Чей клюв лучше. Школьная научно-практическая конференция. Сообщение «Чей нос лучше? Игра «Кто как разговаривает»
Ход мероприятия:
Дети: Зимующие и перелётные.
- Непоседа – невеличка
Жёлтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее (Синичка).
- Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (Снегирь).
(Клёст).
- Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
- Кто присел на толстый сук
И стучи тук-тук-тук (Дятел) .
- Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (Воробей).
- Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей (Грач).
А зовут его (Скворец) .
(Сова).
- На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат (Цапля).
Нас солнце луг
Слепит и дразнит
Нам нынче весело с утра
Весна нам дарит
Звонкий праздник
И главный гость
На нём – игра
Игра – шутка « Птицы»
Ведущий:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи (Дети топают) .
Ведущий: Что не правильно?
Дети: Мухи!
Ведущий: А мухи кто?
Дети: Насекомые
Прилетели птицы:
Голуби, куницы (Дети топают)
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Игра «Кто как разговаривает»
Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)
Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)
Утка…(крякает) -ворона…(каркает)
Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)
Гусь…(гогочет)
- (Воробей) .
- (Синица) .
- (Дятел) .
- (Снегирь) .
- (Клёст) .
- (Сорока) .
- (Ворона) .
Ведущий
Игра «Чей клюв»
- (Дятел) .
- (Аист) .
- (Утка) .
- (Пеликан).
- (Удот) .
Ведущий:
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стойки на крыльцо
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце
И для птиц тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
А.Яшин
Игра «Покормите птиц»
Конкурс «Нарисуем птицу»
Народные приметы
Подвижная игра «Птицелов»
В лесу, во лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют
Птицелов идёт
Он в неволю нас возьмёт!
Птицы улетайте!
Игра «Всякая всячина»
(аист, цапля, журавль)
(ласточка, скворец, воробей)
(голубь, дятел, воробей)
(журавль, сова, орёл)
- (колибри, попугай, синица)
фазан, павлин, попугай)
аист, цапля, пеликан)
(ворона, сорока, сова)
Игры: «Цапля» и «Ласточка»
Припомню я забытые свидания…»
Он кричит, волнуется чудак…»
Звучат стихи
Не разоряйте птичьего гнезда
Когда над рощей буря злится
Мы ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень, очень
Давайте дружить
Давайте, люди
Дружить друг с другом,
Как птицы - с небом
Как травы – с лугом
Как ветер – с морем
Поля – с дождями
Как дружит солнце -
Со всеми нами!
Жаворонок! Жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам тепло!
Развлечение «Птицы - наши друзья»
Время проведения – март 2016 г.
Участники – педагоги, дети старшего дошкольного возраста и родители.
Цель: Привлечь детей старшего дошкольного возраста и их родителей к изучению и защите птиц Самарской области.
Закреплять представление детей о птицах, их образе жизни, поведении;
Развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности;
Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Продолжать знакомить с народными приметами, закличками;
Материал и оборудование: два мольберта, запись голосов птиц, макет зимнего дерева, макет зелёного летнего дерева, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов, четыре чистых листа бумаги, карандаши, два детских ведёрка, корм для птиц, две ложки, лук, конфеты, помидоры, колбаса, угощенье для детей (сладкие жаворонки), медали и дипломы «Знатоки птиц».
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстрационного материала по теме «Птицы», чтение художественной познавательной литературы о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок о птицах, составление рассказов – описание птиц (величина, строение, цвет оперения, место обитания, особенности питания), ООД по развитию речи, дидактические игры
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить приход весны и возвращение птиц из теплых стран. Они очень долго собирались назад, много километров им пришлось преодолеть, чтобы вернуться домой. Теперь наши пернатые друзья начнут обживаться и радовать нас своим пением. Уже больше века любители птиц всего мира традиционно отмечают 1 апреля – Международный день птиц. У нас на Руси праздник отмечается 22 марта. В этот день закликали весну, встречали перелётных птиц, пекли из теста жаворонков. Много лет назад появились первые пернатые. Как выдумаете, почему их так называли?
Дети: Потому что у птиц тело покрыто пёрышками, они летают, чирикают, вьют гнёзда и выводят птенцов (звучит запись голосов птиц).
Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей – короедов, гусениц и червяков.
Ведущий: Давайте вспомним, какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелётные.
Ведущий: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.
Игра «Рассади птицу» детям необходимо отгадать загадку о птице, выбрать нужную картинку с изображением этой птицы и повесить картинку на макет зимнего ил зеленого летнего дерева.
Ведущий: Послушайте внимательно загадку и выберите правильную картинку.
- Непоседа – невеличка
Жёлтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее (Синичка).
- Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (Снегирь).
- Не дрозд, не синичка, не козодой
Выводит птенцов только лютой зимой (Клёст).
- Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
- Кто присел на толстый сук
И стучи тук-тук-тук (Дятел) .
- Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (Воробей).
- Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей (Грач).
- На шесте – дворец, во дворе певец
А зовут его (Скворец) .
- Всю ночь летает – мышей добывает
А станет светло – спать летит в дупло (Сова).
- На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат (Цапля).
Нас солнце луг
Слепит и дразнит
Нам нынче весело с утра
Весна нам дарит
Звонкий праздник
И главный гость
На нём – игра
Игра – шутка « Птицы»
Ведущий: Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно топать или хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи (Дети топают) .
Ведущий: Что не правильно?
Дети: Мухи!
Ведущий: А мухи кто?
Дети: Насекомые
Прилетели птицы:
Голуби, куницы (Дети топают)
Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки - и спасибо шутке!
Игра «Кто как разговаривает»
Ведущий: Давайте вспомним, как разговаривают вот такие птицы:
Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)
Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)
Утка…(крякает) -ворона…(каркает)
Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)
Гусь…(гогочет)
Игра « Угадай птицу по словесному описанию»
Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.
На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.
- Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей) .
- На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица) .
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел) .
- У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь) .
- Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст) .
- Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока) .
- У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона) .
Ведущий: А теперь разминка, поиграем в игру «Совушка».
Ведущий : «Совушка», остальные дети – птицы. По сигналу «День!» дети бегают по площадке, по команде «Ночь!» - замирают и останавливаются в этом месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится – забирает к себе
Ведущий: А теперь проверим, как хорошо вы, ребята, и ваши родители знают наших пернатых.
Игра «Чей клюв»
На мольберте размещены картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов (растениеядных и хищных).
Ведущий: Пока наши участники подбирают клювы, мы с вами ответим на вопросы.
Викторина «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты!»
Задание: нужно по описанию клюва определить его пернатого владельца.
- Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину (Дятел) .
- В своём длинном клюве эта птица приносит младенцев, а от радости она клювом трещит (Аист) .
- У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающий китовый ус, опустив клюв в воду, она щелкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (Утка) .
- Нос – клюв этой крупной птицы дал название декоративному и эфиромасличному растению, плоды которого похожи на его клюв (Журавль, а растение герань или журавлиный нос).
- Эта птица пользуется клювом, как сочком: нижняя часть клюва состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок (Пеликан).
- Клюв это птицы крестообразный: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых шишек (Клёст).
- Клюв у этой птицы длинный, а язык короткий. Добычу втянуть в рот она не может, поэтому птица подбрасывает клювом добычу вверх и ловит её открытым ртом (Удот) .
Ведущий: А теперь наши ребята покажут танец «Маленьких утят», а взрослые тоже к ним присоединятся.
Ведущий: Мы всё играем и танцуем, а самое главное забыли покормить птиц. Они очень рассчитывают на нашу доброту и заботу.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стойки на крыльцо
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце
И для птиц тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
А.Яшин
Я приготовила, ребята, корм птицам: лук, конфеты, помидоры, колбасу. Правильно?
Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, сало, хлебные крошки, ягоды рябины
Игра «Покормите птиц»
Соревнуются по два ребёнка. Они должны ложками, кто быстрее, перенести корм из одного ведёрка в другое. Выигрывает тот, кто больше перенесёт корм, не просыпав.
А теперь мы посмотрим и определим, кто у нас быстро и правильно нарисует птицу.
Конкурс «Нарисуем птицу»
Вызываются два ребёнка и два родителя (помогают своим детям). Оценивается не только скорость, но и качество исполнения. Порядок рисования: Тело, нога, глаз, клюв, голова, крыло, вторая нога, хвост.
Ведущий: Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив пёрышки и нахохлившись, что это значит?
Дети: На улице мороз. Надо теплее одеваться.
Ведущий: Правильно. А теперь вспомним народные приметы, связанные с поведением птиц
Народные приметы
Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева – жди мороза
Воробьи громко чирикают – к оттепели
Ворона сидит на верхушки дерева – к морозу
Низко летают ласточки – к дождю
Летают ласточки высоко – к солнечной погоде
Воробьи купаются в пыли – к дождю
Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру
Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать
Если грачи, жаворонки прилетели рано – весна будет тёплой
Ведущий: Что это? Птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!
Подвижная игра «Птицелов»
Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, воробей, гусь и т.д.) крику которой он может подражать. Дети встают в круг, в центре которого стоит птицелов – водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, во лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют
Птицелов идёт
Он в неволю нас возьмёт!
Птицы улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши. Игроки – птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, после чего тот становится водящим.
Ведущий: Хорошо среди нас нет птицеловов. А теперь мы поиграем со взрослыми, а дети будут нам помогать
Игра «Всякая всячина»
Родители и дети выбирают правильный ответ:
1. Какая птица вьёт гнездо на крыше дома? (аист, цапля, журавль)
2. Какая птица захватывает чужое гнездо? (ласточка, скворец, воробей)
3. Какая птица не терпит соседей – птиц? (голубь, дятел, воробей)
4. Какая птица умеет танцевать? (журавль, сова, орёл)
- Какую птицу называют птицей-мухой? (колибри, попугай, синица)
6. У какой птицы хвост достигает 2-метровой длины? (фазан, павлин, попугай)
7. У какой птицы клюв похож на мешок? (аист, цапля, пеликан)
8. Какая птица – символ мудрости? (ворона, сорока, сова)
Ведущий: А сейчас мы проверим вашу выносливость.
Игры: «Цапля» и «Ласточка»
Дети вместе с родителями встают в круг, по команде поднимают одну ногу, согнув её в коленях, прижимая к бедру второй ноги, изображая «Цаплю», закрывают глаза, стараются простоять как можно дольше и так же в позе «Ласточки». Выигрывает тот, кто продержится дольше других.
Ведущий: Молодцы! Все у нас крепкие и выносливые. Вспомним с вами песни о птицах и пропоём по куплетику.
Припомню я забытые свидания…»
- «У дороги чибис, у дороги чибис
Он кричит, волнуется чудак…»
- «Вы, слыхали, как поют дрозды…»
- «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат
Пусть солдаты не много поспят…»
- «Воробей с берёзы на дорожку прыг,
Больше нет мороза – чик-чирик…»
- «Жили у бабуси два весёлых гуся…»
Ведущий: Вот и закончилась сегодня наша встреча. Мы многое узнали о птицах. Знаем, что нужно беречь природу и охранять птиц. Необходимо кормить птиц зимой, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнёзда
Звучат стихи
Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своём жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится
Мы ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень, очень
Давайте дружить
Давайте, люди
Дружить друг с другом,
Как птицы - с небом
Как травы – с лугом
Как ветер – с морем
Поля – с дождями
Как дружит солнце -
Со всеми нами!
Ведущий: Наступила весна, и давайте позовём её нашими закличками
Жаворонок! Жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам тепло!
Детям раздают сладких жаворонков и награждают медальками «Знатоки птиц». Взрослых награждают дипломами «Знатоки птиц»
Ведущий: Спасибо всем за участие!
Развлечение «Птицы - наши друзья»
Время проведения – март 2016 г.
Участники – педагоги, дети старшего дошкольного возраста и родители.
Цель: Привлечь детей старшего дошкольного возраста и их родителей к изучению и защите птиц Самарской области.
Закреплять представление детей о птицах, их образе жизни, поведении;
Развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности;
Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Продолжать знакомить с народными приметами, закличками;
Материал и оборудование: два мольберта, запись голосов птиц, макет зимнего дерева, макет зелёного летнего дерева, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов, четыре чистых листа бумаги, карандаши, два детских ведёрка, корм для птиц, две ложки, лук, конфеты, помидоры, колбаса, угощенье для детей (сладкие жаворонки), медали и дипломы «Знатоки птиц».
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстрационного материала по теме «Птицы», чтение художественной познавательной литературы о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок о птицах, составление рассказов – описание птиц (величина, строение, цвет оперения, место обитания, особенности питания), ООД по развитию речи, дидактические игры
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить приход весны и возвращение птиц из теплых стран. Они очень долго собирались назад, много километров им пришлось преодолеть, чтобы вернуться домой. Теперь наши пернатые друзья начнут обживаться и радовать нас своим пением. Уже больше века любители птиц всего мира традиционно отмечают 1 апреля – Международный день птиц. У нас на Руси праздник отмечается 22 марта. В этот день закликали весну, встречали перелётных птиц, пекли из теста жаворонков. Много лет назад появились первые пернатые. Как выдумаете, почему их так называли?
Дети: Потому что у птиц тело покрыто пёрышками, они летают, чирикают, вьют гнёзда и выводят птенцов (звучит запись голосов птиц).
Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей – короедов, гусениц и червяков.
Ведущий: Давайте вспомним, какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелётные.
Ведущий: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.
Игра «Рассади птицу» детям необходимо отгадать загадку о птице, выбрать нужную картинку с изображением этой птицы и повесить картинку на макет зимнего ил зеленого летнего дерева.
Ведущий: Послушайте внимательно загадку и выберите правильную картинку.
- Непоседа – невеличка
Жёлтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее (Синичка).
- Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (Снегирь).
- Не дрозд, не синичка, не козодой
Выводит птенцов только лютой зимой (Клёст).
- Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
- Кто присел на толстый сук
И стучи тук-тук-тук (Дятел) .
- Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (Воробей).
- Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей (Грач).
- На шесте – дворец, во дворе певец
А зовут его (Скворец) .
- Всю ночь летает – мышей добывает
А станет светло – спать летит в дупло (Сова).
- На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат (Цапля).
Нас солнце луг
Слепит и дразнит
Нам нынче весело с утра
Весна нам дарит
Звонкий праздник
И главный гость
На нём – игра
Игра – шутка « Птицы»
Ведущий: Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно топать или хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи (Дети топают) .
Ведущий: Что не правильно?
Дети: Мухи!
Ведущий: А мухи кто?
Дети: Насекомые
Прилетели птицы:
Голуби, куницы (Дети топают)
Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки - и спасибо шутке!
Игра «Кто как разговаривает»
Ведущий: Давайте вспомним, как разговаривают вот такие птицы:
Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)
Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)
Утка…(крякает) -ворона…(каркает)
Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)
Гусь…(гогочет)
Игра « Угадай птицу по словесному описанию»
Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.
На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.
- Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей) .
- На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица) .
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел) .
- У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь) .
- Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст) .
- Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока) .
- У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона) .
Ведущий: А теперь разминка, поиграем в игру «Совушка».
Ведущий : «Совушка», остальные дети – птицы. По сигналу «День!» дети бегают по площадке, по команде «Ночь!» - замирают и останавливаются в этом месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится – забирает к себе
Ведущий: А теперь проверим, как хорошо вы, ребята, и ваши родители знают наших пернатых.
Игра «Чей клюв»
На мольберте размещены картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов (растениеядных и хищных).
Ведущий: Пока наши участники подбирают клювы, мы с вами ответим на вопросы.
Викторина «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты!»
Задание: нужно по описанию клюва определить его пернатого владельца.
- Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину (Дятел) .
- В своём длинном клюве эта птица приносит младенцев, а от радости она клювом трещит (Аист) .
- У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающий китовый ус, опустив клюв в воду, она щелкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (Утка) .
- Нос – клюв этой крупной птицы дал название декоративному и эфиромасличному растению, плоды которого похожи на его клюв (Журавль, а растение герань или журавлиный нос).
- Эта птица пользуется клювом, как сочком: нижняя часть клюва состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок (Пеликан).
- Клюв это птицы крестообразный: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых шишек (Клёст).
- Клюв у этой птицы длинный, а язык короткий. Добычу втянуть в рот она не может, поэтому птица подбрасывает клювом добычу вверх и ловит её открытым ртом (Удот) .
Ведущий: А теперь наши ребята покажут танец «Маленьких утят», а взрослые тоже к ним присоединятся.
Ведущий: Мы всё играем и танцуем, а самое главное забыли покормить птиц. Они очень рассчитывают на нашу доброту и заботу.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стойки на крыльцо
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце
И для птиц тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
А.Яшин
Я приготовила, ребята, корм птицам: лук, конфеты, помидоры, колбасу. Правильно?
Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, сало, хлебные крошки, ягоды рябины
Игра «Покормите птиц»
Соревнуются по два ребёнка. Они должны ложками, кто быстрее, перенести корм из одного ведёрка в другое. Выигрывает тот, кто больше перенесёт корм, не просыпав.
А теперь мы посмотрим и определим, кто у нас быстро и правильно нарисует птицу.
Конкурс «Нарисуем птицу»
Вызываются два ребёнка и два родителя (помогают своим детям). Оценивается не только скорость, но и качество исполнения. Порядок рисования: Тело, нога, глаз, клюв, голова, крыло, вторая нога, хвост.
Ведущий: Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив пёрышки и нахохлившись, что это значит?
Дети: На улице мороз. Надо теплее одеваться.
Ведущий: Правильно. А теперь вспомним народные приметы, связанные с поведением птиц
Народные приметы
Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева – жди мороза
Воробьи громко чирикают – к оттепели
Ворона сидит на верхушки дерева – к морозу
Низко летают ласточки – к дождю
Летают ласточки высоко – к солнечной погоде
Воробьи купаются в пыли – к дождю
Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру
Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать
Если грачи, жаворонки прилетели рано – весна будет тёплой
Ведущий: Что это? Птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!
Подвижная игра «Птицелов»
Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, воробей, гусь и т.д.) крику которой он может подражать. Дети встают в круг, в центре которого стоит птицелов – водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, во лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют
Птицелов идёт
Он в неволю нас возьмёт!
Птицы улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши. Игроки – птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, после чего тот становится водящим.
Ведущий: Хорошо среди нас нет птицеловов. А теперь мы поиграем со взрослыми, а дети будут нам помогать
Игра «Всякая всячина»
Родители и дети выбирают правильный ответ:
1. Какая птица вьёт гнездо на крыше дома? (аист, цапля, журавль)
2. Какая птица захватывает чужое гнездо? (ласточка, скворец, воробей)
3. Какая птица не терпит соседей – птиц? (голубь, дятел, воробей)
4. Какая птица умеет танцевать? (журавль, сова, орёл)
- Какую птицу называют птицей-мухой? (колибри, попугай, синица)
6. У какой птицы хвост достигает 2-метровой длины? (фазан, павлин, попугай)
7. У какой птицы клюв похож на мешок? (аист, цапля, пеликан)
8. Какая птица – символ мудрости? (ворона, сорока, сова)
Ведущий: А сейчас мы проверим вашу выносливость.
Игры: «Цапля» и «Ласточка»
Дети вместе с родителями встают в круг, по команде поднимают одну ногу, согнув её в коленях, прижимая к бедру второй ноги, изображая «Цаплю», закрывают глаза, стараются простоять как можно дольше и так же в позе «Ласточки». Выигрывает тот, кто продержится дольше других.
Ведущий: Молодцы! Все у нас крепкие и выносливые. Вспомним с вами песни о птицах и пропоём по куплетику.
Припомню я забытые свидания…»
- «У дороги чибис, у дороги чибис
Он кричит, волнуется чудак…»
- «Вы, слыхали, как поют дрозды…»
- «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат
Пусть солдаты не много поспят…»
- «Воробей с берёзы на дорожку прыг,
Больше нет мороза – чик-чирик…»
- «Жили у бабуси два весёлых гуся…»
Ведущий: Вот и закончилась сегодня наша встреча. Мы многое узнали о птицах. Знаем, что нужно беречь природу и охранять птиц. Необходимо кормить птиц зимой, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнёзда
Звучат стихи
Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своём жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится
Мы ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень, очень
Давайте дружить
Давайте, люди
Дружить друг с другом,
Как птицы - с небом
Как травы – с лугом
Как ветер – с морем
Поля – с дождями
Как дружит солнце -
Со всеми нами!
Ведущий: Наступила весна, и давайте позовём её нашими закличками
Жаворонок! Жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам тепло!
Детям раздают сладких жаворонков и награждают медальками «Знатоки птиц». Взрослых награждают дипломами «Знатоки птиц»
Ведущий: Спасибо всем за участие!
Развлечение «Птицы - наши друзья»
Время проведения – март 2016 г.
Участники – педагоги, дети старшего дошкольного возраста и родители.
Цель: Привлечь детей старшего дошкольного возраста и их родителей к изучению и защите птиц Самарской области.
Закреплять представление детей о птицах, их образе жизни, поведении;
Развивать интерес к подвижным играм и потребность в двигательной активности;
Формировать навыки сотрудничества и взаимопонимания;
Воспитывать бережное отношение к природе;
Продолжать знакомить с народными приметами, закличками;
Материал и оборудование: два мольберта, запись голосов птиц, макет зимнего дерева, макет зелёного летнего дерева, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов, четыре чистых листа бумаги, карандаши, два детских ведёрка, корм для птиц, две ложки, лук, конфеты, помидоры, колбаса, угощенье для детей (сладкие жаворонки), медали и дипломы «Знатоки птиц».
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстрационного материала по теме «Птицы», чтение художественной познавательной литературы о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок о птицах, составление рассказов – описание птиц (величина, строение, цвет оперения, место обитания, особенности питания), ООД по развитию речи, дидактические игры
Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы собрались вместе, чтобы отметить приход весны и возвращение птиц из теплых стран. Они очень долго собирались назад, много километров им пришлось преодолеть, чтобы вернуться домой. Теперь наши пернатые друзья начнут обживаться и радовать нас своим пением. Уже больше века любители птиц всего мира традиционно отмечают 1 апреля – Международный день птиц. У нас на Руси праздник отмечается 22 марта. В этот день закликали весну, встречали перелётных птиц, пекли из теста жаворонков. Много лет назад появились первые пернатые. Как выдумаете, почему их так называли?
Дети: Потому что у птиц тело покрыто пёрышками, они летают, чирикают, вьют гнёзда и выводят птенцов (звучит запись голосов птиц).
Дети: Они спасают нашу природу, охраняют наши леса, сады и огороды от вредителей – короедов, гусениц и червяков.
Ведущий: Давайте вспомним, какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелётные.
Ведущий: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете зимующих и перелетных птиц.
Игра «Рассади птицу» детям необходимо отгадать загадку о птице, выбрать нужную картинку с изображением этой птицы и повесить картинку на макет зимнего ил зеленого летнего дерева.
Ведущий: Послушайте внимательно загадку и выберите правильную картинку.
- Непоседа – невеличка
Жёлтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее (Синичка).
- Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (Снегирь).
- Не дрозд, не синичка, не козодой
Выводит птенцов только лютой зимой (Клёст).
- Спереди - шило, сзади – вилы (Ласточка).
- Кто присел на толстый сук
И стучи тук-тук-тук (Дятел) .
- Уличный мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает (Воробей).
- Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей (Грач).
- На шесте – дворец, во дворе певец
А зовут его (Скворец) .
- Всю ночь летает – мышей добывает
А станет светло – спать летит в дупло (Сова).
- На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат (Цапля).
Нас солнце луг
Слепит и дразнит
Нам нынче весело с утра
Весна нам дарит
Звонкий праздник
И главный гость
На нём – игра
Игра – шутка « Птицы»
Ведущий: Я называю в игре только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а кто-то другой – дайте мне знать. Можно топать или хлопать.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи (Дети топают) .
Ведущий: Что не правильно?
Дети: Мухи!
Ведущий: А мухи кто?
Дети: Насекомые
Прилетели птицы:
Голуби, куницы (Дети топают)
Прилетели птицы: Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Даже сплюшки,
Лебеди и утки - и спасибо шутке!
Игра «Кто как разговаривает»
Ведущий: Давайте вспомним, как разговаривают вот такие птицы:
Голубь…(воркует) -журавль…(курлычет)
Глухарь…(токует) -воробей…(чирикает)
Утка…(крякает) -ворона…(каркает)
Филин…(ухает) -индюк…(кудыкает)
Гусь…(гогочет)
Игра « Угадай птицу по словесному описанию»
Ведущий: А сейчас предлагаю отправиться в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.
На мольберте размещены карточки зимующих птиц. Ведущий описывает птицу, не называя её, дети и взрослые отгадывают и находят соответствующие карточки на мольберте.
- Маленькая подвижная птичка с серо-коричневым оперением. Голова у неё круглая, шея короткая, туловище овальное, крылья короткие. Клюв короткий, к концу заострённый. В холодную пору эти птицы сидят плотно прижавшись, друг к другу и нахохлившись (Воробей) .
- На голове у этой птицы черная шапочка. Щёки у нее белые, на горле чёрная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое (Синица) .
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв крепкий и острый (Дятел) .
- У этой птицы верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка голубовато-серая, брюшко красное. Клюв короткий, толстый конической формы чёрного цвета (Снегирь) .
- Эта небольшая птичка красного (самка зеленоватого) цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клёст) .
- Голова, крылья и хвост у этой птицы чёрные, а по бокам - белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв крепкий и острый (Сорока) .
- У этой птицы крупное продолговатое туловище, сильные ноги. Ходит она, широко шагая, клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья чёрные, а тело серые. (Ворона) .
Ведущий: А теперь разминка, поиграем в игру «Совушка».
Ведущий : «Совушка», остальные дети – птицы. По сигналу «День!» дети бегают по площадке, по команде «Ночь!» - замирают и останавливаются в этом месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится – забирает к себе
Ведущий: А теперь проверим, как хорошо вы, ребята, и ваши родители знают наших пернатых.
Игра «Чей клюв»
На мольберте размещены картинки с изображением клювов разных форм и птиц без клювов (растениеядных и хищных).
Ведущий: Пока наши участники подбирают клювы, мы с вами ответим на вопросы.
Викторина «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты!»
Задание: нужно по описанию клюва определить его пернатого владельца.
- Долотообразный клюв этой птицы без устали долбит древесину (Дятел) .
- В своём длинном клюве эта птица приносит младенцев, а от радости она клювом трещит (Аист) .
- У этой птицы клюв снабжён приспособлением, напоминающий китовый ус, опустив клюв в воду, она щелкочет: процеживает воду, оставляя во рту мелкие водные организмы (Утка) .
- Нос – клюв этой крупной птицы дал название декоративному и эфиромасличному растению, плоды которого похожи на его клюв (Журавль, а растение герань или журавлиный нос).
- Эта птица пользуется клювом, как сочком: нижняя часть клюва состоит из гибких косточек, на которые натянут кожаный мешок (Пеликан).
- Клюв это птицы крестообразный: верхняя половина его загнута вниз, а нижняя – вверх. Таким клювом легче добывать семена из чешуек еловых шишек (Клёст).
- Клюв у этой птицы длинный, а язык короткий. Добычу втянуть в рот она не может, поэтому птица подбрасывает клювом добычу вверх и ловит её открытым ртом (Удот) .
Ведущий: А теперь наши ребята покажут танец «Маленьких утят», а взрослые тоже к ним присоединятся.
Ведущий: Мы всё играем и танцуем, а самое главное забыли покормить птиц. Они очень рассчитывают на нашу доброту и заботу.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стойки на крыльцо
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце
И для птиц тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать,
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
А.Яшин
Я приготовила, ребята, корм птицам: лук, конфеты, помидоры, колбасу. Правильно?
Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, сало, хлебные крошки, ягоды рябины
Игра «Покормите птиц»
Соревнуются по два ребёнка. Они должны ложками, кто быстрее, перенести корм из одного ведёрка в другое. Выигрывает тот, кто больше перенесёт корм, не просыпав.
А теперь мы посмотрим и определим, кто у нас быстро и правильно нарисует птицу.
Конкурс «Нарисуем птицу»
Вызываются два ребёнка и два родителя (помогают своим детям). Оценивается не только скорость, но и качество исполнения. Порядок рисования: Тело, нога, глаз, клюв, голова, крыло, вторая нога, хвост.
Ведущий: Наблюдая за птицами, можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив пёрышки и нахохлившись, что это значит?
Дети: На улице мороз. Надо теплее одеваться.
Ведущий: Правильно. А теперь вспомним народные приметы, связанные с поведением птиц
Народные приметы
Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева – жди мороза
Воробьи громко чирикают – к оттепели
Ворона сидит на верхушки дерева – к морозу
Низко летают ласточки – к дождю
Летают ласточки высоко – к солнечной погоде
Воробьи купаются в пыли – к дождю
Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру
Кукушки стали куковать – морозам больше не бывать
Если грачи, жаворонки прилетели рано – весна будет тёплой
Ведущий: Что это? Птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!
Подвижная игра «Птицелов»
Каждый ребёнок называет птицу (сова, кукушка, утка, воробей, гусь и т.д.) крику которой он может подражать. Дети встают в круг, в центре которого стоит птицелов – водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг птицелова и нараспев произносят:
В лесу, во лесочке
На зелёном дубочке
Птички весело поют
Птицелов идёт
Он в неволю нас возьмёт!
Птицы улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши. Игроки – птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издаёт крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока, после чего тот становится водящим.
Ведущий: Хорошо среди нас нет птицеловов. А теперь мы поиграем со взрослыми, а дети будут нам помогать
Игра «Всякая всячина»
Родители и дети выбирают правильный ответ:
1. Какая птица вьёт гнездо на крыше дома? (аист, цапля, журавль)
2. Какая птица захватывает чужое гнездо? (ласточка, скворец, воробей)
3. Какая птица не терпит соседей – птиц? (голубь, дятел, воробей)
4. Какая птица умеет танцевать? (журавль, сова, орёл)
- Какую птицу называют птицей-мухой? (колибри, попугай, синица)
6. У какой птицы хвост достигает 2-метровой длины? (фазан, павлин, попугай)
7. У какой птицы клюв похож на мешок? (аист, цапля, пеликан)
8. Какая птица – символ мудрости? (ворона, сорока, сова)
Ведущий: А сейчас мы проверим вашу выносливость.
Игры: «Цапля» и «Ласточка»
Дети вместе с родителями встают в круг, по команде поднимают одну ногу, согнув её в коленях, прижимая к бедру второй ноги, изображая «Цаплю», закрывают глаза, стараются простоять как можно дольше и так же в позе «Ласточки». Выигрывает тот, кто продержится дольше других.
Ведущий: Молодцы! Все у нас крепкие и выносливые. Вспомним с вами песни о птицах и пропоём по куплетику.
Припомню я забытые свидания…»
- «У дороги чибис, у дороги чибис
Он кричит, волнуется чудак…»
- «Вы, слыхали, как поют дрозды…»
- «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат
Пусть солдаты не много поспят…»
- «Воробей с берёзы на дорожку прыг,
Больше нет мороза – чик-чирик…»
- «Жили у бабуси два весёлых гуся…»
Ведущий: Вот и закончилась сегодня наша встреча. Мы многое узнали о птицах. Знаем, что нужно беречь природу и охранять птиц. Необходимо кормить птиц зимой, не ломать ветки, не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не разорять гнёзда
Звучат стихи
Не разоряйте птичьего гнезда
Так счастлива в своём жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится
Мы ребята – дошколята
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочет,
Мы вас любим очень, очень
Давайте дружить
Давайте, люди
Дружить друг с другом,
Как птицы - с небом
Как травы – с лугом
Как ветер – с морем
Поля – с дождями
Как дружит солнце -
Со всеми нами!
Ведущий: Наступила весна, и давайте позовём её нашими закличками
Жаворонок! Жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам тепло!
Детям раздают сладких жаворонков и награждают медальками «Знатоки птиц». Взрослых награждают дипломами «Знатоки птиц»
Ведущий: Спасибо всем за участие!
Тема. Изучение многообразия птиц.
Цель. Умение детей различать птиц по клювам и лапам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.
Задачи:
Образовательные
- Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
- Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.
- Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.
- Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.
Развивающие
- Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;
- Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.
- Формирование способности рефлексировать свою деятельность.
Воспитательные
- Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
- Продолжить формирование основ экологической культуры.
- Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.
Оборудование, наглядные пособия.
- Коллаж из иллюстраций птиц, которые размещены в соответствии с экологическими группами.
- Таблицы с надписями: РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ, ВСЕЯДНЫЕ.
- Таблица, показывающая значение птиц в природе и для человека.
- Карточки с надписями о значении птиц (на две группы детей)
- Кухонные приборы: вилки, ложки большие и маленькие, ситечко, яблокорезка, чеснокодавилка, ореходавилка, вишнечистка, шумовка, пинцеты и т.д.
- Продукты питания.
- Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.
- Разрезные карточки с изображением клюва и лап птиц.
- Карточки с изображением растений, животных, изображение стрелочек.
- Плакат-схема пищевой цепи.
- Плакат с опорными словами: УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ, СРЕДА ОБИТАНИЯ, ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ.
- Магнитофон, кассета "Звуки леса".
1 час занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть. Обозначение детьми целей занятия
Рассматривание иллюстраций птиц.
Вопросы для детей: Вам знакомы эти животные? Кого мы называем птицами?
Вывод: Какие они все разные! От чего это зависит? Да, это зависит от условий обитания. Одно из условий жизни - это способ добычи пищи. Можно ли птиц разделить на группы по способу добычи пищи?
Да, вы правильно сказали, что их можно разделить, так как у них разные приспособления для добычи пищи.
Чей же клюв лучше? Вот этот вопрос мы и попробуем разрешить на занятии.
Мы будем играть в интересные игры, работать с карточками, вы сможете самостоятельно проверить свои знания - для этого есть лист самостоятельного учёта знаний - и сделать правильные выводы. Определить порядок работы нам поможет лист, на котором написаны этапы занятия.
II Основная часть.
Беседа о значении птиц.
Представьте себе: проснулись, а вокруг ни одной птицы. Может такое случиться?
Каково же значение птиц в природе и для человека?
Задание № 1 “Значение птиц в природе и для человека”
Определить значение птиц в природе и для человека.
Разделимся на две команды, вы должны выбрать и правильно разложить в два столбика фразы о значении птиц для природы и о значении птиц для человека.
Проверка выполнения задания: сверить по плакату.
Оценивание своих знаний.
Задание № 2 “Накорми птичку”
Чтобы понять, почему у птиц разные клювы, мы поиграем в игру "Накорми птичку". Сейчас я включу кассету с записями голосов птиц. И вы уже не Дима и Полина, а стриж, цапля и т.д. Вы должны добыть себе пищу при помощи этих приборов. Руками к пище прикасаться нельзя.
Итог:
- Вы можете показать мне универсальный прибор, которым удобно брать любую пищу?
- А есть ли птица с универсальным приспособлением?
- Почему у птиц разные клювы?
На протяжении многих-многих лет, путём эволюции клювы видоизменялись, приспосабливаясь к определённой пище, добываемой в той среде, где обитали птицы.
Оценивание своих знаний.
Задание № 3 “Экологические группы птиц”
Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.
Обратите внимание на иллюстрации птиц.
Вопросы для детей: Почему птицы так размещены? Что их объединяет?
Вывод: Каждую группу птиц объединяет одинаковая пища.
Первая группа птиц питается растениями и их плодами и называется РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫМИ.
Чем отличается следующая группа от предыдущей? (Небольшого размера, маленькие клювы.)
Вторая группа птиц питаются насекомыми, и группа получила название НАСЕКОМОЯДНЫЕ.
Птицы следующей третьей группы питаются насекомыми, растениями и их плодами. Как назовём их? НАСЕКОМО-РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ.
Четвёртая группа. Посмотрите внимательно на их клювы, как их назовём? ХИЩНЫЕ.
И последняя пятая группа птиц очень своеобразная: в пищу могут употреблять всё. Они так и называются ВСЕЯДНЫЕ.
Задание № 4 “Дорисуй клюв”
Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пищи.
Перед вами по три карточки. Рассмотрите их внимательно. Что видите справа? Слева модель головы. Чего не хватает? Проверим, на сколько вы были внимательны. Вы должны нарисовать клюв птице в зависимости от изображённой пищи.
Проверка выполнения задания.
Оценивание своих знаний, заполнив листок учёта знаний.
Молодцы, все правильно выполнили задание, ни одна птица не осталась голодной. Почему?
Вы нарисовали правильное приспособление. Чей клюв лучше?
2 час занятия
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная беседа.
Как разнообразен мир птиц! Многообразны не только клювы, но и лапы. Они друг с другом взаимосвязаны. Обратите внимание на орла: на сильных лапах острые крепкие когти, напоминающие клюв.
Задание № 5 “Найди пару”
Найти каждому клюву соответствующие лапы
Сейчас поиграем в игру "Найди пару".
У меня в руках "Волшебный пакет". В нём лежат изображения лап и клювов. Каждый из вас берёт одну карточку и ищет себе пару. Готовые пары встают перед столами, выкладывают совпавшие карточки и готовятся доказать свой выбор.
Поверните к себе карточки обратной стороной. В правом верхнем углу есть точки: если их количество на обеих карточках совпадает, значит, задание выполнено правильно.
Вывод:
Мы с вами говорили об очень важном условии жизни - добывании пищи. Всегда ли достаточно пищи птицам? От чего зависит её количество? (От времени года, климата, урожая (неурожая), конкурентов, человеческой деятельности.) Деление на такие группы является условным. Так как с изменением условий жизни многие птицы переходят на другой тип питания (примеры).Да, на Земле часто бывают для птиц трудные времена, на помощь приходит Человек, чтобы сохранить многообразие птиц. Как вы помогаете птицам?
Задание № 6 “Пищевые цепочки”
Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам
Рефлексия предыдущих знаний.
Перед вами схема пищевой цепи Р > ТрЖ > Х. Назовите её компоненты. Что указывают стрелки? (Поток энергии от одного звена к другому)
Задание: Вам предстоит составить пищевые цепи. Разделимся на пять групп. Каждая команда получает конверт с карточками. Это задание дано в трёх вариантах. Они отличаются сложностью. Все эти задания вы можете делать втроём, помогая друг другу. А можете распределить варианты задания между участниками команды.
III. Заключительная часть
Рефлексия занятия:
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- На каких этапах занятия вы почувствовали трудности?
- Что вы хотели бы сделать по-другому?
Теперь давайте подведём окончательный итог по результатам полученных знаний.
Максимальное количество баллов, которое вы могли набрать, от 21 до 27 баллов.
Дети подсчитывают баллы. Сообщают педагогу.
После подсчёта баллов педагог благодарит детей за работу.
Педагог просит оценить своё эмоциональное состояние, показав карточку.
Вывод:
Многообразие птиц не перестаёт удивлять человечество.
Внешний вид птиц, повадки прямо зависят от среды обитания и условий существования.
Очень важно нам с вами осознать ту простую истину, что мир природы, который будет окружать человека в будущем, целиком зависит от его современной деятельности.
Приложение 1.
Карточка последовательности работы обучающихся на занятии (выдаётся каждому ребёнку).
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ.
I этап. Знакомство с целью занятия
II этап. Основная часть
1. Выполнение задания "Значение птиц в природе и для человека" двумя командами.
2. Игра "Накорми птичку".
3. Беседа "Экологические группы птиц". Обозначить группы птиц по способу добывания пищи.
4. Самостоятельная работа. Рассмотреть карточки и дорисовать клюв, соответствующий предложенной пище. (Выполняется отдельно каждым ребёнком.)
5. Игра "Найди пару". Найти каждому клюву соответствующие лапы.
6. Самостоятельная работа. Составить пищевые цепочки по предложенным карточкам.
III этап. Подведение итогов.
"ЧЕЙ КЛЮВ?"
дидактическая игра
для закрепления знаний по теме занятия о животных
для детей младшего и среднего школьного возраста
в условиях дополнительного образованияЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "РАДУГА" ГОРОДА КИРОВА
Пасынкова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, экологический отдел
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЕЙ КЛЮВ?"
/7-10 лет/
ЦЕЛЬ. Развивать способность детей сравнивать, обобщать,
фантазировать;
закрепить знания детей о птицах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Двойные карточки /12 пар/ с изображением птиц
без клюва и разных клювов.
Х
ОД. Дети /24 или 12 человек/ садятся по кругу. Ведущий идет за
спинами детей и каждому, пряча картинку от других участников игры, раздает по одной каждому.
По команде участники игры рассматривают свою карточку.
Задание: найти пару
: к птице - клюв. Вce встают и ищут вторую половинку.
Созданные пары садятся рядом на те же стулья, по очереди показывают всем карточки / другие дети оценивают - правильно ли подобран клюв/, называют птицу, дают краткую характеристику
: по Форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции...
Если клюв от другой птицы, пояснить
- по какому признаку ребята "присоединили" его и какие свойства получает птица именно с этим, новым, клювом.
Пары карточек:
1- К Фламинго розовый
2- Е хохлатая пеганка
3- Ж розовый пеликан
4- Б белоспинный альбатрос
5- И колпица
6 - А топорики
7 - В попугаи
8- Г снегирь
9- Д стерх, журавль
10- З белоплечий орлан
11- Л дятел
12- М жаворонок
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.
ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.
РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.
Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.
Ласточки и скворцы улетают стаей.
Журавли улетают клином - углом.
А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка - перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец - птица, остальные насекомые).
ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли - журавлята.
Грачи - грачата.
Гуси - гусята.
Скворцы - скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .
ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля - журавлиный.
У гуся - гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .
ОДИН - МНОГО.
Кукушка - кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок - жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка - ласточки.
Грачонок - грачата.
Аист - аисты.
Гусенок - гусята.
КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка - кукует.
Ласточка - щебечет.
Скворец - поет.
Журавль - курлыкает.
Утка - крякает.
Гусь - гогочет.
ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач - птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов - грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц - вредителей полей и огородов.
Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)
ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — ... (скворец).
НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка... .
У КОГО - КТО?
У кукушки - кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста - аистенок, аистята.
У гуся - гусенок, гусята.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).
ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.
СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.
ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах — ... .
На дворе дерево, а в лесу — ... .
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)
На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
Тема : Птицы. Чей клюв лучше?
Цель : продолжить работу над темой птицы, изучить разнообразии и форму клёвов, обеспечить выявление учащимися способов питания птиц и подбора корма, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование : В. Бианки видеофильм “ Чей клюв лучше” , запись аудио голос птиц, предметные рисунки птиц, пинцет, прищепка, семена тыквы, насекомые, макет голубя, книги для выставки.
Ход урока.
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
2. Создание эмоционального настроения.
Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошие настроение. Подарите улыбки гостям.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята как называется наш урок?
Что мы изучаем на этих уроках?
2. Минутка синоптика.
Дети что вы услышали?
4. Работа над загадками.
Учащиеся загадывают загадки о птицах.
Молодцы все отгадали загадки, хорошо знаете птиц. А вот кто был внимателен, на какие группы мы можем поделить птиц?
Какие птицы отнесем к диким, а какие к домашним?
Скажите кто такие птицы?
Давайте выделим особенности птиц.
5. Строение птицы с помощью макета голубя.
6. Игра “ Что лишнее” (учитель называет слова из них дети должны выделить строение птиц. Когти, перья, клев, лапы, крылья, шерсть, хвости.)
III. Мотивация учебной деятельности.
1.Рассказ учителя.
Дети однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц, давайте и мы послушаем о чём они говорили. (учитель вывешивает на доску портрет писателя.)
2. Просмотр видеофильма.
3. Беседа по содержанию.
О чём спорили птицы? - Дети, а как вы думаете,почему у птиц разные клювы? - А как вы думаете, чёй клюв лучше?
Ребята скажите, какой вопрос мы сегодня постараемся разрешить на уроке.
IV. Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок не простой, на этом уроке мы с вами будем исследователями, будем исследовать “Чей клюв лучше”. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами исследовать разнообразие и формы клёвов птиц.
V . Первичное восприятие о и осознание нового материала.
1. Изучение формы клювов.
Я предлагаю рассмотреть три формы клювов.
(на доску вывешивают картинки с формами клювов)
Давайте исследуем клюв под номером 1 ? Какие его особенности, что про него можно сказать? - Клюв под номерм 2 и 3?
Сделаем вывод: клюв под номером один тонкий острый, под номером 2 толстый маленький, третий клюв загнут вниз острый.
Дети мы с вами определили формы клюва.
Физкультминутка.
2. Игра “ На что похоже. “
Учитель показывает предметы дети определяют, на какой клюв они похожи.
Пинцет – на клюв под номером 1 . он тонкий и острый.
Прищепка – на клюв под номером 2 , она толстая и маленькая.
Заколка - загнута вниз, как клюв под номером 3.
А теперь постараемся подобрать пищу. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые, мышка игрушка.
3. Работа в группах.
Чтобы определить к какому клёву подходит какая пища, вы должны работать в группах.
Каждой группе раздают коробки с предметами в которых пища и один предмет который заменяет клюв, дети пробуют каким предметом легче захватить пищу.
4. Заслушивание ответов детей каждой группы.
5. Игра “ Распредели птиц по форме клювов.”
VI . Закрепление и осмысление знаний.
1. Беседа.
А теперь мы проверим на сколько вы были внимательны на уроке.
2. Работа с карточками. Самостоятельная работа.
Возьмите, свои карточки посмотрите внимательно чего не хватает, на рисунке?
Ваша задача, рассмотреть пищу которой питается птица, и дорисовать клев который характерен этой группе.
3. Взаимопроверка.
4. Работа с учебником.
Рассмотрите рисунки и в парах обсудите к какой группе какие птицы относятся.
5. Работа над пословицей.
Каждая птица своим носом сыта.
Как вы понимаете эту пословицу?
6. Игра “ В какой сказке”
В какой сказке мы встречаем птиц, дети должны назвать где встречаются птицы.
VII . Итог урока.
Ребята можем ли мы теперь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? - Где в жизни мы можем применить получение сегодня знания на уроке? - Как мы должны помогать птицам? - Так чей же клюв лучше?