Христианство и общечеловеческие ценности. Христианские ценности: основные принципы, значение, традиции
Выражение христианские ценности возникло только в 20-м столетии, когда в западной философии сформировалась теория ценностей, получившая название аксиология (греч. axia - ценность и logos - учение, слово). Ценность - это значимость известного объекта (идеального или материального) в отношении к целям, стремлениям и потребностям человека. Понятие нравственная ценность впервые появляется в этике И.Канта. Он писал: «Суть всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон непосредственно определяет волю» (Критика практического разума. Гл.3. О мотивах практического разума). Попытку систематической разработки категории ценность первым предпринял Рудольф Лотце (1817–1881). Он рассматривал человека, как микрокосм, для которого ценности обладают безусловной значимостью, поскольку основой мира является Бог как верховная Личность. Труды Р.Г.Лотце определили направление в философии (В.Виндельбанд, Э.Гуссерль, Г.Риккерт, Г.Коген, П.Наторп, М.Шелер), которое противостояло этическому натурализму и релятивизму в учении о ценностях. Так, Макс Шелер писал: «существуют подлинные и истинные ценности качества, образующие собой собственную область предметов, которые обладают своими особыми отношениями и взаимосвязями, и уже как ценностные качества могут быть, например, высшими и низшими и т. д. Но если это так, то между ними могут существовать порядок и иерархия, которые совершенно независимы от бытия мира благ, в котором они проявляются, равным образом от движения и изменения этого мира благ в истории, они же и «априорны» в отношении его постижения» (Формализм в этике и материальная этика ценностей).
В противоречии с таким пониманием природы ценностей представители различных идеологических течений пытались доказать относительность ценностей. Последовательно проведенный релятивизм в аксиологии неизбежно приводит к материализму, а в этике - к нигилизму. Это наиболее разрушительно проявилось в философии Ф.Ницше и в марксизме.
- Карл Маркс: «Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали… Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов» («Немецкая идеология»).
- Ф.Ницше: «В сущности в моём слове имморалист заключаются два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, - добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства… В этом смысле именует Заратустра добрых то «последними людьми», то «началом конца»; прежде всего он понимает их как самый вредный род людей, ибо они отстаивают своё существование за счёт истины, равно как и за счёт будущего» («Ecce Homo. Как становятся сами собою»). В 1943 году Б.Муссолини получил к своему шестидесятилетию в подарок от А.Гитлера полное собрание сочинений Ф.Ницше.
Релятивизм в понимании ценностей, доведенный до логического конца, стоил жизни сотням миллионов людей в России, Германии и некоторых других странах.
Христианство исходит из понимания ценности как абсолютного блага, имеющего значимость в любом отношении и для любого субъекта. Христианские ценности не сводятся только к евангельским заповедям и нравственным правилам. Они составляют целую систему.
Высшим благом, являющимся источником и всех остальных ценностей, для христианина является Богооткровенная истина о Пресвятой Троице как абсолютно совершенном Духе. Божество является не только абсолютным Разумом и Всемогуществом, но и всесовершенной Благостью и Любовью (Бог любы есть). Эта истина, подтвержденная многовековым духовным опытом, составляет как бы высшее звено в иерархии христианских ценностей, ибо является источником веры, которая является формирующим началом христианского мировоззрения. В системе христианских ценностей отводится важнейшее место также учению об уникальности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию.
Христианское учение открывает высокий смысл и цель жизни человека - блаженство в Царстве Небесном. Учение о спасении также занимает важнейшее место в системе христианских ценностей. На этом пути Слово Божие призывает к всестороннему, духовному совершенствованию (будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный). Достигается это совместным действием Божественной благодати и свободной воли. Ценность евангельских заповедей, определяется тем, что они даны нам Господом, как духовные законы, исполнение которых вводит нас в жизнь вечную.
Наконец, надо сказать о важной составляющей системы христианских ценностей - соборном духовном опыте Церкви, который запечатлен в богослужебных текстах, творениях святых отцов и житиях святых.
Христианские ценности - великое достояние человечества, но они становятся благодатным сокровищем только для тех, кто идет путем спасения. Человек делает выбор. «Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет» (Б.Паскаль).
Представляю вашему вниманию свой доклад на тему " Христианские ценности в образовании: преимущества и проблемы" , который был прочитан на круглом столе в Брестском Государственном техническом университете 30 мая 2012 года. Если кто заинтересован этой тематикой - читайте!
1. Что является основными христианскими ценностями?
Эксперты компании «Башкирова и партнеры», проведя опрос 1500 граждан, определили, что вера в Бога, любовь к ближнему и семья для большинства россиян - основные христианские ценности . Но очень часто второстепенные ценности занимают доминирующее положение в умах людей, что неизменно ведет к искажению всей сущности христианства, превращая его в нечто аморфное, а порой уродливое и неприятное. На самом деле в христианстве самой большой ценностью являются не вера в Бога, а библейский или Триединый Бог. Перенос акцента из библейского Бога на веру, пусть даже и христианскую, искажает суть христианства и часто приводит к безнравственности и растлению общества.
Западная демократия изначально базировалась на христианских ценностях любви к ближнему, не противлении злому и, что особенно важно, свободе совести. Но в конечном счете акцент на этом привел Запад к легализации однополых браков, пропаганде гомосексуализма, свободе выражения греховных форм жизни и т.д.
Христианство - это не демократия, а теократия, т.е. ориентация на Бога и Его волю. Именно от Бога, по глубокому убеждению христиан, от подчинения Его воле исходят истинные нравственность, культура и процветание общества.
Итак, самая главная ценность в христианстве - это Триединый Бог. Это убеждение у христиан сформировано не каким-то ученым, просветителем или богословом, а Самим Иисусом Христом. Вот что Он отвечает законнику: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» .
Второй ценностью является Библия или Слово Божье . Для христиан - это непререкаемый авторитет. Другими словами, все свои действия христианин должен проверять на основании письменного сообщения инспирированного самим Богом через Духа Святого. Все христианские авторы в первую очередь ссылаются на то, что говорит Ветхий и Новый Заветы, а уже потом на отцов церкви и других авторов.
И третьей ценностью для христиан является Церковь . Это не храм или Дом молитвы, а сообщество или собрание верующих в Иисуса Христа людей. Библия сравнивает Церковь с телом, главой которого является Иисус Христос, а верующих - разными членами его . Более того, Церковь, согласно писаниям апостола Павла, является столпом и утверждением истины .
А Христос называет Своих учеников в Нагорной проповеди светом и солью этого мира, что тоже соотносится и к Церкви .
2. Ограничения для христианских ценностей в образовании
Самым первым ограничением для христианских ценностей в образовании является Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях». Статья 9 гласит:
« Национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». Правда, далее говорится: «Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь» .
Закон был принят в 2002-ом году. Прошло 10 лет, другими словами, за это время ребенок поступил в школу и закончил ее, но так и не дошли к нему через образование христианские ценности, потому что препятствия созданы серьезные. И только православная церковь смогла заключить соответствующий договор и только в некоторых школах проводит во внеучебное время встречи с учениками.
Вторым ограничением для христианских ценностей в учебных заведениях является различное мировоззрение руководителей, преподавателей и родителей. По инерции многие люди в РБ все еще являются продуктом атеистического мировоззрения и они вообще не заинтересованы в преподавании христианских ценностей.
И если большинство людей согласятся, что нужно прививать детям хорошие нравы, учить их прилежности, послушанию, но учить их тому что есть Бог и нашей ответственности перед Ним, они считают неправильным.
Здесь же нужно сказать, что не все согласны с тем, чтобы представлять учащимся библейского Бога. Появляется все больше людей, которые хотят утверждать мусульманское мировоззрение о Боге или даже языческое. Таким образом, из образования выпадает самая основная ценность христианства - Бог.
И это не удивительно. Даже в США, где на денежной банкноте еще в 1864 году была утверждена надпись « In God We Trust », что переводится как «Мы доверяем Богу» или же «Наша уверенность в Боге», идет постоянная борьба против молитв и преподавания религии в учебных заведениях.
Кстати, надпись на американских деньгах появилась в результате того, что в национальном гимне его автор Фрэнсис Скотт Ки написал: «…And this be our motto: "In God is our trust"», т.е.: «…И это будет нашим девизом: «В Боге наше упование». «1 ноября 2011 года Члены Палаты представителей США поддержали резолюцию, подтверждающую статус национального девиза Соединенных Штатов In God We Trust» .
Тем не менее, Верховный суд США по настоянию госпожи Мадлен Мюррей О’Хэйер с атеистическим мировоззрением в 1963 году запретил практику молитв в государственных школах. И такое решение приняли судьи, которые были практикующими христианами, кроме одного . Это результат того, что свобода совести в США была поставлена выше Бога.
Только теперь американцы до конца узнали, кто эта женщина, которая так рьяно сражалась против отмены молитв в школах, и к чему довело ее безбожие. В настоящее время ее сын Билл Мюррей (ради которого она сражалась против молитв в школе) отказался от атеизма, стал христианином и одной из своих задач жизни считает возвращение молитвы в школы США .
Так что борьба против преподавания самых главных христианских ценностей была и будет очень жестокой, и в нашем постатеистическом государстве люди все еще настроены негативно в отношении молитв и другой христианской практики даже на факультативном уровне в школах.
Еще одно ограничение в образовательных учреждениях христианским ценностям находится на уровне христианских конфессий. Существует несогласованность между ними, взаимная критика и непринятие некоторых аспектов учения, что непременно приводит к конфликтам.
В России стали преподавать предмет «Основы православной культуры». Безусловно, что предмет с таким названием автоматически отсекает представителей других христианских конфессий. Вместо сторонников предмета, они превращаются в его противников, что непременно скажется на российском обществе. Разумно было бы найти компромиссное название и общую программу, которую бы поддержали основные христианские конфессии.
С другой стороны, можно было бы создать специальную подборку статей, в которых на доступном для детей языке дать описание существующих в Беларуси религиозных общин и организаций, и важно, чтобы они сами дали информацию о своей вере и жизни.
3. Преимущества христианских ценностей в светском образовании
Современное общество страдает от вакуума авторитетов. Дети не видят авторитета в своих родителях и преподавателях. Простые люди не уважают своих непосредственных и даже высших начальников. Не секрет, что существуют преступные авторитеты, которые силой и обманом берут власть в свои руки и терроризируют общество.
Когда нет у народа высшего авторитета, тогда нет авторитета и на семейном уровне. А если нет авторитета, кто может задать тон, сказать, что верно, а что нет, что плохо, а что хорошо? Вопрос не решается на уровне таких авторитетов, как Владимир Маяковский, который отвечает мальчикам, что такое хорошо и что такое плохо. Сегодня школьники задают вопросы поглубже, они хотят знать, почему это плохо и кто сказал, что это плохо. Сам В. В. Маяковский не может быть теперь авторитетом фактически никому, так как на самом деле вел аморальный образ жизни и закончил жизнь самоубийством .
Самой большой ценностью или самым высшим авторитетом для христиан является библейский Бог . Авторитет и репутация Бога выше нашей критики. Благо ребенку с самих ранних лет знать, что есть высочайший и абсолютный авторитет, который установил правила и определил, что такое хорошо и что такое плохо. Более того, ребенок будет знать, что все его поступки и дела открыты перед Богом и он ему будет давать отчет за свою жизнь. Но самое главное в отношениях ребенка и Бога заключено в том, что даже если ребенок обделен любовью и вниманием в своей семье, он всегда может рассчитывать на любовь, заботу и понимание Небесного Отца.
И так как мы имеем дело с Триединым Богом, который явил себя через Иисуса Христа, то следует ребенку дать развернутое учение о Нем из Писания.
Второе, ребенок узнает, что есть безупречная книга , как писал русский литературный критик В. Г. Белинский: «Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой божественной книги» .
Благо человеку, если он знает книгу, которая является авторитетом для всей нации и страны, которая безошибочно определяет, что такое хорошо и что такое плохо. Именно от Бога и из Его Слова, т.е. Библии, исходят нравственность, порядок, устройство и процветание семьи и общества. Если человек подчиняется написанному в Священном Писании, значит он сеет добрые семена себе и своей семье на будущее, чтобы получить добрый урожай.
Дети изучают в школе и в институте много различных книг и человеческих произведений. Почему бы их не познакомить с Книгой всех книг. Уроки этики или нравственности должны включать в себя непревзойденное учение Христа.
Наконец, третье, в своих устремлениях к Богу отдельный человек не одинок. Узнав о Боге и о Его Слове, каждый, особенно подросток, жаждет увидеть реальных людей, которые всерьез, на самом деле веруют в Бога и следуют Его заповедям. На земле всегда существовало и существует сообщество людей, которое называется церковью. Она отвечает на вызовы времени, стараясь утверждать библейские доктрины в обществе. Церковь несет ответственность за то, чтобы быть распространителем евангельского учения. Хорошо, если учащиеся получат непредвзятую информацию о церкви и будут знать, куда можно обратиться для углубления своих духовных познаний. Но все-таки здесь самое главное, чтобы ребенок в церкви встретил целостных людей, которые живут так, как учат.
К сожалению, вместо того чтобы дать ребенку объективную информацию о существующих церквах, его часто запугивают евангельскими церквами. А надо было бы в умах детей создавать позитивный образ церкви, чтобы они с радостью, без страха шли туда. Насколько в советские годы церковь клеймилась в учебных заведениях, так в наше время она должна там приобрести положительный имидж.
Заключение
Итак, какую информацию дать ребенку и молодому человеку изначально в учебных заведениях? Искренне сожалею, что в школах и ВУЗах преподается однобокое, если не откровенно атеистическое, то проатеистическое мировоззрение, прописанное в учебниках по биологии и истории. Было бы справедливо давать ребенку изначально объективную картину нашего мира, т.е. показать ему во что вообще верят люди. И если по статистике в мире христианство является самой многочисленной религией, так почему бы христианское мировоззрение в Республике Беларусь, которая устами Президента заявила, что она строит государство на основе христианских ценностей , не формировать у детей уже в школах и в ВУЗах.
Считаю, что материал об основных христианских ценностях нужно включить в учебники по истории, литературе и биологии и не надеяться, что этот вакуум заполнят внеурочные занятия.
Важно, чтобы были разработаны учебники, включающиеся в себя учение креационизма, т.е. взгляд ученых-христиан на начало жизни на земле и вообще вселенной. Первые главы Библии говорят о том, что Бог есть Творец всего сущего, в том числе и семьи.
Хорошо дать ребенку информацию не только о языческих богах в историческом плане, но познакомить его в какого Бога верят христиане, особенно обратить внимание на образ Иисуса Христа, который, по словам В. Белинского, является идеалом человеческого совершенства .
Ну и безусловно, надо чтобы дети знакомились с нравственным учением Библии, потому что без этого они не способны понимать ни классиков, ни вообще культуру нашей страны. В свое время А. Пушкин писал: « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике…» .
Если мы соглашаемся с классиком, тогда почему в учебных программах сама книга книг широко не представлена?
Наконец, необходимо непредвзято и откровенно рассказать ребенку о существовании церкви, при чем не одной какой-то конфессии, а всего спектра направлений в христианстве. Один человек, родом из Беларуси, недавно рассказал, что искал Бога, но в связи с тем, что официальная пропаганда упреждала против сект, боялся перешагнуть порог какой-либо церкви, чтобы не попасть в секту. Только попав по рабочей визе в Канаду и познакомившись с верующими соседями, пошел в евангельскую церковь и нашел там себе братьев и сестер.
Хорошо, если новые учебники будут разработаны с участием представителей всех официально признанных конфессий, чтобы избежать ошибок и не давать детям однобокую, тенденциозную и непроверенную информацию.
1 http://uucyc.ru/statistics/item/128
2 Евангелие от Марка, глава 12, стихи 29-30.
3 1 Коринфянам, глава 12, стихи 14- 27; Послание Ефесянам, глава 5 стих 23.
4 Первое Послание к Тимофею, глава 3, стих 15.
5 Евангелие от Матфея, глава 15, стихи 13-14.
6 Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях», Статья 9.
7 http://ru.wikipedia.org/wiki/In_God_We_Trust
Что же в христианском учении так привлекало людей? Видимо, целый ряд его особенностей.
Во-первых, идея равенства всех людей перед Богом, мысль о том, что для Бога нет ни эллина, ни иудея, контрастировала с античной идеей естественности неравенства, противопоставлением эллинов и варваров, а позже римлян и варваров.
Во-вторых, гуманность как абсолютное добро, проповедь любви и сострадания, полное бескорыстие этой любви. Если в культуре классической античности доминировало платоновское понимание справедливости как пропорциональной взаимности, то христианское бескорыстие любви к ближнему, проявилось в поразительном призыве любить врагов наших, благотворить ненавидящих нас, благословлять проклинающих нас.
Наконец, видимо, немаловажную роль в распространении христианства, сыграла его обращенность к иррациональной сфере мироздания и внутреннего мира самого человека, т.е. вере как особому эмоционально-волевому состоянию, чувствам, переживаниям, мистической интуиции, божественному откровению.
Важнейшей задачей церкви было воспитание масс в духе христианства. Это был длительный и сложный процесс. Во все уголки Европы рассылались миссионеры, новая религия постепенно овладевала варварским миром. Но само по себе обращение в христианство еще не означало, что вчерашние язычники примут новые представления о мире и Боге, усвоят новые нормы морали - одним словом, станут христианами на деле, а не формально. Нужно было изменить сознание людей, и большую роль в этом сыграли приходские священники. В приходе, в низовом звене церковной организации, священник объяснял своим прихожанам смысл учения Христа, внушал понятие о грехе и добродетели.
При этом церковь, как правило, шла на компромиссы с массовым сознанием, стремясь привлечь к себе людей и сознавая, что далеко не всем доступны сложные теологические проблемы. Для «простецов» была создана специальная литература, в кото-
рой догматика христианства упрощалась и даже видоизменялась, приноравливаясь к народным верованиям. «Популярное» богословие подстраивалось к народному сознанию. Вместе с тем, под влиянием христианской системы ценностей сознание людей существенно менялось. В нем постепенно закреплялись иные, по сравнению с языческими, идеалы, новые представления о человеке и мире.
Христианство - религия спасения. Для него сутью истории мира является отпадение человечества (в лице Адама и Евы) от Бога, подчинившее человека власти греха, зла, смерти, и последующего возвращения к Творцу осознавшего свое поведение блудного сына. Это возвращение возглавили потомки Авраама, с которым Бог заключает «завет» (договор) и дает им «закон» (правила поведения). Цель ветхозаветных праведников и пророков превращается в лестницу, восходящую к Богу. Но даже руководимый свыше, даже святой человек не может очиститься окончательно, и тогда происходит невероятное: Бог воплощается, сам становится человеком, точнее Богочеловеком, в силу своего чудесного рождения «от Духа Свята и Марии Девы» свободным от греха. Бог-слово, Спаситель, Сын Божий является как сын Человеческий, проповедник из Галилеи и добровольно принимает позорную смерть на кресте. Он нисходит в ад, освобождает души творивших добро, в третий день воскресает, является ученикам и вскоре возносится на небо. Еще через несколько дней на апостолов нисходит дух Святой и дает им силу выполнить завет Иисуса - проповедать Евангелие всем народам. Христианское благочестие сочетает в себе этику, основанную на любви к ближнему, с подвигом веры, которое «тесными вратами» ведет в Царствие Небесное.
Средневековый философ Аврелий Августин (354-430) ставит в центр своего внимания проблему зла в человеке и борьбу со злом, причиной которой он поначалу считал материю, плоть. Августин полагает, что Бог создал человека праведным, но с волей, способной к добру и злу. Адам и Ева злоупотребили свободой, согрешили, запятнали душу гордыней и себялюбием, а падшая душа заразила и тело, ставшее из слуги души ее господином. Воля человека стала способна только на зло, которое не было создано Богом. Оно является не чем-то реально существующим, а действием свободной воли людей, пожелавших удалиться от Творца. Итак, зло есть лишь отсутствие блага, удаление от него.
Спасение зависит не от воли и заслуг человека, а обусловлено благодатью, действием Бога. Как же христианин может быть уверен в своем спасении? Как сохранить правую веру? Здесь и выдвигается на первый план роль церкви. Церковь - носительница религиозного и нравственного предания, перешедшего от Христа к апостолам, а затем к их ученикам; она также сфера реального присутствия Христа, дающего безошибочность веры. Создание учения о церкви и ее организации стали для христианства важнейшими задачами.
Согласно вероучению официального античного христианства, в мире существуют три группы сверхъестественных существ: Троица, ангелы и бесы. Главная идея учения о Троице состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. Так, на католических и православных иконах (а католики и православные унаследовали учение о Троице от античных христиан) Троица изображается следующим образом: первое лицо в образе человека, второе лицо - тоже в образе человека, а третье лицо - в образе голубя. Все лица Троицы обладают всеми совершенными качествами: вечностью, всемогуществом, вездесущностью, всеведением, всеблагостью и другими. Бог-Отец сотворил мир при участии двух других лиц Троицы, а формы этого участия являются тайной для человеческого разума. Христианское богословие считает учение о Троице одним из самых непостижимых для человеческого разума.
В античном христианстве верующие должны были почитать пророков. Пророками назывались люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии и истина о правильной жизни. В истине о правильной религии особо важным элементом был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. Христиане, как и иудеи, почитали всех пророков, упоминаемых в Танахе (Ветхом Завете), но в дополнение к ним они почитали и пророков Нового Завета: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Почитание пророков, как и в иудаизме, выражалось у них в форме уважительного разговора о пророках в проповедях и в быту. Но никакого особого ритуального почитания Ильи и Моисея у античных христиан, в отличие от иудеев, не было. Античные христиане дополнили почитание пророков почитанием апостолов и евангелистов (авторов Евангелий). Причём два евангелиста (Матфей и Иоанн) были одновременно и апостолами. Иоанн, к тому же, по взглядам античных христиан, считался одновременно и пророком.
Главной идеей учения о загробной жизни в христианстве является идея о существовании рая и ада. Рай - это место блаженства, ад - место мучений. Слово “рай” взято из персидского языка. В первом, буквальном значении оно означало “богатство”, “счастье”. Слово “ад” взято из греческого языка (по-гречески оно звучит как “адэс”) и в первом, буквальном значении означало “невидимое”. Этим словом древние греки назвали царство мёртвых. Поскольку, по их представлениям, это царство находилось под землёй, постольку слово “адэс” во втором значении стало означать “подземное царство”. Античные христиане считали, что рай находится на небе (отсюда синонимом рая стало выражение “царство небесное”), а ад - во внутренностях земли. Современные христианские служители культа добавляют к этому, что и рай, и ад находятся в особом сверхъестественном пространстве: они недоступны людям при земной жизни.
В литературе обычно пишут, что, по христианскому учению, Бог праведников направляет в рай, а грешников - в ад. Строго говоря, по христианскому учению, из-за первородного греха Адама и Евы грешниками являются все люди (за исключением Марии, матери Иисуса Христа). Поэтому, по представлениям христиан, праведники - это не противоположность грешникам, а их особая часть. Поскольку праведники отличаются друг от друга по степени праведности, а закоренелые грешники отличаются друг от друга по глубине греховности, то и участь всех праведников (в степени и формах блаженства) и всех грешников (в степени и формах мучений) не одинаковы.
По канонам христианства загробная жизнь имеет два этапа. Первый: от смерти тела до второго пришествия Иисуса Христа. Второй этап начнётся со вторым пришествием Иисуса Христа, а конца он не имеет. На первом этапе в раю и аду находятся только души людей, на втором души соединятся с воскресшими телами. Ад на обоих этапах находится на одном и том же месте, а рай на втором этапе переместится с неба на землю.
Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: ”принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.
С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
Основные идеи и ценности Христианства:
1) Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон;
2) понятие о Боге как абсолютно совершённом Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь);
3) учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения -- свободная воля и божественная благодать;
4) учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании ("..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный");
5) учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог -- безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции -- дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа. Поэтому оно
6) одинаково далеко как от материализма метафизического и морального, так и от ненавистничества по отношению к материи и материальному миру как таковым. Зло не в материи и не от материи, а от извращённой свободной воли духовных существ (ангелов и человека), от которых оно перешло на материю («проклята земля в делах твоих», -- говорит Бог Адаму; при творении же всё было «добро зело»). Этот трезвый и вместе высокоидеальный взгляд христианства на материю получил наилучшее выражение в учении о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире и во втором кардинальном догмате христианства -- в учении о Богочеловеке, о воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. Таким образом, христианство при всей безупречной своей идеалистичности есть религия гармонии материи и духа; оно не клянёт и не отрицает ни одной из сфер деятельности человека, но облагораживает их все, внушая помнить, что все они -- только средства к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме этих черт, несокрушимости христианской религии способствуют:
1) существенная метафизичность её содержания, делающая её неуязвимой для научно-философской критики и
2) для католических церквей Востока и Запада -- учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата в силу действующего в ней во все времена Духа Святого -- учение, в правильном понимании охраняющее её, в частности, от критики исторической и историко-философской.
Эти черты, пронесённые христианством сквозь два тысячелетия, несмотря на бездну недоразумений, увлечений, нападок, подчас неудачных оборон, несмотря на всю ту бездну зла, которая делалась и делается якобы во имя христианства, ведут к тому, что если христианское учение всегда можно было принимать и не принимать, веровать в него или не веровать, то опровергнуть его нельзя и никогда возможно не будет. К указанным чертам привлекательности христианской религии необходимо присоединить ещё одну и отнюдь не последнюю: несравненную Личность её Основателя. Отречься от Христа, может быть, ещё много труднее, чем отречься от христианства.
Античной христианство было колыбелью главной мировой религии нашего времени. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.
Этика Иисуса Христа определяется как этика любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.,13: 35).
Стержень этической системы христианства - ценностные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого ценностные ориентации выступают детерминирующим мотивом поведения человека.
Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимают морально-этические. Фигурально выражаясь, христианство – это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.
Главная этическая ценность в христианстве – это сам Бог. Бог – это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству.
Таким образом, основное направление в переосмыслении иудаизма христианством состоит в углублении содержательного нравственного начала религиозного учения под углом зрения утверждения ведущей роли принципа любви. Заповедь любви - любви к Богу, любви к ближнему, в том числе и к своему врагу многие считают краеугольным камнем религиозно-нравственного учения христианства.
Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наиболее полно она изложена в Евангелии от Матфея. К числу основных заповедей Нагорной проповеди относятся следующие: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство Небесное. Блажены плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостливые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Библия).
Христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравственные заповеди христианства обращены, прежде всего, к совести человека.
Учение о совести в «Новом Завете» следует понимать, исходя из положений «Ветхого Завета». Хотя в четырех евангелиях используется терминология «Ветхого Завета», например, вместо слова «сердце» апостол Павел ввел слово «совесть», заимствовав его из античной культуры. Апостол Павел как бы перевел евангельское учение о сердце в контекст нравственных понятий культуры античного мира. Как пишет современный православный богослов архимандрит Платон (Игумнов), апостол Павел «заимствовал термин «совесть» с целью наиболее точно и полно выразить центральную идею христианского учения о спасении верой и связал понятие совести с верой, любовью и действием Святого Духа в жизни отдельного человека» (О вере и нравственности).
Следуя в вопросе о совести новозаветным высказываниям, «отцы церкви» рассматривали совесть как важнейшее достоинство нравственного сознания и вообще всей духовной целостности человеческой личности.
Из множества нравственных предписаний христианства главными, основными считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. В евангелии от Матфея читаем: «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Библия)
Важная черта христианской нравственности - ее активный характер, направленность на преобразование не только отдельного человека, но и всего окружающего социума. Отсюда неоднократные призывы Иисуса Христа проповедовать евангелие всем «языкам» (народам). Исходя из этого, нельзя согласиться с мнением, будто христианство глубоко индивидуалистично. Внутренне, имманентно христианство пронизано идеями коллективизма. Особенно это касается первоначального христианства. На страницах Нового Завета есть много свидетельств о попытках первых христиан построить жизнь на принципах общности имущества. «Все же верующие были вместе и имели все общее: И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Библия, с.132.). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Библия, с. 134.).
Для первоначального христианства было характерно крайне негативное отношение к богатству. Юноше, пожелавшему последовать за Иисусом Христом, было сказано: «…Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Библия). В другом месте Иисус Христос говорит: «Как трудно надеющимся на богатство войти в царствование Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Библия)
Христианская культура открывает и обосновывает абсолютную значимость человеческой личности, творчества и свободы. Человек создан Богом по "образу и подобию Божию", т.е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Бога остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом. Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом. Если Бог «Ветхого Завета» обращен ко всему народу в целом, то в «Новом Завете» он обращен к каждой личности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет исполнению сложного религиозного закона и правилам повседневной жизни, многочисленным ритуалам, сопровождающим каждое событие. Бог «Нового Завета» обращен, прежде всего, к внутренней жизни и внутренней вере каждого человека.
Христианская нравственность исходит из самоценности личности, (личность есть "образ Божий" в человеке) и неразрывной связи добра, истины и свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия: "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (I-е Коринф. 13:13).
В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации, "внутреннему человеку". Высшая нравственная инстанция здесь совесть, которая является голосом свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственно высшей правде. Христианский Бог - это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия.
В христианской религиозности огромную роль играет вера в бессмертие души и в Страшный суд. Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.
Важнейшая составная часть христианства – эсхатология, учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой Земле и под новым Небом должно утвердиться Царство праведников.
Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, идеи и образы различных религий Ближнего Востока, традиции греко-римской античной философии. При этом освоение существовавшей ранее философской и религиозной мысли шло в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность.
Самое важное для нас сегодня в Библии - это содержащийся в ней богатейший нравственный опыт человечества, складывавшийся веками и тысячелетиями. Здесь много поучительного, необходимого и вполне приемлемого для нас. Знаменитые диалоги и проповеди Христа обращены не столько к ученикам, как устремлены в Вечность. Учение Христа надисторично. Поэтому каждому поколению на Земле оно близко и понятно.
Главная из христианских добродетелей - любовь. Древнегреческий язык - язык Евангелий - знал четыре слова, переводящиеся на русский язык как "любовь": эрос, филиа, сторгэ и агапе. Эрос - это любовь между мужчиной и женщиной. Филиа - любовь друзей. Сторгэ - любовь родителей к детям, а агапэ - любовь христиан, причем не только друг к другу, а к каждому вне зависимости от его религиозных убеждений. Об этой любви говорит Иисус ученикам в прощальной беседе:
"Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По этому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собой" (Иоанн. 13: 34-35).
Говоря о доброжелательном и любовном отношении к людям, Иисус учил не судить никого, не осуждать других людей. При виде слабостей ближнего надо не выносить ему приговор, а сострадать, памятуя о собственной греховности. В Нагорной проповеди Иисус выразил эту мысль в одном простом требовании: "Не судите, чтобы и вы не были судимы, ибо каким судом судите и какою мерою мерите, так и отмерено будет вам. Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не замечаешь?" Завершаются эти наставления выводом, который может лечь в основу человеколюбивой и гуманной морали:
"Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7: 1-3; Мк. 4: 24; Лк. 6: 37-38, 41-42).
Человека нужно любить таким, каков он есть. Иисус предпочитал иметь дело с простыми людьми. Более того, все отверженные, все парии общества находили в Нем друга и заступника. Мытари (сборщики налогов), которых не признавали за людей, и уличные женщины нередко оказывались в числе тех, кто окружал Его. Когда люди удивлялись, почему Учитель общается с людьми сомнительной репутации, Он отвечал им: "Не здоровым нужен врач, а больным. Пойдите и научитесь, что значит: "милосердия хочу, а не жертвы". Я пришел призвать не праведных, но грешных" (Мф. 9: 12-13).
Признав свою греховность и раскаявшись, человек делает первый шаг по пути спасения. Этот путь есть процесс служения внутреннему моральному закону, в раскрытии сущности которого и состоит смысл деяний Христа. Приближая к Себе грешников, Христос хотел пробудить в них раскаяние и жажду новой жизни. Нередко Его доброта и доверие совершали подлинные чудеса.
Как-то раз Христос проходил через Иерихон. У ворот города Его встречало множество народа. Каждому хотелось, чтобы Иисус остановился в его доме. Один из иерихонцев, по имени Закхей, "начальник мытарей", пытался протиснуться через толпу, надеясь хотя бы одним глазом взглянуть на Учителя, но маленький рост мешал ему. Тогда он забежал вперед и взобрался на дерево, мимо которого должен был пройти Иисус. Иисус действительно приблизился к этому месту и, подняв глаза, заметил человека, сидевшего на смоковнице. "Закхей, - неожиданно сказал Иисус, - спустись скорее! Сегодня Мне надо быть у тебя".
Не помня себя от радости, мытарь побежал домой встречать Учителя, а окружающие стали роптать: "Он остановился у такого грешного человека!"
Но шаг Учителя возымел действие. "Господи, - сказал Закхей, встречая его, - половину того, что имею, я даю нищим, а если что у кого неправедно вынудил, возмещу вчетверо". "Ныне пришло спасение дому сему, - ответил Христос. - Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибших" (Лк. 19: 1-10).
В многочисленных проповедях и притчах Иисус развивает идею любви к ближнему. Апостол Петр спрашивает: "Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи ли раз?" На это он получает ответ: "Не говорю тебе - до семи, но до седьмижды семидесяти раз". По существу это означает призыв к безграничной терпимости.
О любви к ближнему и о милосердии рассказывается в притче о блудном сыне. У одного человека было два сына. Младший сын потребовал часть имения, потом поселился "в дальней стороне" и постепенно "расточил имение свое", так как вел распутный образ жизни. Ему пришлось пасти свиней. Он голодал и с радостью съел бы даже пищу свиней, но никто не давал ему. Тогда он подумал, что работники его отца не знают недостатка в хлебе, тогда как сын умирает от голода. Он решил вернуться домой и раскаяться в содеянном: раз уж он не достоин быть сыном своего отца, то станет его слугой. Встал и пошел к дому отца.
Отец издалека увидел приближающегося сына, вышел ему навстречу, обнял и поцеловал его. Приказал рабам принести лучшую одежду, надел на руку перстень. Велел заколоть откормленного теленка и устроил веселый пир в честь возвратившегося сына.
Когда старший сын вернулся домой, то услышал пение и радостные голоса. Узнав о причине веселья, он рассердился и не пожелал войти в дом, хотя отец умолял его принять участие в пире. Более того, сын укорил отца в том, что сам он за добрую службу отцу еще никогда не получал вознаграждения, а вот для сына, "расточившего имение свое", заколол откормленного теленка.
Отец объяснил свое поведение тем, что старший сын всегда с ним и все добро принадлежит ему: "А о том, надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропал и нашелся (Лк. 15: 11-32).
Имеется в Евангелии от Иоанна и очень интересный эпизод с "женщиной, взятой в прелюбодеянии". Ее привели к Иисусу и, напомнив, что по закону полагается побить ее камнями до смерти, спросили, каково Его мнение по этому вопросу. Вопрос был задан в провокационных целях, "чтобы найти что-нибудь к обвинению" Учителя.
И Евангелие рисует живую картину того, как развертываются события. Противники Иисуса думали, что теперь поставили Его в безвыходное положение. Они знали Его необычайное милосердие, которое пролилось там, где другие ненавидели, восхваляло, где другие презирали, и ободряло, где другие сокрушали. Им известно было так же, как этим милосердием Он приобрел себе восторженную любовь и страстную преданность многих. Они знали, что мытарь был среди Его избранных учеников, грешники сидели рядом с Ним на пиршествах и блудницы беспрепятственно омывали Ему ноги и слушали Его учение. Таким образом, их занимал вопрос, оправдает ли Он эту женщину и подвергнет Себя этим обвинению в ереси, открыто становясь в противоречие со священным и суровым законом, или, с другой стороны, подавив в Себе сострадание, безжалостно осудит ее? Сделав же последнее, не оттолкнет ли Он от Себя народной толпы, увлекавшейся Его милосердием, и возможностью народного волнения, не навлечет ли на Себя кары гражданского начальства по обвинению в возмущении? Казалось, Иисусу не было выхода из этого затруднительного положения.
Иисус долго не отвечал на заданный Ему вопрос, склонившись к земле и машинально водя по ней пальцем. Потом Он поднял голову и спокойно произнес Свой мудрый суд, заключающийся в знаменитых словах: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень". Он опять наклонил голову, а собравшиеся стали один за другим потихоньку расходиться. Скоро с Иисусом осталась одна лишь женщина, спасшаяся от казни. Иисус обратился к ней: "Никто не осудил тебя?" Когда она ответила: "Никто, Господи!" - Он сказал ей: "И Я не осуждаю тебя: иди и впредь не греши" (Иоанн. 8: 7, 15, 17, 24, 46).
Это один из наиболее значительных и глубоких по содержанию эпизодов евангельского повествования, свидетельствующий о терпимости и гуманности нового вероучения.
Иисус настойчиво проповедует любовь к ближнему. Но однажды некий человек ставит перед Ним вопрос: "А кто мой ближний?" Вместо ответа Он рассказывает притчу об одном иудее, который попал однажды в руки грабителей. Разбойники напали на него, ограбили, избили и полумертвого оставили на дороге. Шел священник, увидел пострадавшего, но прошел мимо. Так же поступил храмовый служитель, он подошел, посмотрел и отправился своей дорогой. Меньше всего сочувствия пострадавший ожидал от самаритянина, ехавшего вслед за ними. Мог ли этот иноплеменник и еретик оказаться лучше жреца и иудея? Однако тот остановился и, не спрашивая ни о чем, помог пострадавшему: перевязал его раны, довез на своем муле до гостиницы и заплатил за него вперед.
Кто из этих троих, - спросил Иисус своего собеседника, - думается тебе, оказался ближним попавшему в руки разбойников?
Сотворивший ему милость, - не мог не признать тот.
Иди и ты поступай так же (Лк. 15: 11-32).
Следовательно, ближний вовсе не обязательно должен относиться к твоему народу и быть твоим единоверцем - достаточно, чтобы он был просто хорошим человеком.
Больше того, надо любить и злых: по тексту Луки, Иисус велит "любить врагов, благотворить ненавидящим и молиться за обижающих". Заповедь, предписывающая любить врагов - самая удивительная из всех нравственных истин. Апофеоз новозаветного отношения к врагу - знаменитые слова Христа: "Вы слышали, что сказано - люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 43-48). Вот сердцевина одного из самых глубочайших и важнейших мест Нового Завета. Вот - захватывающая дух высота, куда Христос призывает человека.
Любить врагов вовсе не означает испытывать к ним те же чувства привязанности, какие испытывают к любимому человеку, или радоваться душой, как это случается в общении с друзьями. Здесь мы имеем дело с отношением, которое выше психологических и душевных привязанностей, находится в другой плоскости. Любить врага - значит простить ему прежние злодеяния не в том смысле, чтобы не считать их за злодеяния или примириться с ними, и не так, как щедрый богач прощает долг несостоятельному должнику, а в том смысле, чтобы они перестали быть абсолютной преградой для новых взаимоотношений с ним. Это значит заново открыть путь для сотрудничества.
В дневнике Л.Н.Толстого есть такая запись: "Одно из самых обычных заблуждений состоит том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой. Нельзя и сказать: не люблю. Ты сказал, а оно другое" (Толстой Л.Н.). Словом, в самом злом человеке есть крупицы и потенции добра.
Следовать новозаветным моральным заповедям способен человек, обладающий нравственным богатством. В своих проповедях Христос призывает людей собирать нетленные сокровища в своих душах. Только нравственное богатство можно считать своей собственностью в подлинном смысле этого слова, ибо такое сокровище связано с внутренней сущностью человека, и никто и ничто не имеет власти над ним.
Истины, излагаемые Христом, кажутся простыми и ясными, потому что во многом они являются квинтэссенцией мироощущения обыкновенного человека. Служение Богу у него превращается в служение людям, ибо любить Бога, не возлюбив ближнего своего, невозможно. Более того, Христос переносит Царство Божие в сердце человека, поэтому Бог и нравственный закон становятся тождественными. Быть христианином - значит осознать дух Евангелия и жить в соответствии с ним.
Чаще всего христианство трактуется только как религия. Однако история христианства есть целая цивилизация. Такой взгляд на христианство позволяет подняться над различием людей на верующих и неверующих и по-новому оценить личность Самого Христа, увидеть в Нем одного из Учителей человечества и первого гуманиста.
Недостаточно понимать добро – надо уметь проложить ему дорогу среди людей, а для этого необходимы менее чистые пути. Без земной жизни Христа мир не стал бы причастен той бесконечно высокой нравственности, которую открыл ему его Отец. В морали, как в искусстве, слово – ничто, все – в деянии. Идея, скрытая в картине Рафаэля, стоит немногого, - ценится картина. И в морали истина ценна лишь тогда, когда переходит к состоянию чувства и достигает своей цены, лишь, когда осуществляется в мире как факт. Люди посредственной нравственности написали очень хорошие правила; с другой стороны, люди очень добродетельные не сделали ничего, чтобы продолжить в мире предания добродетели. Пальмовая ветвь тому, кто могуч словом и делом, кто чувствовал добро и ценою своей крови доставил ему торжество (Ренан Э.Ж., с.113).