«Приспособленность организмов к среде обитания». Конспект открытого занятия в старшей группе. Среда обитания Условия обитания растений
Среда обитания (экологическая ниша) - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь , популяция или вид , часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Среда обитания (экологическая ниша), часто перекрывается с термином "ареал" - географическое распространение биологического вида. Например - бурый медведь. Среда обитания (экологическая ниша)- леса. Ареал - везде, где есть такие леса (Европа, Азия, Северная Америка). Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ . Термин часто считается синонимом окружающей среды . Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.
Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами . Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:
Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 3
Просмотров:
От понятия «среда обитания» следует отличать понятие «условия существования» - совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва). В отличие от них другие факторы среды хотя и оказывают существенное влияние на организмы, но не являются для них жизненно необходимыми (например, ветер, естественное и искусственное ионизирующее излучение, атмосферное электричество и др.).
Экологические факторы. Элементы окружающей среды, которые вызывают у живых организмов и их сообществ приспособительные реакции (адаптации), называются экологическими факторами.
По происхождению и характеру действия экологические факторы подразделяются на абиотические (элементы неорганической, или неживой, природы), биотические (формы воздействия живых существ друг на друга) иантропогенные (все формы деятельности человека, оказывающие влияние на живую природу).
Абиотические факторы делят на физические, или климатические (свет, температура воздуха и воды, влажность воздуха и почвы, ветер), эдафические, или почвенно-грунтовые (механический состав почв, их химические и физические свойства), топографические, или орографические (особенности рельефа местности),химические (соленость воды, газовый состав воды и воздуха, рН почвы и воды и др.).
Антропогенные (антропические) факторы - это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.
Один и тот же фактор среды имеет разное значение в жизни совместно обитающих организмов. Например, солевой режим почвы играет первостепенную роль при минеральном питании растений, но безразличен для большинства наземных животных. Интенсивность освещения и спектральный состав света исключительно важны в жизни фототрофных растений, а в жизни гетеротрофных организмов (грибов и водных животных) свет не оказывает заметного влияния на их жизнедеятельность.
Экологические факторы действуют на организмы по-разному. Они могут выступать как раздражители, вызывающие приспособительные изменения физиологических функций; как ограничители, обусловливающие невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях; как модификаторы, определяющие морфологические и анатомические изменения организмов.
Реакция организмов на влияние абиотических факторов. Воздействие экологических факторов на живой организм весьма многообразно. Одни факторы оказывают более сильное влияние, другие действуют слабее; одни влияют на все стороны жизни, другие - на определенный жизненный процесс. Тем не менее в характере их воздействия на организм и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей, которые укладываются в некоторую общую схему действия экологического фактора на жизнедеятельность организма (рис. 14.1).
На рис. 14.1 по оси абсцисс отложена интенсивность (или «доза») фактора (например, температура, освещенность, концентрация солей в почвенном растворе, рН или влажность почвы и х д.), а по оси ординат - реакция организма на воздействие экологического фактора в его количественном выражении (например, интенсивность фотосинтеза, дыхания, скорость роста, продуктивность, численность особей на единицу площади и т. д.), т е. степень благотворности фактора.
Диапазон действия экологического фактора ограничен соответствующими крайними пороговыми значениями (точки минимума и максимума), при которых еще возможно существование организма. Эти точки называются нижним и верхним пределами выносливости (толерантности) живых существ по отношению к конкретному фактору среды.
Рис. 14.1. Схема действия экологического фактора на жизнедеятельность организмов: 1, 2. 3 - точки минимума, оптимума и максимума соответственно; I, II, III-зоны пессимума, нормы и оптимума соответственно.
Точка 2 на оси абсцисс, соответствующая наилучшим показателям жизнедеятельности организма, означает наиболее благоприятную для организма величину воздействующего фактора - это точка оптимума. Для большинства организмов определить оптимальное значение фактора с достаточной точностью зачастую трудно, поэтому принято говорить о зоне оптимума. Крайние участки кривой, выражающие состояние угнетения организмов при резком недостатке или избытке фактора, называют областями пессимума или стресса. Вблизи критических точек лежат сублетальные величины фактора, а за пределами зоны выживания -летальные.
Подобная закономерность реакции организмов на воздействие экологических факторов позволяет рассматривать ее как фундаментальный биологический принцип: для каждого вида растений и животных существует оптимум, зона нормальной жизнедеятельности, пессимальные зоны и пределы выносливости по отношению к каждому фактору среды.
Разные виды живых организмов заметно отличаются друг от друга как по положению оптимума, так и по пределам выносливости. Например, песцы в тундре могут переносить колебания температуры воздуха в диапазоне около 80°С (от +30 до -55°С), некоторые тепловодные рачки выдерживают изменения температуры воды в интервале не более 6°С (от 23 до 29°С), нитчатая цианобактерия осциллатория, живущая на острове Ява в воде с температурой 64°С, погибает при 68°С уже через 5-10 мин. Точно так же одни луговые травы предпочитают почвы с довольно узким диапазоном кислотности - при рН = 3,5-4,5 (например, вереск обыкновенный, белоус торчащий, щавель малый служат индикаторами кислых почв), другие хорошо растут при широком диапазоне рН - от сильнокислого до щелочного (например, сосна обыкновенная). В связи с этим организмы, для существования которых необходимы строго определенные, относительно постоянные условия среды, называют стенобионтными (греч. stenos - узкий, bion - живущий), а те, которые живут в широком диапазоне изменчивости условий среды, -эврибионтными (греч. eurys - широкий). При этом организмы одного и того же вида могут иметь узкую амплитуду по отношению к одному фак тору и широкую - к другому (например, приспособленность к узкому диапазону температур и широкому диапазону солености воды). Кроме того, одна и та же доза фактора может быть оптимальной для одного вида, пессимальной для другого и выходить за пределы выносливости для третьего.
Способность организмов адаптироваться к определенному диапазону изменчивости факторов среды называютэкологической пластичностью. Эта особенность является одним из важнейших свойств всего живого: регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с изменениями условий среды, организмы приобретают возможность выживать и оставлять потомство. Значит, эврибионтные организмы явлются эколог ически наиболее пластичными, что обеспечивает их широкое распространение, а стенобионтные, напротив, отличаются слабой экологической пластичностью и, как следствие, обычно имеют ограниченные ареалы распространения.
Взаимодействие экологических факторов. Ограничивающий фактор. Экологические факторы воздействуют на живой организм совместно и одновременно. При этом действие одного фактора зависит от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы. Эта закономерность получила названиевзаимодействие факторов. Например, жару или мороз легче переносить при сухом, а не при влажном воздухе. Скорость испарения воды листьями растений (транспирация) значительно выше, если температура воздуха высокая, а погода ветреная.
В некоторых случаях недостаток одного фактора частично компенсируется усилением другого. Явление частичной взаимозаменяемости действия экологических факторов называется эффектом компенсации. Например, увядание растений можно приостановить как увеличением количества влаги в почве, так и снижением температуры воздуха, уменьшающего транспирацию; в пустынях недостаток осадков в определенной мере восполняется повышенной относительной влажностью воздуха в ночное время; в Арктике продолжительный световой день летом компенсирует недостаток тепла.
Вместе с тем ни один из необходимых организму экологических факторов не может быть полностью заменен другим. Отсутствие света делает жизнь растений невозможной, несмотря на самые благоприятные сочетания других условий. Поэтому если значение хотя бы одного из жизненно необходимых экологических факторов приближается к критической величине или выходит за ее пределы (ниже минимума или выше максимума), то, несмотря на оптимальное сочетание остальных условий, особям грозит гибель. Такие факторы называютсяограничивающими (лимитирующими).
Природа ограничивающих факторов может быть различной. Например, угнетение травянистых растений под пологом буковых лесов, где при оптимальном тепловом режиме, повышенном содержании углекислого газа, богатых почвах возможности развития трав ограничиваются недостатком света. Изменить такой результат можно только воздействием на ограничивающий фактор.
Ограничивающие факторы среды определяют географический ареал вида. Так, продвижение вида на север может лимитироваться недостатком тепла, а в районы пустынь и сухих степей - недостатком влаги или слишком высокими температурами. Фактором, ограничивающим распространение организмов, могут служить и биотические отношения, например занятость территории более сильным конкурентом или недостаток опылителей для цветковых растений.
Выявление ограничивающих факторов и устранение их действия, т. е. оптимизация среды обитания живых организмов, составляет важную практическую цель в повышении урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности домашних животных.
Популяции . Структура и свойства популяций
Показатели структуры популяций. Как первая надорганизмен-ная биологическая система, популяция обладает определенной структурой и свойствами. Структуру популяции отражают такие ее показатели, как численность и распределение особей в пространстве, соотношение групп по полу и возрасту, их морфологические, поведенческие и другие особенности.
Численность - общее количество особей в популяции. Эта величина характеризуется широким диапазоном изменчивости, однако она не может быть ниже некоторых пределов. Сокращение численности по сравнению с этими пределами может привести к вымиранию популяции. Полагают", что если численность популяции меньше нескольких сотен особей, то любые случайные причины (пожар, наводнение, засуха, обильные снегопады, сильные морозы и т. д.) могут сократить ее настолько, что оставшиеся особи не смогут встречаться и оставить потомство. Рождаемость перестанет покрывать естественную убыль, и оставшиеся особи в течение сравнительно короткого времени вымрут.
Плотность - число особей на единицу площади или объема. При увеличении численности плотность популяции, как правило, возрастает; она остается прежней лишь в случае ее расселения и расширения ареала. У некоторых животных плотность популяции регулируется сложными поведенческими и физиологическими механизмами.
Пространственная структура популяции характеризуется особенностями размещения особей на занимаемой территории. Она определяется свойствами местообитания и биологическими особенностями вида. Наряду сослучайным и равномерным распределением в природе наиболее часто встречается групповое распределение. Группа животных, прилагая совместные усилия, может легче защищаться от хищников, искать и добывать корм. Жизнь в семьях, стадах, колониях, гаремах приводит также к групповому распределению особей. Пространственная структура может изменяться во времени; она зависит от сезона года, от численности популяции, возрастной и половой структуры и т. д.
Половая структура отражает определенное соотношение мужских и женских особей в популяции. Генетический механизм определения пола обеспечивает расщепление потомства по полу в соотношении 1: 1. В силу разной жизнеспособности мужских и женских особей это первичное соотношение полов при оплодотворении часто заметно отличается от вторичного (при рождении - у млекопитающих) и тем более от третичного, характерного для половозрелых особей. Например, в популяциях человека вторичное соотношение полов составляет 100 девочек/106 мальчиков; к 16-18 годам это соотношение выравнивается и становится равным 1:1, к 50 годам- 100 женщин/85 мужчин, а к 80 годам соотношение по полу становится 2:1 (100 женщин/ 50 мужчин).
Изменение половой структуры популяции отражается на ее роли в экосистеме, так как самцы и самки многих видов отличаются друг от друга по характеру питания, ритму жизни, поведению и др. Так, самки некоторых видов комаров, клещей и мошек являются кровососущими, в то время как самцы питаются соком растений или нектаром. Преобладание доли самок над самцами обеспечивает более интенсивный рост популяции.
Возрастная структура отражает соотношение различных возрастных групп в популяциях, зависящее от продолжительности жизни, времени наступления половой зрелости, числа потомков в помете, количества потомств за сезон и др. Если какая-либо возрастная группа сокращается либо увеличивается, это сказывается на общей численности популяции. Например, массовое истребление крупных половозрелых особей в результате промысла приводит к резкому снижению численности популяции вследствие слабого пополнения ее молодыми особями. Поэтому присутствие в популяции большого количества особей младших возрастных групп свидетельствует о ее благополучии. Если же в популяции преобладают старые особи, можно со всей определенностью сказать, что данная популяция завершает свое существование.
Экологическая структура свидетельствует об отношении различных групп организмов к условиям окружающей среды. Например, особи одной популяции растений различаются рядом признаков: по размерам, количеству побегов, цветков, плодов, семян и т. п. Кроме того, разные особи этой же популяции зацветают неодновременно, что способствует более полному их опылению (при одновременном и кратковременном цветении насекомые могут не успеть опылить все цветки). У такой популяции меньший риск остаться без семян, например в случае кратковременных заморозков (замерзнет лишь часть цветков).
Динамика популяций. Теоретически любая популяция способна к неограниченному росту численности, если ее не лимитируют факторы внешней среды (ограниченность ресурсов, болезни, хищники и т. п.). В таком гипотетическом случае скорость роста популяции будет зависеть только от величины биотического потенциала, свойственного каждому конкретному виду. Биотический потенциал отражает теоретически возможное число потомков от одной пары (или одной особи) за определенный промежуток времени, например за весь жизненный цикл или за год.
У разных видов величина биотического потенциала резко различается. Например, у крупных млекопитающих даже при самых благоприятных условиях численность может возрастать лишь в 1,05-1,1 раза за год. У многих насекомых и ракообразных (тли, дафнии) численность за год увеличивается в 10 10 -10 30 раз, а у бактерий еще больше. Однако в этих случаях в идеальных условиях численность любой популяции за определенное время будет расти в геометрической прогрессии (рис. 14.2). Рост численности с постоянной скоростью называетсяэкспоненциальным ростом. Кривая, отражающая на графике подобный рост популяции, быстро увеличивает крутизну и уходит в бесконечность.
Рис. 14.2. Экспоненциальная (теоретическая) (а) и логистическая (реальная) (б) кривые роста популяций.
В природных условиях экспоненциальный рост популяций наблюдается крайне редко. Например, он был отмечен для популяции кролика, завезенного а Австралию, где для него имелись неограниченные пищевые и пространственные ресурсы при отсутствии сдерживающего влияния хищников. Такой тип роста наблюдается также при вспышках численности саранчи, непарного шелкопряда и других насекомых. Однако периоды экспоненциального роста обычно кратко временны.
При увеличении плотности популяции обычно наблюдается замедление роста численности, поскольку популяция оказывается в условиях с ограниченными ресурсами. Например, животным при высокой плотности популяции может не хватать пищи, а растения начинают затенять друг друга или им недостает влаги. Тип роста популяции при ограниченных ресурсах, характеризующийся снижением скорости по мере увеличения плотности популяции, называется логистическим (см. рис, 14.2).
Общие изменения численности популяции определяются такими процессами, как рождаемость, смертность и миграция особей.
Рождаемость характеризует частоту появления новых особей в популяции. Средняя величина рождаемости каждого вида определилась исторически как приспособление для восполнения убыли популяции. Различают абсолютную и удельную рождаемость.
Абсолютная рождаемость - количество особей, родившихся (вылупившихся, отпочковавшихся и т. д.) в популяции за единицу времени. Удельная рождаемость - количество особей, родившихся в популяции за единицу времени в расчете на одну особь. Показатель удельной рождаемости позволяет сравнивать скорость рождаемости в популяциях с разной численностью.
Величина рождаемости тем выше, чем больше доля особей, принимающих участие в размножении, чем выше плодовитость, чем чаще следуют друг за другом репродуктивные циклы. Обычно рождаемость в каждой популяции уравновешена характерной для нее смертностью.
На численность популяций существенное влияние оказывает также миграция особей.
Миграции - закономерные перемещения животных между существенно различными, пространственно разобщенными средами обитания. Подобные переселения вызываются изменением условий существования в местах обитания или изменением требований животного к этим условиям на разных стадиях развития. Массовое перемещение особей между популяциями может изменить их структуру и основные свойства (предотвратить гибель популяции, находящейся на грани вымирания, или, наоборот, привести ее к резкому сокращению). Например, массовое выселение оседлых животных (белок, кедровок, леммингов и др.) при внезапном ухудшении условий (засухи, пожары, наводнения и т. п.), перенаселении часто заканчивается их массовой гибелью.
Миграции (суточные, сезонные) позволяют организмам использовать оптимальные условия среды в таких местах, где их постоянное проживание невозможно. Они приводят к освоению новых биотопов, расширению общего ареала вида, к обмену особей между популяциями, увеличивают единство и общую устойчивость вида, способствуют успеху в борьбе за существование.
При отсутствии миграции изменение численности популяции зависит от соотношения величины рождаемости и смертности.
Если величина рождаемости выше смертности, то численность популяции будет возрастать, и, наоборот, снижаться, если смертность превысит рождаемость. Таким образом, численность популяций в природных условиях постоянно меняется, поскольку меняются условия среды обитания. Амплитуда и период этих колебаний зависят от степени изменчивости окружающей среды, а также от биологических особенностей конкретного вида.
Важная роль в регуляции численности и плотности популяции принадлежит поведенческим факторам. Например, в популяциях многих грызунов повышение в крови концентрации гормона адреналина, наблюдаемое при большой плотности популяции, вызывает агрессивность, различные гормональные расстройства (у самок может происходить рассасывание эмбриона). В результате численность грызунов снижается.
Другая форма поведения - защита индивидуального участка (территориальности) - также направлена на регулирование численности. Часто почти вся территория, занимаемая популяцией, поделена на индивидуальные участки, которые обозначаются разными способами (секретом пахучих желез, царапинами на деревьях, пением самцов птиц, мочой и т. п.). Мечение и охрана участков, не допускающие размножения на них «чужих» особей, приводит к рациональному использованию территории. Избыточная часть популяции при этом не размножается или вынуждена выселяться за пределы занятого пространства.
Существует ряд других исторически сложившихся механизмов, задерживающих рост популяций и обеспечивающих тем самым их устойчивость. К ним относятся химические взаимодействия особей (например, головастики выделяют в воду вещества, которые задерживают рост других головастиков); изменения в физиологии и поведении при увеличении плотности, что приводит к проявлению инстинктов массовой миграции; распространение заболеваний (вероятность передачи инфекций возрастает с ростом плотности популяции) и др.
Таким образом, благодаря множеству механизмов размах всех суточных, сезонных и годовых изменений численности и уровня плотности популяций, как правило, меньше теоретически возможного, соответствующего реализации всего биотического потенциала. Перенаселенность всегда неблагоприятна для любого вида, так как может привести к быстрому подрыву ресурсов среды, нехватке пищи, убежищ, пространства, что неминуемо повлечет за собой общее ослабление популяций.
Растения в местах их роста подвергаются воздействию самых разнообразных компонентов внешней среды. Любые компоненты или свойства окружающей среды, которые оказывают влияние на организмы, называют экологическими факторами.
Классификация экологических факторов. Факторы среды обитания, или экологические факторы, чрезвычайно разнообразны, имеют разную природу и специфику действия. Различают следующие группы экологических факторов:
1. Абиотические факторы - это совокупность прямых или косвенных воздействий неорганической или неживой природы. их, в свою очередь, делятся на:
а) климатические - условия освещенности, водоснабжения, температурный режим и т. п.;
б) едафични - включают тип почвы и совокупность его физических, химических и механических свойств;
в) орографические - рельеф, экспозиция склонов.
2. Биотические факторы - охватывают все формы воздействия живых организмов друг на друга. Это отношения растений между собой, с животными и др.
3. Антропогенные факторы - это все формы деятельности человека. Они обусловливают изменения структуры земной поверхности, круговорота веществ в биосфере, теплового баланса территории, вызывают снижение биоразнообразия и тому подобное. Растения могут подвергаться воздействию как прямых антропогенных следует, так и обусловленных ими последствий общего изменения среды обитания.
Более подробная схема классификации экологических факторов приведена на рис. 1.2.
Экологические факторы классифицируют также по периодичности, направленности действия и в зависимости от степени адаптации к ним организмов. С этих позиций различают следующие факторы:
1. Такие, действующих периодически (смены времени суток, сезонов года, приливно-отливные явления и т. П.).
Рис. 1.2.
2. Такие, что действуют не периодически, но время от времени повторяются. Сюда относят некоторые погодные явления - наводнения, ураганы, землетрясения и тому подобное.
3. Факторы направленного действия. Они обычно изменяются в одном направлении (потепление или похолодание климата, сукцессионного процессы в растительном покрове, заболачивание территорий и т. П.).
4. Факторы неопределенной действия. К ним относятся антропогенные факторы, наиболее опасные для организмов и их сообществ, а также случайные факторы различной природы.
Как любые классификационные схемы в биологии, классификация факторов среды обитания растений не является абсолютной. Фактически факторы взаимодействуют друг с другом, меняют их и сами растения. Поэтому важно понимать, что растение реагирует физиологическими и биохимическими процессами не в отдельный фактор как таковой, а на конкретное сочетание всех факторов.
С учетом особенностей жизнедеятельности растений все экологические факторы, которые влияют на физиологические процессы растений, делятся на две основные группы.
Ресурсы - это экологические факторы, которые непосредственно потребляются, расходуются растениями. К ним, например, относятся запасы биогенных минеральных веществ в почве, углекислый газ воздух, вода и др. Эти экологические факторы иногда называют "делимыми" в том смысле, что растения, которые совместно растут, вынуждены делить их между собой.
Условия - это такие экологические факторы, которые растениями не потребляются, но производят влияние на их жизнедеятельность. К условиям, в частности, относятся температура, кислотность почвы и т.п.
Урок по познанию мира для 3 класса «Среда обитания растений»
Республика Казахстан. Жамбылская область, Кордайский район
село Сортобе, средняя школа № 48
учитель начальных классов Мачинчин Софиян Исхаровна
Тема : Среда обитания растений
Цели : углубить понятие о разнообразии растений, учить различать их; объяснить особенности строения растений и их приспособлениями к среде обитания на различных участках Земли, развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, содействовать воспитанию сотрудничества, самостоятельности, ответственного отношения за поведение в природе, любви к Родине.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Вид урока: урок - исследование
Методы : словесный, практический, наглядный, самоорганизации, репродуктивный
Оборудование : образцы растений, презентация к уроку, схемы-опоры
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте, ребята!
Настроение каково? Во
Все такого мнения? Все без исключения.
Может, вы уже устали? Мы с собой таких не брали!
- Может, ляжем, отдохнём? Лучше мы урок начнём!
Все за парты дружно сели
Друг на друга посмотрели
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей.
2. Сообщение темы и цели
Соберите слово, которое рассыпалось – РЕСАД (На доске появляется слово «СРЕДА»)
Какие ассоциации возникают?
Как слово «Среда» может быть связано с разделом «Многообразие растений»?
Сегодня у нас урок – исследование. Тема нашего урока «Среда обитания растений » (слайд) + на доске открывается тема
Объект исследования (схема-опора) – это то, что рассматривается.
Что мы рассматриваем в этом разделе?
Нашим объектом исследования будут растения,
Предмет исследования (схема-опора ) – проблема, которую мы должны изучить на уроке
А предмет исследования сегодняшнего урока - “Среда обитания растений ” .Мы исследуем, как растения приспосабливаются к своей среде обитания, с особенностями растений в зависимости от среды их обитания
При исследовании выдвигается гипотеза: (схема-опора) - предположение: Как среда обитания влияет на особенности строения растений
3. Проверка домашнего задания
Мы заканчиваем раздел «Многообразие растений».Что нового узнали из этого раздела?
В проверочный тест включены вопросы из пройденных тем.
1. Тест по вариантам (разно уровневый)
1вариант (низкая мотивация)
Тест «Многообразие растений»
1. В какой группе перечислены только деревья?
а) сирень, тополь, сосна
б) берёза, клён, дуб
в) клевер, осина, ель
2. Выбери из перечисленного влаголюбивое растение :
а) саксаул б) иван-чай в) молочай
3. Какое из перечисленных растений является однолетним?
а) сосна б) морковь в) пшеница
4. Светолюбивое растение – это:
а) ель б) сосна в) ландыш
5. Лиственница – это растение:
а) цветковое б) папоротниковое в) хвойное
2вариант (высокая мотивация)
Тест «Многообразие растений»
1. Самые простые по строению растения?
2. Самые сложные по своему строению растения:
а) папоротники б) водоросли в) цветковые г) мхи
3. Как называются растения, которые не приспособлены к существованию без участия человека?
а) культурные б) многолетние в) дикие г) благородные
4. Помидор, перец, огурец, баклажан – это растения:
а) холодостойкие б) засухоустойчивые в) теплолюбивые г) теневыносливые
5. Что объединяет эту группу растений: дуб, берёза, ель?
а) это кустарники б) это деревья в) это все светолюбивые растения г)это двулетние
Устная проверка
2. Фронтальный опрос
Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
Расскажите об этих группах растений.
Водоросли. Слово водоросли произошло от двух слов: вода и расти. Значит водоросли, в основном это водные растения. Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в морях и океанах. По цвету водоросли бывают зелёные, сине-зелёные, бурые и красные. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки. (слайд)
Мхи. Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад. Это низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по земле. Большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – очень ценное удобрение и топливо. (слайд)
Папоротники. Папоротники относятся к числу наиболее древних растений. Они распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники. Папоротники никогда на цветут. У папоротников нет семян. Они размножаются спорами. Вырасти папоротник можно и в домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение. (слайд)
Хвойные. Ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник, лиственница – хвойные растения, семена образуются в шишках. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена. Хвойные – вечнозелёные деревья. Они сохраняют хвоинки и в зимний период. Хвоинки сосны держатся 2-3 года, а хвоинки ели от пяти до семи лет. Среди хвойных есть только одно дерево которое сбрасывает свои иголки на зиму, а весной образуют новые. Это лиственница. У хвойных растений вместо листьев – хвоинки. (слайд)
Цветковые. Самые распространённые на Земле – это цветковые растения. У них есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. Учёные-ботаники насчитывают более 250 тысяч видов растений. Значение цветковых растений для человека значительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела. Они растут повсюду – в лесу, на лугу, в водоёме, в пустыне, в горах. (слайд)
А по внешнему виду как можно разделить растения? (Деревья, кустарники, травы)
Почему растения не могут жить без солнечного света? (Потому что, солнце источник энергии. Оно даёт тепло всему живому.)
Какие виды растений по условиям произрастания вы знаете? (Влаголюбивые и водные, засухоустойчивые, теплолюбивые, холодостойкие, светолюбивые, теневыносливые.)
3. ФИЗМИНУТКА
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали –
Великанами вы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы прогулялись,
Вновь за дело вместе взялись!
4. Работа по теме
Мы сегодня продолжим говорить о растениях, о среде обитания растений.
Тема нашего урока «Среда обитания растений»(слайд) - уже открыт
Актуализация знаний
Растения – часть какой природы? (живой)
Докажите, что растения – часть живой природы? ) (слайд)
Что дают нам растения? (слайд)
Как можно назвать это одним словом? (флора – слайд)
Где могут обитать растения? (слайд)
Выведите определение «среда обитания»
Среда обитания - это место,где обитают, т.е. растут, растения. Среда обитания оказывает на растения влияние.
Назовите необходимые условия для жизни растений? (слайд)
Скажите, в каких местах на Земле не обитают растения (ответы детей)
Почему там не обитают растения? (вечный холод)
чтение текста в учебнике страница 118
ВЫВОД: просмотр видеоролика «Среда обитания растений»
Растения на Земле встречаются повсюду, они образуют леса, луга, поэтому растения называют «зелёной одеждой Земли». Действительно, зелёный наряд украшает нашу планету. Растения можно разделить на 3 среды обитания.
3 СРЕДЫ ОБИТАНИЯ РАСТЕНИЙ
ВОДНАЯ НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ почвенная
Водная среда обитания связана с водоёмами: океанами, морями, реками, озерами и другими. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, солёные и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 метров глубины свет вообще отсутствует. Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда ещё проникает свет. Большинство водных растений – это водоросли. Однако среди водных растений встречаются и высшие растения. (слайд)
В наземно-воздушной среде обитания растёт подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток. Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещённых участках, другие в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых местах, другие – приспособлены к сезонным колебаниям температуры.
Почва – это поверхностный плодородный слой земли. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород перегноя в результате разложения растительных и животных остатков. Здесь обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений.
Растения способны жить в той среде, к условиям которой они приспособлены.
Что означает «водная, почвенная, наземно-воздушная среда обитания»? (у детей – на столах памятки)
Чем отличаются растения, обитающие в водной среде от растений, обитающих в почвенной среде? (у водных корни тонкие, небольшие, листья широкие, для того, чтобы хорошо испарялась влага. У растений, среда обитания которых почва – корневая система мощнее, листья уже, чтобы наоборот – влага не испарялась)
Вам сейчас предстоит работа в парах – создать проект. Вы будете исследовать растение и составлять на это растение паспорт.
Кто скажет, что такое паспорт?
Для чего он нужен?
Какие данные указываются в паспорте человека?
А как вы думаете, что может быть отражено в паспорте растения?
Паспорт растения (на столах у детей)
1.Название
2. Внешнее описание
3. Продолжительность жизни
4. Среда обитания
5. Угроза исчезновения
Ваш объект исследования: (показ слайдов)
1 ряд – лотос 2 ряд – кувшинка 3 ряд - ландыш
Работа по рядам (работа в парах - заполнение паспорта растения) – чтение текста учащимися.
Лотос орехоносный (слайд) Крупный ярко – розовый цветок. Растет лотос в неглубоких пресных теплых водах прудов и озёр. Многолетнее растение. Размножается семенами, которые сохраняют всхожесть более тысячи лет! Корни употребляются в пищу. Из них делают муку, крахмал и даже масло. Семена и корни используют и как лекарственное средство. Многолетнее растение. Размножается семенами и кусочками корневищ. Угроза гибели: сбор красивых цветов, загрязнение водоёмов.
Кувшинка белая.
(слайд)
Растет в водоемах со стоячей или медленно текущей водой. Её белые цветки, похожие на звёздочку, умеют предсказывать погоду: перед дождём они всегда закрываются. Каждое утро появляются на поверхности, а на ночь погружаются в воду. Семена приспособлены к жизни в водной среде – у них есть воздушные мешочки, поэтому они могут плавать на поверхности. Живет 3-5 лет. Размножается семенами, кусочками корневищ.
Угрозу гибели представляет человек и загрязнение водоёмов.
Ландыш майский
(слайд)
Растет во влажных почвах, любит тень. Цветки в виде колокольчиков цветут 10-15 дней. Многолетнее растение, которое размножается отрезками корневищ. По окончании цветения на месте цветков образуются красные ягодки, которые очень ядовиты, а само растение используют как лекарство.
Угрозу гибели представляет человек и выпасы скота.
Защита проекта - паспорта растения – чтение текста.
Какие из этих растений обитают в нашем регионе? (в естественных условиях - кувшинка, ландыш; в искусственных -лотос)
Царство Растений удивительно многообразно. Оно объединяет более 350тысяч видов растений и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточного растения, которое можно рассмотреть только с помощью микроскопа, до деревьев - рощ, занимающих площадь в десятки квадратных метров.
Игра "Пойми меня" (по внешнему описанию догадаться, о каком растении идёт речь)
Весну это холодостойкое травянистое растение встречает самым первым, ещё даже снег не сошёл. Почвенная среда обитания. Занесён в Красную Книгу РК
- Как думаете, почему занесено это растение в Красную книгу? (подснежник слайд)
Среда обитания этого растения -почвенная. Этот колючий многолетний кустарник получил своё название за острые шипы, которые причинят неприятности любому, кто необдуманно захочет познакомиться с этим красавцем. В начале лета он украшен душистыми цветами, которые напоминают розу. (шиповник слайд)
- Что ещё знаете об этом растении? (полезное лекарственное растение)
- Высокое многолетнее растение. Водная среда обитания. Цветёт метёлкой. Когда-то использовался в строительстве,как дешёвый материал. Растения активно разрастаются, что засоряет водоёмы и приводит к их обмельчению. Высохшие растения часто служат причиной пожара. (камыш -слайд)
Как вы думаете, есть ли польза от этого растения? (Многие животные водоёма выводят там потомство и некоторое время прячутся от врагов)
5. Домашнее задание: прочитать дополнительный материал, подготовить сообщение-пересказ
1 вариант «Растения пустынь»
2вариант«Растения степей»
6. Закрепление. Итог урока
Какой объект исследовали на уроке?
Предмет нашего исследования?
Какой бывает среда обитания растений?
Как зависит строение растения от среды обитания?
Евгения Сафонова
«Приспособленность организмов к среде обитания». Конспект открытого занятия в старшей группе
Тема :
Наглядного моделирования квалификационных отношений между внешним средой проживания и внешним видом животного.
Программное содержание :
Цель занятия :
1. Познакомить детей, какие основные среды обитания существуют и сколько их?
2. Создать условия для эффективного усвоения знаний о .
Задачи :
Образовательные –
Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания ;
Познакомить с видами приспособлений у растений и животных;
Раскрыть относительный характер приспособлений ;
Подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений .
Расширить кругозор детей.
Развивающие
Развивать интеллектуальную сферу : внимание, память, речь, мышление;
- эмоциональную сферу : уверенность в себе;
- мотивационную сферу : стремление добиться успехов ;
- коммуникативную сферу : навыки работы в паре.
Воспитательные
Воспитывать целостное восприятие мира;
Формировать познавательный интерес к природе.
Оборудование : мультимедийная презентация, открытки , картинки животных и растений.
Словарная работа : среда обитание , приспособления , маскировка, эволюция.
Предварительная работа : Просмотр картинок животных и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе. Просмотра фильма о животных и их обитания .
1. Беседа : «Среда обитания животных и растениях» .
2. Физ минутка : «Звееробика» .
3. Игра «Определи все среды обитания животных и растениях» .
4. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию» .
5. Подведения итогов (Вопрос – ответ) .
6. Сюрпризный момент.
Введение
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
I. Ход занятия
Воспитатель :
На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого) . Живые организмы освоили четыре основные среды обитания :
1) водную;
2) наземно – воздушная.
3) почвенную;
4) воздушную;
1. Водная среда жизни .
Все водные обитатели , несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды . Обитающих в воде , - рыбы, дельфины, моржи (млекопитающие : они могут дышать как воде так и на суше, кормят своих детенышей молоком).
Например : Морж
В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания .
Внешний вид
Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир) .
Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,
Очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.
Наружных ушей нет (он обитает водной среде , где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.
Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.
Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода (вот поэтому многим животным нужно, время от время выныривать из воды за кислородом).
Пример : Дельфины
Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
У животных приспособительной является форма тела . Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.
Давайте посмотрим на рыбу.
Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)
Чем дышат рыбы? (жабрами)
Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.
Морские виды не могут жить в пресных водах, а пресноводные - в морях из-за нарушения работы клеток.
2. Наземно-воздушная среда жизни .
Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые, а растения укореняются в почве. В связи с этим,
У животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)
А у растений – органы , которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни) . Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся , или пропадут.
У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде . Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.
например :
1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки) .
2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок) .
3) Птицы пустынь и степей - обитатели обширных открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и заблаговременно видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности . Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты
4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты) .
Пример : Цапля
Цапля - это птица, которая умеет латать. Питателя цапля рыбой и головастиками, насекомыми. Чтобы добыть себе пищу, Цапля долго стоит на мелководье, поджидая свою добычу. По этому ей, нужен длинный клюв и длинные ноги. Так и приспосабливается цапля к жизни .
5) Птицы леса - самая многочисленная группа . У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой .
Пример : Дятел
Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.
Выбрал подходящий ствол, птица сильно ударяет по нему клювом, и по лесу разносится гулкий стук. Так самец дает знать что территория уже занята .
3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления , связанные с обеспечением себя водой.
У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.
У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.
Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.
В этом случае вода, необходимая организму , возникает за счет окисления составных частей пищи.
В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.
Например : белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это :
– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;
– разное (в зависимости от сезона) состояние деревьев : с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;
– растения, служащие кормом зверьку (орехи лещины, семена ели, грибы и прочее) ;
Белка обладает хорошей приспособленностью , которая позволяет выжить в этой среде обитания . К приспособительным внешним признакам строения и поведения белки относятся следующие :
– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;
– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;
– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;
– острые, само затачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;
– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.
Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания .
Например : Верблюд
Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.
Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан) .
У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.
Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.
У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.
Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.
Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.
Вторая адаптация касается регуляции температуры тела.
II. Зверобика. (Физ. минутка)
III. Игра : «Определи все среды обитания животных и растениях» .
IV. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию» .
V. Подведения итогов (Вопрос – ответ) .
Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)
1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)
2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли) .
3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?
4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)
5. Где дом этих животных? (почва) .
6. Этих животных мы отнесем? (воздушную)
7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде) .
8. Чем дышит рыба? (жабрами) .
9. Какие вы знаете приспособления растений , защищающие их от поедания животными?
10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?
11. У растений - корни, у животных - ноги.
VI. Сюрпризный момент.
(Отгадай загадку и получи приз) .