Кто-кто в водоемчике живет» (за обитателями водоемчика).
АВГУСТ
1. Беседа о насекомых и наблюдение за ними.
2. Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета».
Поиск признаков лета.
3. Наблюдение за солнечными часами.
4. Наблюдение за поведением муравьев перед дождем.
5. Природоведческие игры на прогулках.
6. «Чистое утро» - уборка территории детского сада
Верзунова Юлия Викторовна
Дата ___________
Тема недели: Экологическая тропа.
Итоговое занятие: выставка детских работ из природного материала «Дары осени».
Цель: освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, развитие познавательного интереса к миру природы .
Задачи: 1. Приобщать детей к наблюдению за природой, окружающей действительностью, развитие познавательной активности.
2. Знакомить с новыми природными объектами, развивать внимательность, наблюдательность, смекалку, учить устанавливать причинно – следственные связи, размышлять формулировать выводы, отстаивать свое мнение.
3. Учить правильному поведению в природе на примере литературных произведений Е. Чарушина и В. Бианки.
4. Воспитывать интерес к окружающему миру и любовь к природе, расширять кругозор.
ОД детей и взрослых
Понедельник.
Физи-ческое разви-тие
Организация ОД
на основе двигательной деятельности в интеграции с познавательной деятельностью.
Тема: Цифра 5
Цель: Познакомить с цифрой 5.Закрепить представление о количественном составе числа 5 из единиц.
2. Физическое развитие. (физ. культ. на улице)
Тема: Упражнение в чередовании ходьбы и бега .
Цель: Упражнять в чередовании ходьбы и бега; развивать быстроту и точность движений при передаче мяча, ловкость в ходьбе между предметами.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа «Земля наш общий дом» .
Чтение «Лесная газета» В. Бианки.
На прогулке наблюдение за птицами на участке.
П\ и « День – ночь» .
Гимнастика после сна «Птицы»
Игра – викторина «Земля – планета, на которой мы живём» .
Экологические ситуации для детей:
– Что было бы на Земле без воды?
– Что нужно для того, чтобы воздух был чистым?
– Почему умирает лес?
– Что ты можешь сделать для сохранения и приумножения природы? И т. д.
Инсценировка сказки «Лиса, кот и петух»
Внести необходимую атрибутику для игры.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.
Приоритетные виды детской деятельностиОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Втор-ник.
Речевое разви-тие
Организация ОД на основе речевой деятельности в интеграции с двигательной и изобразительной деятельностью.
1.Физическое развитие (физ. культура).
Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.
2.Речевое развитие (обучение грамоте).
Тема: «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».
Цель: Продолжать знакомить с многообразием слов. Побуждать к самостоятельному чтению пословиц.
3.Художественно-эстетическое развитие (рисование).
Тема: Золотая осень.
Цель: Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит; закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа: «Мусор Земле не к лицу…»
Чтение и заучивание стихотворения А. Усачева «Мусорная фантазия»
Просмотр презентации «Откуда берется и куда девается мусор?»
На прогулке наблюдение за деревьями на участке.
П\ и «Солнечный зайчик»
Гимнастика после сна «Птицы»
Просмотр фильма «Самая лучшая планета в Галактике»
Цель: вызвать интерес к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека; формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать его состояния от действий человека; воспитывать любовь к природе.
Литературный день «Мы читаем Л.Н. Толстого
Цель: Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.
Индивидуальная работа с Андреем Н, Таней -продолжать развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки (перелезать, подползать, приземляться в прыжках).
Презентация «Откуда берется и куда девается мусор?»
Видеозапись фильма «Самая лучшая планета в Галактике».
аНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Экологическое образование в семье»
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Среда
Соци-ально – комму-ника-тивное разви-тие.
Организация ОД
на основе коммуникативной деятельности в интеграции с познавательно-исследовательской и конструктивной деятельностью.
1.Познавательное развитие (ФКЦМ).
Тема: «Дружная семья»
Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о семье.
Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким. Закреплять знания имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Развивать речь. Воспитывать чувство гордости за свою семью, желание заботиться о близких.
2. Познавательное развитие. (ПИПКД).
Тема: Превращение.
Цель: Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа « Что мы знаем о воде?»
Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды
На прогулке наблюдение за солнцем.
П\ и : «Земля, вода, огонь, воздух», «Выше ноги от земли».
Дидактическое упражнение "Угадай по описанию"
Заучивание стихотворение Н. Григорьевой «Песня дождя»
Беседа «Пожарная безопасность»
Рассматривание иллюстраций.
Рисование в книжках-раскрасках.
Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Совместный рисунок родители и дети «Берегите Землю»
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Четверг
Познава-тельное развитие
Организация ОД
на основе познавательной деятельности в интеграции с художественно – эстетической деятельностью.
1. Познавательное развитие (ФЭМП).
Тема: Цифра 6.
Цель: Познакомить с цифрой 6. Учить составлять число 6 из единиц.
2. Художественно – эстетическое развитие (аппликация).
Тема: Осенний ковер .
Цель: Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета.
3. Физическое развитие (физическая культура).
Тема: Упражнение детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля)
Цель: Упражнять детей в ходьбе и беге с четким фиксированием поворотов (ориентир - кубик или кегля); развивать ловкость в упражнениях с мячом, координацию движений в задании на равновесие.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа « Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
Дид. игра «Экологический светофор»
На прогулке наблюдение за погодой.
Трудовая деятельность.
Сбор палок, сломанных веток.
Цель: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.
П. игры «Совушка»; «Веревочка»
Гимнастика после сна: «Птицы»
Чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила – была река»
Цели: познакомить со сказками о природе; развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению в природе.
Беседа «Бережное отношение к живой природе»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому.
Самостоятельная двигательная деятельность детей с физоборудованием: скакалками, обручами, мячами, кеглями.
Инвентарь для трудовой деятельности: совки, веники, пакет для мусора.
Для игровой деятельности: скакалки, обручи, мячи.
Консультация для родителей на тему : « Экологическое воспитание детей в семье».
Приоритетные виды детской деятельности
ОД детей и взрослых
Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности
Индивидуальная ОД детей (виды деятельности и соответствующие формы работы)
Проектирование предметно-пространственной среды в рамках реализации образовательной темы
Взаимодействие с родителями /социальными партнёрами
Пятни-ца
Художественно-эстети-ческое разви-тие
Организация ОД
на основе изобразительной деятельности в интеграции с музыкальной деятельностью.
1.Речевое развитие (развитие речи)
Тема: Звуковая культура речи
Цель: Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
2.Художественно- эстетическое развитие (рисование).
Тема: Придумай, чем может стать красивый осенний листок»
Цель:
Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании.
3. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность)
по плану музыкального руководителя.
Прием детей.
Проведение УГ (комплекс № 2)
Беседа об охране природы.
На прогулке наблюдение за сезонными изменениями, которые произошли в природе.
П\ и «Птички в гнёздышках», «Выше ноги от земли».
Самостоятельная деятельность. Рисование на песке
Чтение экологической сказки: «Кто землю украшает», «Могучая травинка».
Гимнастика после сна «Птицы»
Д/игра «Составь картинку»
Экологическая викторина «Знатоки природы».
Рассматривание иллюстраций осенний лес .
Сюжетно-ролевые игры.
Иллюстрации по теме.
Пополнение книжного уголка.
Плакат «Береги планету эту, ведь другой на свете нету»
Наталья Менщикова
Проект «Экологическая тропа участка группы «Звездочки»
Экологическая тропа на участке детского сада
Вид проекта : досугово-познавательный
Продолжительность : долгосрочный (в течение двух лет) .
Участники : дети средней и старшей групп, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область : ознакомление с окружающим
Актуальность :
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно -исследовательской деятельности на участке детского сада . Поэтому, мы в своей практике предоставляем детям такую возможность приобщения к исследовательской работе на этапах экологической тропинки нашего участка , как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры , экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи проекта :
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе
Предполагаемый результат : умение детей вести себя экологически грамотно в природе .
Предварительная работа : наблюдения, сбор материала, беседы,
Роль родителей в реализации проекта : помощь в подготовке пособий, изготовления оборудования, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии .
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта : привлечение муз работника, физ. работника, психолога, завхоза.
Продукт проектной деятельности : план-схема экологической тропы участка детского сада , фотографии, папки-проекты , рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры , коллекции, зона экспериментирования в группе, мультимедийные презентации региональной направленности : «Деревья» , «Растения луга» , «Животные» , «Красная книга» , «Насекомые» , семейный экологический десант , экологические знаки .
Паспорт видовых точек экологической тропинки участка группы «Звездочки»
ОБЪЕКТ №1 «Лавочка-отдыхалочка»
Объекты для наблюдений :
природные объекты участка в разное время года
эстетическое развитие
чтение художественной литературы
творческая мастерская
видеть красоту и неповторимость каждого цветка, каждой травинки
формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться о природе
ОБЪЕКТ №2 – «Зеленая аптека»
Объекты для наблюдений :
1. Крапива
2. Одуванчик
3. Подорожник
4. Тысячелистник
прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростам, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
рассматривание и сбор семян растений
беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения
игры с детьми «Мы растения» , «чем полезна» , «чей листочек»
сенсорное развитие детей
ОБЪЕКТ №3 – «Кусты»
Объекты для наблюдений :
экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года
исследование внешних особенностей : лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой
связь с животным миром
польза для человека и забота человека.
ОБЪЕКТ №4– «Деревья»
рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года
сравнение их между собой
забота человека о деревьях
проведение исследований : дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева
сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений
связь с животными
ОБЪЕКТ №5 - «Царство удивительных пеньков»
Объекты для наблюдений :
столики, грибки, стульчики из пеньков.
естественное старение дерева
рассматривание мха и древесных грибов
использование луп для наблюдений
создание условий для второй жизни старых вещей
исследовательская деятельность
ОБЪЕКТ №6 «медоносный островок»
Объекты для наблюдений :
связь с животными и насекомыми
сравнение травы и мха
рассматривание «тропинки » муравьёв
использование луп для наблюдений
список растений на лугу
разное время цветения растений
список увиденных насекомых
наблюдение за ростом растений и созреванием семян (на примере одуванчика)
исследовательская деятельность
характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды
ОБЪЕКТ №7 «Птичий городок»
Объекты для наблюдений кормушки на участке группы «Звездочки» .
предназначение кормушек
рассматривание домика для птиц
наблюдение за птицами
слушание пения разных птиц в записи
выработка правил поведения
ОБЪЕКТ №8 «Город мастеров» . (Песочница)
Объектом для наблюдений стали песок, вода, снег.
исследовательская деятельность
проведение опытов и экспериментов
коллекционная работа
коллективный труд
творческая работа
ОБЪЕКТ №9 «Тропа здоровья »
Объекты «лягушачьи кочки» , «лесенка - сороконожка» , «качели пилигримов» , «радуга-улитка» , «голубое озеро»
укрепление здоровья
формирование устойчивой привычки к двигательной активности
творческая работа
ОБЪЕКТ №10 «Хочу все знать»
Веранда на участке группы во время неблагоприятных погодных условий
сенсорное развитие детей во время прогулок
беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.)
эстетическое развитие
чтение художественной литературы
дидактические и настольные игры
Просмотр книжных иллюстраций и фото из жизни животного и растительного мира
театрализованная деятельность
творческая мастерская
ОБЪЕКТ № 11 «Цветник»
Объекты для наблюдений :
1. Бархатцы
3. Питуния
прогулка и наблюдение за ростом цветов, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
рассматривание и сбор растений для гербария
беседы с детьми о разнообразии цветов
игры с детьми «Мы - растения» , «самый красивый цветок»
сенсорное развитие детей
ОБЪЕКТ № 11 «Мини огород»
прогулка и наблюдение за ростом растений в огороде, рассматривание листьев, плодов. Сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев
рассматривание и сбор плодов.
беседы с детьми о разнообразии овощей, зелени.
игры с детьми «наш огород» , «полезные овощи»
познавательное развитие детей.
Проект
Выполнила:
Артюшенко Юлия Валерьевна
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Информационная карта проекта…………………………………………...8
Паспорт проекта……………………………………………………………17
Реализация проекта………………………………………………………...23
Литература …………………………………………………………………3 2
Приложение………………………………………………………………...3 4
Введение
Характерной особенностью нашего време ни является активизация гуманистических тенденций в образовании подрас тающего поколения (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, В.А.Ситаров и др.).
Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохране ние и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.).
).
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.
Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.
Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.
Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Э кологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.
Цель работы : формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи : углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
Познавательные беседы
Дидактические игры
Проведение наблюдений за объектами природы
Подвижные игры
Проведение праздников
Организация экскурсий по экологической тропе
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
Чтение произведений о животных и растениях
Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
Составление сказок
Оформление материалов проекта
Конституция Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, в редакции от 13.01.96)
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)
Экологическая доктрина Российской Федерации (2002)
Всемирный доклад по мониторингу «Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Изд. ЮНЕСКО, 2007.
Экологический кодекс Москвы от 16.06.2004
Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»
Конвенция о Правах ребёнка
Закон «О развитии образования в городе Москве» (от 20 июля 2001г.)
Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования («Столичное образование на 2012-2016 г.г.»)
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г.
№ 91)
Концепция дошкольного образования
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 №89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»
Методическое письмо МО РФ от 07.01. 99г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного воспитания»
Ценностно-целевые установки проекта
Приоритетные направления государственной политики РФ
Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России и города Москвы как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира.
Развитие умений и навыков в акмеологической подготовке взаимодействия студентов, продуктивного взаимодействия с детьми в области экологического и ноксологического образования, воспитания экологической безопасности.
Формирование и развитие экологического сознания и поведения студентов.
Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе мегаполиса и всей страны.
Исходные концептуальные положения проекта
Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных студентов, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования.
Применяемые технологии
Технология критического осмысления
Технология взаимного обучения
Технология проектного обучения
Проблемно-модульное обучение
Диалог культур
Культурные практики
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
Технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное)
Интегрированные технологии
Технология портфолио
Технология модерации (коучинг)
Формы работы
Межпредметные
Интегративные
Коммуникативные
Активные
Дискуссионные
Использование ИКТ
Доминирующая деятельность
Внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов
Информационная
Исследовательская
Проектно-исследовательская
Практико-ориентированная
Предметно-содержательная область
Межпредметная
Надпредметная
Форма организации
Групповая
Учебно-методическое оснащение
Научная литература
Методическая литература
Нормативно-правовые документы
Энциклопедии
Информационное оснащение
Печатные источники
Интернет-ресурсы
Компоненты содержания
Проекта
«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»
Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и эле ментарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования.
Когнитивный - предусматривает получение студентами знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума.
Деятельностно-творческий - предполагает включение студентов в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности.
Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Ключевые слова проекта
Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.
Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.
Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.
Экологическое мышление - это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности.
Экологическая воспитанность - результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного пре образования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.
Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.
Экологизация сознания – этопроцессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания - это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды.
Экологическое сознание - это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нрав ственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание - констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы.
Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно
значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера.
Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.
Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.
Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций.
Экологическая компетенция - это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона.
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.
Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Деятельностный подход -
Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.
Предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности
Паспорт Проекта |
|
Название Проекта | Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении |
Обоснование актуальности Проекта | Особую значимость становление бережного отношения к природе приоб ретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отно шения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др. ). Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках. В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры. |
Методологический базис Проекта | Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста? Цель Проекта : создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе. Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий: будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения; экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением новой деятельностной парадигмы дошкольного образования; будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей; будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера. В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи: изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников; разработать проект и апробировать в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста; сделать выводы по результатам реализации проекта; формировать у дошкольников элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязях; изучать взаимодействие живых организмов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед; исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения живых организмов; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать; отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой); изучать влияние деятельности человека на окружающую среду. Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт - (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин). Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн). Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Научная новизна исследования заключается в следующем: в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступают особенности ФГТ; в уточнении структуры и содержания основных компонентов экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ; в разработке инновационной модели эколого-развивающей предметной среды ДОУ на модульно-компетентностной основе; в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность. |
Участники | Воспитатель, дети, родители |
Срок реализации | Весенне-летний период (март-апрель-май-июнь) |
Функции проекта | Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания. Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего). Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году. |
Интеграция познавательных областей | Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура. |
Предполагаемые результаты | повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей; у детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы; формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия; дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности. |
Реализация проекта Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: Цветник Кустарники Деревья Птицы Луг Перспективный план по маршруту экологической тропы (разработан для старшей и подготовительной группы.) - уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;Учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия. | Многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула. |
|
«Кустарники» «Деревья» | Закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки; Учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам; Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам. | Сирень; шиповник; берёза; ель; клён; рябина. |
«Птицы» | Углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни; Сформировать представления о роли птиц в жизни леса; Воспитывать бережное отношение к птицам. | Птицы: голуби, воробьи, вороны, сороки. Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях. |
«Луг» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев; Дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях; Воспитывать чувство бережного отношения к природному сообществу луга. | Цветы: мать-и-мачеха, одуванчик, ромашка, клевер. Травы, насекомые. |
1 этап. Подготовительный
Задачами реализации проекта на первом этапе являются:
вхождение в проблему,
вживание в игровую ситуацию,
принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.
Проектная деятельностьЗадачи
Сроки реализации
Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»
Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире
За неделю до начала проекта
Подбор методической литературы
Методическое обеспечение проекта
Подбор художественной литературы
Информационное обеспечение проекта
В течение недели до начала проекта
Изготовление дидактических пособий по теме
Обеспечение проекта наглядными материалами
В течение недели до начала проекта
Написание конспектов занятий
Планирование предстоящей работы
В течение недели до начала проекта
2 этап. Содержательный
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Проектная деятельностьЗадачи
Сроки реализации
Познавательная беседа «Весна пришла»
Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны
1 неделя марта
Наблюдение за первоцветами в цветнике
Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию
2 неделя марта
Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки»
Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря
3 неделя марта
Грамзапись П.И.Чайковского «Вальс цветов»
Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений
4 неделя марта
Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа)
Обучение детей передавать характерные особенности цветов, используя технику оригами.
Развитие воображения
1 неделя апреля
Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной
Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках
2 неделя апреля
Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок»
3 неделя апреля
Составление сказки «О дереве»
Развитие связной речи, активизация словаря и словаря признаков
4 неделя апреля
Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года»
Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений
1 неделя мая
Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево»
Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта «Экологическая тропа»
2 неделя мая
«Праздник русской берёзки»
Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.
3 неделя мая
Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке»
Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида
4 неделя мая
Наблюдение за птицами на территории д/ c .
Беседа «Какую пользу приносят птицы»
Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят
1 неделя марта
Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению»
Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.
2 неделя марта
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья»
Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.
3 неделя марта
Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями
М. Пришвин,
Н. Сладков
Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации
4 неделя марта
Беседа «Как зимуют птицы»
Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года
1 неделя апреля
Чтение рассказа
В. Бианки «Лесные домишки»
Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли
2 неделя апреля
П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки»
Развитие способности к имитации движений, координации движений
3 неделя апреля
Наблюдение за растениями на лугу.
Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.
Закрепление названий луговых и садовых растений.
Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы
1 неделя мая
Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер»
Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов
2 неделя мая
Наблюдение за насекомыми.
Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.
Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.
3 неделя мая
Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.
Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.
4 неделя мая
Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга»
Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы.
1 неделя июня
Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,
«Летает, не летает»
Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях
1 неделя июня
Лепка «Стрекоза и муравей»,
«Гусеница на листке», «Улитка»,
Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию
2 неделя июня
Продуктивная деятельность:
«Нарисуй муравейник»,
«Построй сам муравейник»
Развитие творческих способностей, познавательного интереса