Все о зимующих птицах для средней группы. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Зимующие птицы в средней группе. Кукушка пуще всех сердится: - Покою от тебя нет, дятел, - стучишь, стучишь
Тема «Зимующие птицы». Вид деятельности: коммуникативная, изобразительная. Форма работы: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
Цель: ознакомление детей с зимующими птицами (синица, снегирь, воробей, ворона) объяснить, почему этих птиц называю зимующими.
Образовательная: закрепить в словаре обобщающее понятие "зимующие птицы". Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
Развивающая: развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Воспитательная: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Воспитатель загадывает детям загадки.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
На лету резвится.
Не орел, но все же птица.
(Воробей)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой.
(Снегирь)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Крикунья хрипловатая.
Известная персона
По имени …
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
и полоска шарфика.
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на доску.
За дверью слышен плачь. (Использование ИКТ) Выходит, воспитатель и видит щенка Тарзана.
Воспитатель: Приглашает Тарзана к нам в гости, расспрашивая что же он плачет.Плачет Тарзан так как он услышал, что детки отгадывают загадки про птиц, а он даже не знает, кто такие птицы?
Дети и воспитатель решают ему помочь, рассказывают про птиц.
Воспитатель: Давайте расскажем нашему гостю, какие это птицы? Как выглядят птицы? Какие части тела у них есть? Чем покрыто их тело? Почему они так называются?
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Глазодвигательная гимнастика:
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Тарзан говорит, что он очень хочет показать и рассказать своим друзьям про одну чудесную птичку с красной грудкой, но как же он им покажет ведь у него нет фотографии (картинки, изображения этой птички).
Дети решают помочь ему, сделать аппликацию, чтобы Тарзан показал снегиря своим друзьям.
Щенок «Тарзан» благодарит детей, говорит, что ему все понравилось и теперь он сможет рассказать своим друзьям про птичек и даже показать их. О ком мы сегодня говорили? Что мы узнали нового? Было ли сложно выполнять задание? Что было сложно? Что было легко? Все ли справились?
Конспект занятия в средней группе "Зимующие птицы"
Программное содержание:
Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
Закрепить понятие «зимующие» птицы.
Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зайца, белки, лисы, волка, воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц; конверт.
Раздаточный материал: половина листа бархатной бумаги с моделями видов питания зимующих птиц, птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Оборудование: магнитофон, аудиозапись с голосами птиц, макеты деревьев, планшет, ковролин, игрушка Сорока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?
Дети: Сорока.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
Воспитатель: Что случилось, Сорока?
Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.
Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?
На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?
Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.
Воспитатель: Какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что остаются зимовать.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют.
Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?
– Сорока, давай играть вместе с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар (громко)
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар (тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).
Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):
Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!
Дети поднимают рисунки.
Сорока: Кто же это не пойму?
Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?
Аналогично рассматривается второй рисунок.
Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?
Дети приносят конверт.
Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?
Воспитатель достаёт части птичек. (картинки)
Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.
Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой.
Дети угощают Сороку семечками.
Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог
– Каких птиц вы повстречали в лесу?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
Кого угостим салом?
Рябиной?
Семечками?
Кусочком яблока?
Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы».
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, птичьего корма в теплое и холодное время года, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: аудио проигрыватель, аудио записи звуков птиц, отрывка из произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», песни «Птичка» (слова Ю. Энтин, музыка Д.Тухманов) на флеш-носителе.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.
Мотивационно-ориентировочная часть:
Воспитатель:
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима…(Звучит аудио запись произведения П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»)
Метелица, метелица,
И кружится и стелется,
И песню напевает,
И думы навевает…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.
Основная часть:
Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы).
Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Послушайте следующую загадку:
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня...
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
А вот ещё одна загадка:
Что за птицы? Не синицы.
Грудка алая, горит.
На снегу уселись птицы
Эти птицы...
Ответ детей: Снегири. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.
Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке».
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
Рефлексивно-оценочная часть:
Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
О чем мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Полина, каких птиц мы называет зимующие?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Семён, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: Юля, что ты узнала интересного на занятии? (Что тебя удивило?)
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и установить кормушку для птиц. ла (пирожное) . а наше пирожное мы возьмем с собой и будем играть в продавцов.
Мамонтова Л.Н.
учитель-логопед, МАОУ Прогимназия №81г. Сыктывкара
Образовательные:
Закрепить обобщающее понятие « зимующие птицы»;
Расширять представление о зимующих птицах.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику;
Развивать детскую эмоциональность в мимике, жестах, речи;
Развивать общую моторику и умение ориентироваться в пространстве;
Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном падеже;
Учить употреблять предложения с разноприставочными глаголами.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношения друг к другу;
Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам
Оборудование: картинки птиц к игре «Один-много»: снегири, синицы, сороки; плоскостной снеговик из бумаги (60см); кормушка; объёмные птички: синица, сорока, снегирь, воробей; снежинки на каждого ребенка по 2штуки; детский костюм снегиря.
Ход занятия
1.Организационный момент. Приветствие.
Л. Вот проснулось солнышко, лучики сияют… И тебя, и меня лучик согревает. А теперь, дети, выберите того ребенка, к кому вы обратитесь, посмотрите на него добрыми глазками, протяните к девочке или мальчику руки, головку немного наклоните, обратитесь заботливо и нежно.(повторяют слова второй раз).
Введение в тему. Целеполагание.
Л. Дети, я приготовила для вас снежинки, всем по две. Поиграем с ними! (все берут по две снежинки).
2.Стихотворение с движением « Снежинки» Л. Кондрашенко
3.Стихотворение с движением « Снеговик» Н. Пикулева
Снежный ком кувырком
Покатился,
И у нас во дворе
Снеговик родился! Сгибают руки в локтях, пальцы сжимают в кулачки, держа снежинки, и вращают перед грудью. Вытягивают руки вперед, ставят руки на пояс.
Л. Вот какого Снеговика мы с вами слепили! (выставляется картинка)Снеговик удивляется и всему восхищается.
4.Артикуляционная гимнастика с дыхательными упражнениями.
Дети поднимают руки, опускают, широко открывают рот (звук А), округляют губы (звук о), произнося звуки, производят длительный выдох. Учатся показывать эмоции удивления и восхищения.
Л. Снеговик увидел на ветке березы незнакомый предмет. (кормушка) Дети, расскажите Снеговику, что это. Для кого? (Ответы детей) Давайте расскажем Снеговику про зимующих птиц. Вот на кормушку уже летит птица. Вы ее узнали? (Сорока).
5.Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Л. У этой птицы острый клюв.- « Острая иголочка» (пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед).
У этой птицы длинный хвост.- «Хоботок» (руки сложены «полочкой», при вытягивании губ вперед прямые руки со сложенными ровно пальцами вытягиваются также вперед).
У этой птицы белые бока.-«Хомячок» (надувание щек с одновременным собиранием пальцев правой и левой руки в щепоть).
У этой птицы два крыла, и машет крыльями она.- «Качели»(движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз).
Л. Отгадайте загадку.
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке.
Это маленькая птичка,
А зовут её …синичка.
5.Упражнение «Синичка на кормушке».
Желтогрудая синичка на кормушку…прилетела.
Маленькая синичка с кормушки…улетела.
Шустрая синичка к кормушке… подлетела.
6.Стихотворение с движением с дыхательными упражнениями «Птички-синички».
Мы синички-маленькие птички.
На ветку присели(хопок)
Песенку запели: тень-тень-тень.
Песенку пропели,
На кормушку полетели.
Зернышки клевать: клю-клю-клю.
Сало щипать: щип-щип-щип.
А устали синички, полетели спать, в гнездах отдыхать.
Дети стоят, отводят руки в стороны.
Приседают с хлопком в ладоши, выполняют повороты головы в стороны, произнося:тень-тень-тень.
Бегают на носочках врассыпную,взмахивая плавно руками.
Делают наклоны вперед, отводя прямые руки назад-«клюют и щиплют».
Складывают ладошки под щеку. Убегают на места и садятся.
7.Диалог с элементами театрализации.
Л. Снеговик увидел необыкновенную птицу. Вот она летит. (Ребенок в костюме снегиря пробегает перед детьми. Дети ведут диалог с птицей).
Ты откуда? Ты откуда
Прилетел к нам,красногрудый?
Облетел я всю Сибирь!
Как зовут тебя?
Снегирь! М. Лапыгин.
8.Ритмическая игра «Снегирь»
Л. Расскажем Снеговику про снегиря.
Красногрудый снегирек,
Отвечает нам снегирь:
Свирь-свирь!
Свирь-свирь! Отстукивают ритм кулачками по коленям.
Отстукивают ритм ладонями по коленям.
Отстукивают ритм в ладоши.
Собирают пальцы рук в щепоть, раскрывают кисти, как клювики.
Л. Кто-то скачет вдоль дорожки.
Семечки клюёт и крошки.
«Здесь не страшно, не робей!»-
Крикнул другу… воробей.
Воробей стайку птиц привел.
Дидактическая игра «Один-много».
Синица-синицы, снегирь-снегири, ворона-вороны, сорока-сороки, воробей-воробьи, дятел-дятлы,сова-совы.
Итог занятия. Снеговик рад, что вы, дети, подружили его с зимующими птицами. (Логопед предлагает на прогулке наполнить кормушки зерном, хлебными крошками, сухими ягодами)
Конспект НОД «Зимующие птицы»
Тема : «Зимующие птицы» .
Цели и задачи:
Формирование экологической культуры у детей;
Воспитание бережного отношения к птицам.
Расширять и систематизировать представление детей о зимующих птицах;
Закреплять умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактических играх;
Продолжать развивать навыки восприятия звуков. Обогащать впечатление детей;
Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании для создания выразительного образа.
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам
Оборудование и материалы :
Мольберт, картинки и фотографии зимующих птиц; кормушка для птиц; корм для птиц; «Голоса птиц» ; цветные карандаши, восковые мелки, пастель, контурные изображения птиц, снежки (из ваты) .
Предварительная работа :
Рассматривание иллюстрации с изображением птиц; беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления на прогулке; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, дидактические игры «Угадай, кто это?» , «Когда это бывает?» , «Четвёртый лишний» .
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационная часть.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели) .
После прослушивания музыки.
Воспитатель :
Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей)
Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая, злая) .
А какими забавами нас встречает зима? (катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки) .
Ребята. Давайте, мы свами тоже поиграем в снежки!
Музыкальная подвижная игра «Игра в снежки» .
Дети под музыку «лепят» снежки, передавая ватные шарики из рук в руки. А затем кидают друг в друга. По окончании музыки, игра заканчивается.
Воспитатель :
Ребята, посмотрите, ко мне прилетел волшебный «снежок» , и он приглашает нас совершить прогулку по зимнему лесу.
2. Основная часть.
Воспитатель : (зачитывает стихотворение) .
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель :
Ребята, как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы не поют)
А почему не поют птицы? (улетели в тёплые края) .
Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые из них прилетают по ближе к человеку.
А зачем? (люди их подкармливают) .
Эти птицы остаются с нами зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие) .
Ребята, давайте с вами познакомимся с зимующими птицами.
Выходит ребёнок в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение) .
Пусть снег вокруг искрится,
А зимний ветер злится-
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Ребята, послушайте как поет синица. (запись на СД- диске) .
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека.
Выходит ребенок. в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение) .
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря.
Чтоб в морозы и пургу
Не замерз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Послушайте теперь. ребята, пение снегиря. (запись на СД- диске) .
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег. снегирь по всюду становится очень заметным. Благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки
(читает стихотворение) .
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести,
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Ребята, послушайте, как трещит сорока (запись на СД- диске) .
Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее : стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение) .
Особа всем известная,
Она – крикунья, местная.
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона.
Ворона…
Картинка с изображением вороны помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Послушайте ребятки, как ворона каркает. (Запись на СД – диске) .
Ворона – птица важная, горластая. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение) .
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, Ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
А теперь, давайте послушаем ка стучит дятел (запись на СД – диске) .
Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь оттуда насекомых. Дупло в стволе ему служит гнездом.
Выходит ребёнок в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение) .
Чик – чирик, чик – чирик.
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует.
Картинка с изображением воробья помещается на выставку – доску.
Воспитатель :
Ребята, давайте послушаем весёлое пение воробья (запись на СД – диске) .
Воробьи – шустрые, маленькие. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель : (выставляет последнюю картинку с изображением голубя) .
Голуби – Это доверчивые птицы. Они издают воркование (запись на СД – диске) .
Итак, ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня? Как можно назвать их всех одним словом? (зимующие) .
Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули (Дети выполняют имитирующие
Ветер сбивает росу. движения).
Плавно руками помашем-
Это к нам птички летят.
Как они сядут покажем –
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель :
А, сейчас, мы с вами ребята поиграем в игру на внимание : «Какой птички не стало?»
(на доске картинки с изображением птиц)
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза : «Какая птичка улетела?»
Воспитатель :
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.
Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки и подкармливатьптиц) .
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одни- и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Воспитатель :
Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесим кормушки и насыплем туда корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летомптицы помогут нам поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки. Я хочу вам сказать, что еда с вашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений : подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них годятся и хлебные крошки.
Синицы кроме семян, любят сырое сало или мясо.
Ворона- всеядные птицы.
Снегири предпочитают ягоды рябины, семечки арбуза, тыквы.
Голуби любят крупу и хлеб.
Зрительная гимнастика.
Перед нами воробей
Он с земли зерно клюёт.
Слева голубь к нам идёт.
Справа к нам летит ворона
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
Воспитатель :
Ребята, а вы хотите покормить птиц?
Вот у нас есть две кормушки : на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? (дети выходят и насыпают в кормушки тот корм, который предпочитают птицы).
Игра- стихотворения «На кормушке» .
Воспитатель :
Сейчас мы с вами поиграем.
На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают) .
Представьте, что вы птицы. Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица, которая услышит о себе «прилетает на «кормушку» (дети размещают изображения птиц на магнитную доску- кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь накормился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье,
Было общее веселье.
Молодцы, ребята, мы покормили всех зимующих птиц.
Пальчиковая гимнастика.
Ищут голуби везде
И в снегу, и в гнезде,
И на ветках, на земле
Крошки, семечки себе.
Воспитатель :
А теперь, ребята, я предлагаю вам раскрасить понравившуюся вам птицу.
Дети выбирают контурные изображения птиц.
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» .
По окончании работы дети называют, какую птицу они раскрасили.
3. Заключительная часть.
Воспитатель :
Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось?
Что нового, интересного вы узнали?