Символические произведения блока. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока? Выразительные средства, лексические и синтаксические особенности
В среде символистов начался также творческий путь А.А. Блока (1880-1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик - символист, находящийся под сильным влиянием философии Вл. Соловьева.
Как уже говорилось, символизм отличает интерес к миру потустороннему, к миру идеальному. Уже в «Ante lucem» (1898--1900) и «Стихах о Прекрасной Даме» Блока поражает многообразие оттенков восприятия инобытия. Не менее богато восприятиями инобытия и всё его дальнейшее творчество. Явления Вечно Юной осветили для Блока все проявления Мироздания. Образ Её он рыцарски пронёс через всю жизнь, через всё творчество.
В стихотворении «Вступление» в каждом зримом образе заключен символ. Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего - то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь - это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.
Свою символику несет и цвет. В стихотворении преобладает цветовая доминанта - огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и «румянец», и «зажглись». Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне. Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.
В стихотворении «Предчувствую Тебя» цветовой доминантой так же является свет, огонь: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в «облике одном». Для лирического героя любимая - носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, «тоскуя и любя». Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. С образом Её связан такой семантический ряд, как «огонь», «лучезарность». А с символом крушения - «подозрение», падение горестное и «смертельная мечта».
В стихотворении «Ты горишь над высокой горою» п еред нами вновь высокая гора, терем, вечер. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: «горишь», «костер разводишь», «огневая игра», «Искры», «огневые круги». Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и «настигнуть её в терему». Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала. Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё - таки ждёт его, готовит ему встречу.
В стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы» реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение - и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.
В строках «Восходя на первые ступени...» каждое из словесных сочетаний в их соединении приобретает расширительный смысл, хотя никаких усложнений нет. «Первые ступени» в «соседстве» с «линиями земли» теряют свое конкретное содержание, насыщаясь символическим - восхождением к красоте, любви и пр. «Розовые дали» становятся одновременно атрибутом земли и жизни. «Огненное море» рядом с «звездной глубиной» получает иное звучание и т. д.
В стихотворении «Вечереющий сумрак, поверь...» столь же сложную функцию исполняют совсем уже бытовые выражения: «отворится дверь», «лица черты», когда они оказываются в близости от «откликов прежних миров», бегущей «живой ладьи» и пр.
Блок создает свое «царство» знаков того или иного душевного настроя. Они переходят из одного стихотворения в другое, приобретая устойчивое содержание даже при постоянном варьировании его нюансов. Вне особого значения, казалось бы, «проходных» моментов затеняется глубина поэтических признаний. Слов-ключей к ней очень много.
Иногда по-новому оживают фольклорные или библейские понятия. «Тихий терем» как обозначение высокого, надземного бытия; «весть», «гонцы» как предначертание судьбы или отзвук былого. «В душе открылись письмена» - «святые письмена», «Золотой Глагол» указывают на пробудившееся внутреннее зрение личности.
Чаще Блок прибегает к собственным оригинальным обозначениям. Их много: круг, кольцо, зов, голос, страна... Каждое, будто простое, «обнимает» самые сокровенные авторские чувствования и нередко имеет неоднозначное употребление. «Тайный круг» охраняет царство Девы; «неразмыкаемый круг» - знак плена человека; «блестяще сомкнутый круг» - удел развлекающихся на бале пошляков; «мутное кольцо», «морозное кольцо» - символ гибели. Понятие «страны», «берега» свободно варьируется, но всегда с акцентом духовных устремлений героев к идеалу. Лейтмотивность всех этих образов позволяет воплотить движение настроений внутри цикла (а позже - и за ним).
В дальнейшем в творчестве поэта усилились социальные тенденции, связанные с революцией 1905-1907 гг. Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции, в которой гуманистический пафос, историзм мышления автора сочетались с оптимистичностью формы.
В 1912 году Блок написал для газеты «Русская молва» статью «Искусство и газета». Здесь Блок объяснял, как он понимает литературную ситуацию в России начала 1910-х годов, - ту ситуацию, которую и он, и его современники определили как кризис символизма. Причины этой кризисной ситуации в литературе и - шире - в русской культуре вообще Блок указал точно: «Великое в мире всегда сопровождается бедствиями, болезнями, чумой. Чудесное, что витало над нами в 1905 году и обогатило нас великими возможностями, привело с собой в ряды литературы отряд людей зачумленных, «напрасных талантов», хулиганов в глубочайшем смысле слова» Блок А. Искусство и газета. // Блока А. Собр. Соч. в 8-ми томах. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - том 5. - с.477
Сам себя Блок не считал этим кризисом затронутым и, как известно, в этом не ошибался. И все же Блок с интересом и некоторой тревогой следил за борьбой против символизма новых поэтических школ - акмеизма и футуризма. Там, где другие видели кризис, Блок видел «момент переходный», а опасность, как ему казалось, шла извне: «нас немного и мы окружены врагами».
Одно из следствий засорения «рядов литературы», по мнению Блока, это предпочтение красивого прекрасному, а искусство должно служить только прекрасному. Оно, искусство, «мстит за себя, как древнее божество или как народная душа, испепеляя, стирая с лица земли все то, в чем лежит признак суеты, что пытается своими маленькими, торопливыми, задыхающимися ритмами - заглушить его единственный в мире ритм» Блок А. Искусство и газета. // Блока А. Собр. Соч. в 8-ми томах. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - том 5. - с.475
Конечно, Блок и раньше видел это противоборство красивого и прекрасного в мире поэзии, в том числе и своей собственной. И не всегда он сам сохранял необходимую дистанцию и шел по соблазнительному пути, который ведет к смешению этих понятий. Еще в лирической статье «Девушка розовой калитки и муравьиный царь» (1907) - роза для Блока символ немецкой романтики, нечто прекрасное, но чужое. И эта чуждость не только в ее «иностранности», но и в пошлости, которая является как бы оборотной стороной этого мира.
Поэма «Соловьиный сад» появился не ко времени - в декабре 1915 года. Умы и сердца уже были заполнены впечатлениями от войны. Обращение Блока к таким традиционным темам-символам как «соловей» и «роза» могло показаться и странным, и несвоевременным, чем-то вроде поэтического анахронизма. Однако Блок, который всегда умел слушать гул истории, музыку событий, с какой-то особенной настойчивостью работал над этой поэмой в 1914-1915 гг. Он ее напечатал в декабре 1915 года, повторил публикацию в ноябре 1917 года и выпустил отдельным изданием в июле 1918 года.
Блок вызывающе построил «Соловьиный сад» на утверждении и демонстрации привычных и знакомых образов русской романтической поэзии, получивших у него новое усложненное значение. Блок, не отказываясь от своего музыкально-лирического восприятия мироздания, нашел для себя в поэме новую форму поэтического разграничения мира вещей, живых существ, явлений природы и того, о чем можно только догадываться, и что лежит в глубинах мироздания жизни.
«Соловьиный сад» своей апологией труда и верного товарища в этом труде - осла - на языке классической русской лирики и русской басни и через не менее классические и уже ставшие запретными темы-символы (соловей и роза) выразил одну из самых важных для Блока 1912-1915 гг. гражданственных тем.
Одна из главных тем этой поэмы: бегство не от жизни, а бегство в жизнь, несмотря на всю ее неприглядность, жестокость и т. п. Поэма, так нравившаяся ее автору, построена на контрасте между тем, что окружает героя, и обитателями соловьиного сада, в ней идет борьба между голосами жизни и миром идеальной красивости. На фоне очень конкретных черт работы и жизненных условий героя соловьиный сад кажется вполне реальным. Ограда у него «высокая и длинная», он «тенистый», через ограду свисают цветы роз, у сада есть «ворота», решетка «резная», «колючие» розы опускаются «под тягой росы». Более того, и бегство из сада происходит вполне прозаическим способом:
«И, спускаясь по камням ограды,
Я нарушил цветов забытье.
Их шипы, точно руки из сада
Уцепились за платье мое» Блок А.А. Соловьиный сад. // http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0010.shtml
Другой мир, «сад», не входит в мир (пространство) моря и берега, скал, камней, работы, рабочего с его ослом - сад существует отдельно, сам по себе. В саду время меряется иначе, тогда как на берегу идет смена дня и ночи и время течет, в саду нет времени, там как бы сбывается хорошо известное Блоку предсказание, что «времени больше не будет», то есть наступит вечность. Но это вечность мнимая, не настоящая.
У Блока соловьиный сад сам по себе не только место действия, соловьиный сад как и море - это не только две локализованные в пространстве сценические площадки, на которых происходит действие. Они и сами в этом действии участвуют, они влияют на судьбу героя поэмы, они - это силы, а не пассивные декорации.
Поэма построена на контрасте сада и моря, но не моря пиратов и авантюристов, а моря земного, прибрежного, того моря, которое неразрывно связано с работой, трудом, тяжелым, непрерывным и все же не менее прекрасным по своей символической сути, чем соловьиный сад с его хозяйкой и его розами.
У исследователей вызывает интерес образ осла в поэме. Вот, что пишет об этом А.В. Лавров: «Думается,... что образ осла в поэме - воплощающий смирение, усердие, кротость и терпение, а никак не те качества, которые ему традиционно приписываются (глупость, упрямство, невежество), - вбирает в себя и другие подтексты - от сакральных, восходящих в частности к библейско-евангельскому кругу представлений (у древних евреев осел - символ мира и спасения; народами древности осел почитался как божество зноя и производительных сил) до шутливо-интимных» Лавров А. В. «Соловьиный сад» А. Блока. Литературные реминисценции и параллели. // Ученые записки Тартуского госуниверситета. - Вып. 857. - Биография и творчество в русской культуре начала ХХ века. Блоковский сборник IX. Памяти Д. Е. Максимова. - Тарту: ТГУ, 1984. - С. 75.
Осел в «Соловьином саде» работает не только на перевозке камней, он еще выполняет особую литературную роль - пародирует экзотический зверинец в стихах Гумилева. Пародийность в данном случае очень любопытно осуществлена. Осел у Блока не заменяет человека и не используется для уподобления. Он очеловечен в том смысле, что он трудится вместе с человеком и больше предан труду, чем человек, готовый ему изменить под влиянием любви.
контрольная работа
3. Символика произведений А.Блока
Есть устойчивая поэтическая метафора: "Родина-мать". Совсем иначе образ Родины является в поэзии А. Блока, поэта-символиста, для которого символ не опускался до уровня дешевой аллегории, но указывал на иные, высшие реальности, более реальные, чем те, с которыми мы сталкиваемся повседневно.
Лучше всего это можно пояснить примером из стихотворения "Россия" (цикл "Родина"):
А ты все та же -- лес да поле,
Да плат узорный до бровей...
Сначала это как будто земля, страна, пространство -- лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению, к появлению некоего облика завершенного -- плат узорный до бровей. Это женщина -- и в то же время страна, это земля -- и возлюбленная, это мать -- и жена. Она защищает -- и нуждается в защите, она униженная -- и беспробудно распутная, разная -- и всегда узнаваемая, светлая жена -- и чаровница ожидающая -- и призываемая.Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений, та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь не стучась...
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: "Здравствуй, князь".
Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой -- зовет и манит...
Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" --
И опять за травой колокольчик звенит..."
Та, что сражается, вместе с витязем (в цикле внутри цикла -- "На поле Куликовом"):
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь -- стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Та соратница и Заступница:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
Она -- нищая царевна, зачарованная и вольная, она -- "разбойная краса", но она же и чудовищная маска из стихотворения "Русь моя, жизнь моя...":
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни...
Ее образ иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение "На железной дороге" тоже включено в цикл "Родина", но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!
Что же касается боле крупных произведений поэта, то можно для примера рассмотреть поэму "Двенадцать", которая "пронизана" символикой.
Поэму Блока "Двенадцать" долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие писатели, как российские, так и зарубежные, использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего не значащие сцены. Так, у Фета цветок -- это женщина, птица -- душа, а круг -- иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта начинаешь понимать совсем по-другому. Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и другие представители литературного направления под названием "символизм", Александр Александрович Блок употребляет в своем произведении много символов: это и имена, и числа, и цвета, и погода.
В первой главе поэмы "Двенадцать" сразу же бросается в глаза следующий контраст: черный вечер и белый снег. Скорее всего, это не просто наиболее выразительные определения, которые автор решил использовать, а значит, подобное противопоставление имеет определенный смысл. Два противоположных цвета могут означать только раскол, разделение.
Дальше снова упоминаются эти прилагательные: черное небо, черная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови. Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко -- над миром поднимается ветер революции.
Мотив бури важен не только в понимании настроений людей, он позволяет еще рассматривать христианскую тематику как сознательное искажение Библии. Двенадцать человек -- двенадцать апостолов, среди их Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же, символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников, к тому же они свободны от веры в Бога. А впереди сквозь вьюгу идет "Иисус Христос", держа в руках кровавый флаг. Но его имя написано неправильно, а пурга, по Пушкину, -- свадьба ведьмы или же похороны домового. Так что, по-видимому, это вовсе не сын Божий, принявший смерть за грехи человеческие, а сам дьявол, который ведет за собой апостолов. Люди знают, что где-то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому пущенные вслепую пули не могут причинить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес -- земное обличье черта, в таком виде Мефистофель явился Фаусту у Гете. Голодный волк следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мертвых. Таким образом, революцию и ее вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана.
В поэме важна также символика имен. Героиня "Двенадцати", Катька, появляется на сцене во второй главе, чтобы погибнуть в шестой вместе со святой Русью от рук неверующих. Как ни странно, Блок дает той, что пала так низко, что даже каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина значит чистая. Но так и должно быть, ведь она символизирует Россию, она самый положительный персонаж поэмы "Двенадцать". Так же как Катерина из "Грозы" Островского или Маслова из "Воскресения" Толстого, Катька впадает в грех, но она все-таки остается святой, как наша Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим. Еще Катьку можно рассматривать как Коломбину, тогда Петруха превращается в Пьеро, а все происходящее в Петрограде начинает напоминать кукольную комедию в балаганчике. Тогда становятся понятными неуклюжие движения игрушек, которых дергают за ниточки невидимые руки. Частушки в третьей главе и раешный стих в четвертой лишь усиливают это впечатление.
А патруль продолжает обход, и всюду ему слышатся раскаты грома, предупреждающие о приближении Грозы. И лишь один Петька чувствует неладное, его печалит смерть Катьки, пугает разыгравшаяся стихия. Но товарищи "Пьеро" идут и идут вперед, стремясь отделаться от старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она самая сложная. Ею заканчивается поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа. Кто эти двенадцать? Куда они идут? И почему впереди всех этот странный "Иисус Христос" в белом венце из роз и с красным флагом? Блок позволяет читателям самим разобраться в этом, а в заключительной части он собирает вместе все самое важное и помогает нам проникнуть взглядом сквозь вьюгу и мглу, чтобы мы поняли Тайну.
Таким образом, становится понятно, что литературная символика способна тонко выразить симпатию к герою или личный взгляд на что-то важное. Блок использует ее во всей полноте, делая ссылки на произведения других писателей или оперируя понятными без всяких пояснений образами, такими, как цвет, стихия ветра. Поэма "Двенадцать" полна загадок и откровений, она заставляет задумываться над каждым словом, каждым знаком с целью правильно расшифровать его. Это произведение хорошо иллюстрирует творчество Александра Блока, по праву занимающего свое место в ряду знаменитых символистов.
А.А. Блок - литературный критик
Еще в раннем детстве, ребенком, Блок начал "сочинять". Биограф поэта М.А. Бекетова уточняет первые литературные увлечения маленького Блока: "Лет в 6 появился у Саши вкус к героическому, к фантастике...
Александр Блок
О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить. Безличное - очеловечить, Несбывшееся - воплотить! А. Блок Творчество Александра Блока - великого поэта начала XX века - одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования...
Александр Блок
В конце XIX - начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности...
Александр Блок
Об Александре Блоке говорили и будут говорить многие, потому что он является одним из лучших поэтов “серебряного века”. Стихи и поэмы Александра Блока - это одна из версий в русской поэзии, несмотря на то...
Генеза та функціонування числової символіки в поезії ХХ ст.
Поема «Дванадцять» була написана Блоком в січні 1918 року, коли жовтневі події були уже позаду, але пройшло ще недостатньо часу, щоб осмислити їх і дати обєктивну оцінку. Революція 1917 року пронеслась, як буря, як ураган...
Литературные музеи Санкт-Петербурга
Музей был открыт к столетию со дня рождения великого русского поэта Александра Александровича Блока 25 ноября 1980 года в том доме, где он прожил с 1912 по 1921 год. Доходный дом на Офицерской 57 (ныне улице Декабристов), принадлежащий купцу М. Е...
«Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран...
Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока
Стилистика, символика Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему...
Своеобразия западноевропейского и русского символизма в творчестве Блока и Верлена
Творчество Александра Блока - одного из наиболее ярких представителей Серебряного века - демонстрирует всю сложность религиозно-философских исканий своего времени: В своей молитве суеверной / Ищу защиты у Христа...
Символизм в творчестве А.А. Блока
Важные жизненные вехи А. А. Блока нашли органичное отражение в его творчестве: едва ли не все ключевые моменты блоковской биографии можно проиллюстрировать поэтическими строками...
Сравнительный анализ рассказов В. Астафьева "Пастух и пастушка" и "Людочка"
Широко представлена символика этого произведения. Из арсенала сентиментализма писатель берет жанровое определение повести и образы пастуха и пастушки, которые постепенно превращаются в символ...
Есть устойчивая поэтическая метафора: "Родина-мать". Совсем иначе образ Родины является в поэзии А. Блока, поэта-символиста, для которого символ не опускался до уровня дешевой аллегории, но указывал на иные, высшие реальности, более реальные, чем те, с которыми мы сталкиваемся повседневно.
Лучше всего это можно пояснить примером из стихотворения "Россия" (цикл "Родина"):
А ты все та же -- лес да поле,
Да плат узорный до бровей...
Сначала это как будто земля, страна, пространство -- лес да поле. Но тут же, без перехода, без стремления к олицетворению, к появлению некоего облика завершенного -- плат узорный до бровей. Это женщина -- и в то же время страна, это земля -- и возлюбленная, это мать -- и жена. Она защищает -- и нуждается в защите, она униженная -- и беспробудно распутная, разная -- и всегда узнаваемая, светлая жена -- и чаровница ожидающая -- и призываемая.Та, которая ждет уходящего, в вечной череде уходов и возвращений, та, что зыбким обликом своим придает устойчивость бытию, уверенность в незыблемости среди колеблющейся реальности:
В густой траве пропадешь с головой.
В тихий дом войдешь не стучась...
Обнимет рукой, оплетет косой
И, статная, скажет: "Здравствуй, князь".
Заплачет сердце по чужой стороне,
Запросится в бой -- зовет и манит...
Только скажет: "Прощай. Вернись ко мне" --
И опять за травой колокольчик звенит..."
Та, что сражается, вместе с витязем (в цикле внутри цикла -- "На поле Куликовом"):
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь -- стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Та соратница и Заступница:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
Она -- нищая царевна, зачарованная и вольная, она -- "разбойная краса", но она же и чудовищная маска из стихотворения "Русь моя, жизнь моя...":
Дико глядится лицо онемелое,
Очи татарские мечут огни...
Ее образ иногда предстает как образ вполне конкретной женщины. Стихотворение "На железной дороге" тоже включено в цикл "Родина", но в то же время посвящено Марии Павловне Ивановой.
И какие бы маски ни пугали поэта, появляясь на любимом лице, чаще всего у него хватало мужества воззвать к ней же о помощи:
Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!
Что же касается боле крупных произведений поэта, то можно для примера рассмотреть поэму "Двенадцать", которая "пронизана" символикой.
Поэму Блока "Двенадцать" долгое время считали произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нем автором. Многие писатели, как российские, так и зарубежные, использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего не значащие сцены. Так, у Фета цветок -- это женщина, птица -- душа, а круг -- иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта начинаешь понимать совсем по-другому. Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и другие представители литературного направления под названием "символизм", Александр Александрович Блок употребляет в своем произведении много символов: это и имена, и числа, и цвета, и погода.
В первой главе поэмы "Двенадцать" сразу же бросается в глаза следующий контраст: черный вечер и белый снег. Скорее всего, это не просто наиболее выразительные определения, которые автор решил использовать, а значит, подобное противопоставление имеет определенный смысл. Два противоположных цвета могут означать только раскол, разделение.
Дальше снова упоминаются эти прилагательные: черное небо, черная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови. Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко -- над миром поднимается ветер революции.
Мотив бури важен не только в понимании настроений людей, он позволяет еще рассматривать христианскую тематику как сознательное искажение Библии. Двенадцать человек -- двенадцать апостолов, среди их Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же, символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников, к тому же они свободны от веры в Бога. А впереди сквозь вьюгу идет "Иисус Христос", держа в руках кровавый флаг. Но его имя написано неправильно, а пурга, по Пушкину, -- свадьба ведьмы или же похороны домового. Так что, по-видимому, это вовсе не сын Божий, принявший смерть за грехи человеческие, а сам дьявол, который ведет за собой апостолов. Люди знают, что где-то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому пущенные вслепую пули не могут причинить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес -- земное обличье черта, в таком виде Мефистофель явился Фаусту у Гете. Голодный волк следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мертвых. Таким образом, революцию и ее вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана.
В поэме важна также символика имен. Героиня "Двенадцати", Катька, появляется на сцене во второй главе, чтобы погибнуть в шестой вместе со святой Русью от рук неверующих. Как ни странно, Блок дает той, что пала так низко, что даже каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина значит чистая. Но так и должно быть, ведь она символизирует Россию, она самый положительный персонаж поэмы "Двенадцать". Так же как Катерина из "Грозы" Островского или Маслова из "Воскресения" Толстого, Катька впадает в грех, но она все-таки остается святой, как наша Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим. Еще Катьку можно рассматривать как Коломбину, тогда Петруха превращается в Пьеро, а все происходящее в Петрограде начинает напоминать кукольную комедию в балаганчике. Тогда становятся понятными неуклюжие движения игрушек, которых дергают за ниточки невидимые руки. Частушки в третьей главе и раешный стих в четвертой лишь усиливают это впечатление.
А патруль продолжает обход, и всюду ему слышатся раскаты грома, предупреждающие о приближении Грозы. И лишь один Петька чувствует неладное, его печалит смерть Катьки, пугает разыгравшаяся стихия. Но товарищи "Пьеро" идут и идут вперед, стремясь отделаться от старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она самая сложная. Ею заканчивается поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа. Кто эти двенадцать? Куда они идут? И почему впереди всех этот странный "Иисус Христос" в белом венце из роз и с красным флагом? Блок позволяет читателям самим разобраться в этом, а в заключительной части он собирает вместе все самое важное и помогает нам проникнуть взглядом сквозь вьюгу и мглу, чтобы мы поняли Тайну.
Таким образом, становится понятно, что литературная символика способна тонко выразить симпатию к герою или личный взгляд на что-то важное. Блок использует ее во всей полноте, делая ссылки на произведения других писателей или оперируя понятными без всяких пояснений образами, такими, как цвет, стихия ветра. Поэма "Двенадцать" полна загадок и откровений, она заставляет задумываться над каждым словом, каждым знаком с целью правильно расшифровать его. Это произведение хорошо иллюстрирует творчество Александра Блока, по праву занимающего свое место в ряду знаменитых символистов.
Введение
Тема реферата выбранная мною не случайно. Меня очень заинтересовало творчество А.А.Блока, крупнейшего русского поэта рубежа XIX и XX веков. Мне понравилась тематика поэзии Блока, глубина раскрытия этих тем, глубина чувств, о которых пишет поэт. Стихотворения этого поэта легко читаются, их смысл довольно быстро можно понять.
Поэзия Александра Александровича не принадлежала только одному литературному течению, она выходит за рамки символизма. А.Блок был и реалистом, и символистом. В начале своего творческого пути Александр Блок принадлежал символизму, но с течением времени он начинает отдаляться от символизма и сближается с реализмом. В первых стихотворениях Блока можно увидеть все черты, характерные символизму. Поэт смотрел на все события, происходящие в мире, не так, как реалисты или романтики. В стихотворениях присутствуют символы, над разгадкой которых читателю приходится долго размышлять. Александру Александровичу, в отличие от других поэтов, удалось соединить литературу XIX и XX веков, он соединил классическую литературу и «новое искусство». Кроме А.А.Блока, нет поэтов и писателей, которые сумели бы соединить два совершенно различных литературных течения.
Именно поэтому меня привлекает творческая жизнь поэта. Блок очень быстро достиг успеха, его сразу полюбили читатели. Александр Александрович был поэтом необычным, ни на кого не похожим. В своей работе я постараюсь выяснить отношения Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами-символистами.
Основная часть. Блок и символизм
Чтобы лучше понять, как Александр Блок связан с символизмом, нужно разобраться в самом понятии «символизм».
Русский символизм - явление сложное. На разных этапах становления и в творчестве разных поэтов и писателей символизм выявляется по-разному. Первые символисты во главе с Ж. Мореасом появились во Франции в 1880-х-1890-х годах. Первые шаги для утверждения символизма в России сделал Брюсов. Все русские символисты были разные. Ещё одним человеком, повлиявшим на мировоззрения символистов, был Владимир Соловьев. Именно его влияние сказывалось на творчестве Блока, Белого, Иванова. Их в дальнейшем так и называли - «соловьевцами». У Соловьева впервые появляются такие термины, как «Красота», «Вечная женственность», которые в дальнейшем мы встретим в стихотворениях А.Блока. Вообще у символистов «Красота»- единственная сила, способная спасти мир, она единственное, что может противостоять хаосу. «Красота» превыше всего: этики, долга, чести.
Все эти термины Владимир Соловьев позаимствовал у немецких романтиков, которые всё земное рассматривали через его отношение к небесному, вечному, бесконечному. Ещё одной важной чертой «соловьевского» мировоззрения была идея платоновского «двоемирия», то есть существование иных миров. Также важной чертой символизма был «мифологизм» - восприятие мира как мифа. Интересно и то, что символисты, описывая явления земного мира. Одновременно подразумевали и все то, что соответствует этому явлению в иных мирах. И земная действительность, и иные миры находятся в полной гармонии друг с другом.
В России используется деление символистов на «старших» («декадантов») и «младших» (мистиков - «соловьевцев»). «Старшие» символисты дебютировали в 1890-е годы, к ним относятся Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, это «младосимволисты», к ним относятся Блок, Белый, Иванов и другие.
«Старших» и «младших» символистов разделял не только возраст, но и разница мировоззрений и направленности творчества. В становлении русского символизма можно выделить три этапа (периода). Первый этап - 1890-е годы. С этим этапом А.А.Блок не связан. С конца 1890-х начала 1900-х годов Блок начинает интересоваться «новым искусством». Второй этап в развитии символизма - 1900-е - 1907-е годы. Третий этап 1908-е -1910-е годы, - «кризис символизма». «Кризис» проявляется в том, что у многих символистов происходит отторжение от «нового искусства». С середины 1910-х годов о символизме можно было говорить в прошедшем времени.
Александр Александрович Блок родился в 1880-м году. Имя поэта очень многое значит для русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и «новое искусство».
Как известно, на дальнейшую жизнь любого человека влияет его семья и воспитание. Блок не был исключением. На него очень сильно повлияла «бекетовская» культура. Многие родственники поэта напрямую были связаны с литературой. Прабабушка Александра Александровича вращалась в кругах известных поэтов-декабристов, тётя и мама занимались переводами, а также сами писали стихотворения. Сам Блок начал писать очень рано, ещё в пятилетнем возрасте. Первые свои стихотворения Александр Блок показывал только матери и тетке. Серьёзное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания гимназии и поступления в университет в 1898 году.
Александру Александровичу с детства начали прививать любовь не к «новому искусству», а к классической литературе. В «бекетовской семье» господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Семья не воспринимала и не хотела воспринимать «новое искусство». Из-за этого первоначальное отношение поэта к «новому искусству» было негативным. Но, не смотря на это, Александр часто отрицал «бекетовские» традиции и одновременно возвращался к этим традициям.
Первыми стихотворениями поэта были лирические стихотворения, и ко времени выхода первой книги «Стихи о Прекрасной Даме» их накопилось до 800. В первую книгу вошли лишь 100 стихотворений. До поступления в университет Александр Александрович не знал, что такое символизм и «новое искусство». Первыми, кто прочитал Блоковские стихотворения из посторонних, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы. Блоку не нужно было мучиться над сочинением стихотворений. В день он мог написать от трёх до пяти стихотворений, однажды он написал двадцать шесть стихотворений - это был почти весь сборник «Снежная маска» .
Первые стихотворения Александра Блока (1897-1900 года), впоследствии объединенные в цикл «Ante Lucem», не предвещали конфликта с «бекетовской» культурой. Эти стихотворения свидетельствуют о том, что поэт во многом учится у русских романтиков (у Пушкина, Лермонтова) и лириков середины века (у Фета, Тютчева). Хотя и тогда у него создаётся стиль, во многом тяготеющий к символизму. В 1898-1900 года Блок ещё не был представителем «нового искусства». В цикл «Ante Lucem» входят стихотворения: «Пусть светит месяц - ночь темна…», «Есть в дикой роще, у оврага…», «Каждый вечер, лишь только погаснет заря…» и другие.
Следующий этап в творчестве Александра Александровича - это время создания сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901 год). Воздействие «бекетовских» традиций сменилось глубоким чувством к Л.Д.Менделеевой, предреволюционными настроениями народа и впечатлениями от мистической лирики Владимира Соловьева. Все это резко изменило мир Александра Блока.
Начало 1900-х годов сразу определило место Блока как младшего символиста. В 1900-1901 годах Александр Александрович не связан ни с «декадентами», ни с «соловьевцами». Только в 1902 году Александр Александрович знакомится с Мережковским, а через семью Соловьёвых сближается с А.Белым. Уже с начала века поэт внутренне противостоит влиянию «бекетовской» культуры.
«Стихи о Прекрасной Даме» - одно из самых глубоких явлений символистического искусства в России и вместе с тем произведение удивительно самобытное, уникальное. В своём сборнике поэт сумел создать реальное поэтическое единство различных символов. В стихотворениях видно сочетание двух, противопоставляемых друг другу миров: «мистического» и «реального». С одной стороны, «Стихи о Прекрасной Даме» являются художественным описанием вполне земных переживаний и любовных мук самого поэта, но с другой стороны, в них раскрывается символистское ощущение мира, его понимание и пути развития вселенной.
Работая над своим сборником стихотворений, поэт обращается к поэзии и философии Владимира Соловьёва. Именно из его произведений Александр Александрович позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на особый мистический язык.
Главной героиней стихотворений является Любовь Дмитриевна Менделеева - дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева. С Менделеевой поэт познакомился в имении Шахматово, она ему сразу понравилась. Блок пытался ухаживать за ней, но долгое время она была для него неприступной и не уделяла ему большого внимания. Александр Блок писал «Стихи о Прекрасной Даме» до тех пор, пока он не объяснился Менделеевой в любви и не сделал ей предложение. Последнее стихотворение цикла было написано 5 ноября 1902 года. Как и другие представители символизма придумывали в стихотворениях свой идеал любимой женщины, так и А.Блок придумал свой идеал женщины, и этим идеалом была Любовь Дмитриевна Менделеева.
У Александра Александровича смысл одних стихотворений проникает в тексты других. В результате любовные, психологические, пейзажные, мистические планы повествования неразрывно связаны. Многие стихотворения относятся и к мистическим, и к реальным переживаниям. Иногда в стихотворениях изображения земных чувств оттесняет мистику на задний план. Одной из существенных особенностей цикла является то, что «Стихи о Прекрасной Даме» ведут нас не в мир мистических утопий символистов, а в мир уединенный, райский сад первой любви, где живут только двое: лирический герой и объект его высокой любви. Читатель ощущает все чувства и переживания героев. Во всех стихотворениях Прекрасная Дама предстаёт перед нами как воплощение чего-то божественного, неизведанного, волшебного. Поэт ни в одном из стихотворений не дает нам чёткого портрета Прекрасной Дамы, её образ неясный, туманный. Как Александр Александрович Блок описывает Прекрасную Даму и свои чувства к ней, что в цикле стихотворений является символистическим, всё это можно понять, проанализировав одно из стихотворений из этого цикла.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный.
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Стихотворение полностью пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Главным героем этого стихотворения является сам Александр Александрович Блок. Автор пишет о том, что он стоит в каком-то храме и ждёт свою возлюбленную. Герой очень сильно любит её, в ожидании её он испытывает тревогу, он волнуется. Герой почти неподвижен, он напряжён. Волнение героя мы видим в этих строчках - «…В тени у высокой колонны // Дрожу от скрипа дверей…». Невесту, любимую девушку, поэт изобразил в стихотворении как земное воплощение Вечной Женственности. Образ Прекрасной Дамы - один из ключевых в поэзии Александра Александровича. Она для него являлась идеалом духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Блок не даёт её портрета, Прекрасная Дама предстаёт перед нами как видение, сон. Образ девушки нераскрытый, недосказанный, неопределенный, озарённый, божественный, святой и неясный. Портрет главной героини лишен всех человеческих черт, её образ существует лишь в воображении и мечтах поэта. Александр Блок не даёт одного имени возлюбленной, поэт даёт ей множество имён: Прекрасная Дама, Владычица Вселенной, Вечная Женственность. А. Блок ожидает какого-то чуда, это чудо - появление Менделеевой. Александр Александрович, стоя в храме, мечтает о том, чтобы Дама стала его женой. Стихотворение Блока очень напевное, это получается в связи с использованием трёхдольника.
Ещё одним стихотворением, вошедшим в сборник «Стихи о Прекрасной Даме», является стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…».
Я, отрок, зажигаю свечи…
Имеющий невесту есть жених;
а друг жениха, стоящий и
внимающий ему, радостью
От Иоанна, III, 29
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.
Люблю вечернее моленье
У Белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.
Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.
Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.
Герой в этом стихотворении посвятил себя ожиданию Прекрасной Дамы. Опять, как и в прошлом стихотворении, перед нами нет четкого портрета героини, её образ неясный, неизведанный. В стихотворении присутствует цвет-символ - этот цвет белый, в прошлом стихотворении использовался красный цвет - символ.
Многие поэты использовали в своих произведениях цветовую символику. С помощью цветов-символов символисты выражали свои мысли и чувства. Александр Александрович тоже использовал в своих стихотворениях цветовую символику. Цветами - символами являются красный, белый, голубой и оттенки этих цветов. Белый цвет подчеркивает душевную красоту, чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, её божественное происхождение. Белый цвет - символ неизведанности, неопознанности, открытости, божественной мудрости. Красный цвет является цветом милосердия, Божественной любви. Оттенком красного цвета является розовый, он является цветом воскрешения человека, поднятия его на ступень выше в духовном и нравственном смыслах, цветом плоти, то есть чего-то осязаемого, реально существуемого. Голубой цвет - цвет неба, означает воздух, Святой Дух и вечную Божественную истину. Слово «синий» происходит от слова «сияние», но в отличие от белого он означает что-то темное, непрозрачное мрачное свечение. Также синий цвет символизирует набожность, искренность, благоразумие. Синий цвет ассоциируется с чем-то неприятным, близким к земной жизни.
Все вышеперечисленные цвета-символы - это мистические цвета, которые сопутствуют появлению Прекрасной Дамы. Реже всего в стихотворениях Александра Александровича читатель может встретить черный цвет. Чёрный цвет употребляется по контрасту с белым, обозначает земную жизнь. Желтый цвет в «Стихах о Прекрасной Даме» не является цветом-символом, он используется в прямом значении. Желтый цвет - цвет природы, осени. Иногда Блок использует в стихотворениях контрасты цветов, например, белый и черный, желтый и красный. В последних стихотворениях поэта идёт борьба двух цветов, это борьба чёрного и белого, борьба смерти и чего-то всевышнего.
А. Блок в «Стихах о Прекрасной Даме» ещё находится под сильным влиянием Владимира Соловьёва. В цикле отобразились идеалы воплощенной Красоты. Но всё же в создании цикла большую роль сыграли и прочные связи Блока с русской культурой XIX века, которые возникли задолго до обращения Блока к «новому искусству».
Следующий этап становления А.А.Блока и новый этап его отношения к символизму - 1903-1906 года. С одной стороны, именно теперь, в годы написания стихотворений, позднее образовавших цикл «Распутья», формирование текстов второго сборника Блока - «Нечаянная радость» (1907год), создание трилогии лирических драм, начинается действительный отход поэта от мистических утопий - первый шаг к будущей попытке разрыва с символизмом. С другой стороны, для поэта заканчивается время «одиноких восторгов». Его вводят в свой круг «метры» символизма: весной 1902года он становится посетителем религиозно- философских собраний; он сближается с Вячеславом Ивановым, испытывает увлечение идеями «мистического анархизма». В 1904 году, после поездки в Москву, Александр Александрович сближается с московскими символистами: с Брюсовым и особенно с кружком молодых московских поэтов-символистов (А.Белый, С.Соловьёв и другие). Таким образом, Блок был восторженным последователем «нового искусства» в годы, когда имя его оставалось почти неизвестным в символистических кругах и среди читателей, а время затухания мистических зорь совпало с тем, что все большее число людей стало воспринимать поэта как яркого и подающего надежды поэта-символиста.
Просыпающийся интерес к революционной современности, к людям и социальным проблемам настоятельно ставил вопрос о соотношении действительности и поэтического идеала Блока.
Университетские волнения, впечатления от одиноких прогулок по дьявольскому, но одновременно манящему Петербургу - всё это определило принадлежность А.А.Блока. Определенную роль сыграли и новые литературные впечатления - прежде всего от сборника Брюсова «Urbite et orbi». Брюсов указал Александру Александровичу новый поэтический путь к изображению реальности современных городских будней современного человека.
В это время поэт критикует «соловьевство» и «петербургскую мистику» Мережковского. Однако в эти годы поэт критикует «декаданство» как в русском символизме, так и в самом себе. Но в 1903-1906 годах в отличии от последующих этапов эволюции Блока, отрицание «декаданства» зачастую означает попытку вернуться к утопии о спасающей мир Красоте.
Такие же противоречия обнаруживаются и в творчестве Блока: Блок в цикле «Распутья» неуклонно отходит от веры в «Прекрасную Даму».
1906 года - один из самых динамичных периодов блоковской эволюции.
Александр Блок начинает путь пламенным приверженцем символизма, испытывает и преодолевает воздействия «петербургских мистиков» , затем обращается к тем символистским произведениям, которые наиболее отчётливо связаны с настроениями предреволюционных лет. К концу периода Александр Александрович как бы завершает круг исканий внутри символизма. Его искания теперь связываются с устремлением от символизма - к Достоевскому, Л.Н.Толстому - и в конце концов - К Пушкину. На этом пути и формируется новый Блок-художник, выявивший все лучшие творческие задатки символизма, выведшие его на новые дороги русской культуры, и в то же время отказавшийся от всего, что мешало другим символистам выйти на эти дороги.
Такие стихотворения как «Фабрика»(1903год), «Пузыри земли» (1904 год), «Город»(1904 год), «Ночь. Город угомонился….»(1906год) вошли в период творчества А.А.Блока, который продолжался с 1903 по 1906 год.
Стихотворение «Фабрика» (1903 год).
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Это стихотворение написано на тему социальной несправедливости и социального неравенства. Реальные события даны автором условно, образы размыты, неопределенны. Поэт рисует в стихотворении фигуру некого чудовища с «медным» голосом, читатель видит согнутые спины рабочих, желтые окна фабрики, в которых мы можем увидеть людей, смеющихся над обманутыми рабочими.
В стихотворении рассказывается о фабрике, на которую приходят рабочие, читатель может представить такую картину: фабрика как страшное здание, проглатывающее походящих рабочих. Фабрика является символом мистического зла. В стихотворении присутствует желтый цвет, это цвет-символ, символизирующий зло, злые силы, также этот цвет ассоциируется с болезненностью, нездоровой лихорадкой. Кроме желтого цвета, читателю может повстречаться черный цвет - это символ трагедии.
Из стихотворения «Город» (1904 год), читатель может узнать о небольшом кусочке жизни города. Поэт описывает вечернее время, время заката.
Блок описывает то, что творится в городе в этот момент. На улице мы можем повстречать и дворника, и идущих с фабрики рабочих. Город в этом стихотворении - это царство хаотического и злого.
Следующий шаг в эволюции Блока, резко изменивший его отношение к символизму, - 1907год - начало 1909 года, время создания статей о народе и интеллигенции, циклов «Вольные мысли» (1907год), «Фаина» (1906-1908 года), драмы «Песня Судьбы» (1908год). В это время реализм прошлого становится для Блока той внешней по отношению к символизму точкой зрения, с которой он оценивает «новое искусство». В это время Александр Александрович пишет статью «Интеллигенция и революция».
Сейчас позиция Александра Александровича Блока сложна, и он сам это чувствует. Культура XIX века для него родная, «бекетовская» культура, культура дедов. Но Александр Александрович постоянно ощущает также своё родство с символистской культурой, можно сказать, что он чувствует свою «зараженность» ею.
Больше всего в культуре XIX века Александра Блока привлекал образ человека. В 1906 году многие писатели и поэты начали вглядываться в образ «маленького человека». Образ «маленького человека» в литературе XIX века включал для Блока две тенденции, символизму в целом чуждые: интерес к социальным проблемам и представление о «человеке прекрасном».
В 1908 году поэт объявляет, что подлинное искусство - искусство для народа. Теперь поэт отвергает не только отдельные тенденции «нового искусства», но и весь символизм в целом. Блок начинает критиковать себя и своё прошлое. Интересно и то, что религиозно-мистические направления символизма, в основном связанные с традициями Соловьёва, теперь не удовлетворяют поэта. Александр Александрович упрекает символизм в мистическом рационализме.
Александр Александрович Блок в 1907-1908 годах, несмотря на крайнюю резкость критики символизма, остаётся символистом. Символизм даёт А.Блоку способы соединения разнородных идей в единое целое. Он удивительно тонко выделяет то общее, что объективно присуще культуре позднего романтизма, реализму и «новому искусству» - представление об искусстве как отображение неличностных ценностей и идеалов.
Александр Блок надеялся на одно из очень характерных явлений нашей эпохи, на встречу реалистов и символистов. Первые же мечты о движении символизма к реализму встретили отпор символистской критики, особенно Белого.
В статьях 1908 года видно полное разочарование поэта в символизме. Блок считает, что символизм не интересен читателю, он не несёт для читателя ничего ни интересного, ни поучительного. В 1908 году А.А.Блок оказывается почти в полной изоляции от символизма. На это оказала влияние критика В.Иванова. Единственное, что связывало поэта с «новым искусством», - это дружеские взаимоотношения с Брюсовым и Мережковским.
1911 годы редко выделяются как особый этап эволюции Блока. Однако в этот период отношения поэта с символистами и его оценка символизма вновь изменяются.
Весной 1909 года испытанные поэтом в 1907-1908 годах подъём, вера в близость революции, стремление к общественной деятельности сменяются апатией, чувством безнадёжности борьбы.
Идеи А.Блока 1909-1911 годов существенно отличаются то прошлых идей. Теперь поэт говорит не о красоте мистической, небесной («Стихи о Прекрасной Даме»), а о земной красоте: природы, искусства, любви. Мир для Блока не просто прекрасен, он подобен искусству.
Стихотворения «Какая дивная картина» (март 1909 года), «Поздней осенью из гавани….» (14 ноября 1909 года), «Седые сумерки легли» (11 февраля 1910 года) входят в период творчества поэта, который продолжался с 1909 года по 1911 год. К этому периоду также относятся стихотворения о России. С появлением темы Родины и России у поэта появляются образы дороги и степи. Эти образы выступают как символ России, ее пути во времени, ее бескрайних просторов и неисчерпаемой красоты и силы. Стихотворения, вошедшие в цикл «На поле Куликовом», написаны на тему Родины, России. Одно из стихотворений, вошедших в цикл «На поле Куликовом», - «Река раскинулась….»
Река раскинулась…
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Блок нам пишет о разлуке с Родиной, родной стороной. Поэт рассказывает нам о ночи в чужом краю. Александр Александрович показывает нам Россию как великую и могучую страну. В стихотворении образ России представлен не как образ матери, а как образ жены. Одной из тем стихотворения является тема любви к Родине. Александр Александрович охвачен тревогой за судьбу России, все стихотворения пронизаны верой в будущее России. Блок относится к Родине как муж к жене. В стихах, посвященных Родине, нет ни грамма фантастики. При написании этих стихотворений поэт обращается к прошлому России, но создает произведение о современности.
Стихотворение «Какая дивная картина» (март 1909 года).
Какая дивная картина
Твоя, о, север мой, твоя!
Всегда бесплодная равнина,
Пустая, как мечта моя!
Здесь дух мой, злобный и упорный,
Тревожит смехом тишину;
И, откликаясь, ворон черный
Качает мертвую сосну;
Внизу клокочут водопады,
Точа гранит и корни древ;
И на камнях поют наяды
Бесполый гимн безмужних дев;
И в этом гуле вод холодных,
В постылом крике воронья,
Под рыбьим взором дев бесплодных
Тихонько тлеет жизнь моя!
Это стихотворение написано на тему природы. В стихотворении рассказывается о земной красоте природы, в стихотворении нет ни капли мистики. Блок пишет о равнине, которую сравнивает с мечтой (…бесплодная равнина, Пустая, как мечта моя!), о сосне, о водопадах. Блок, описывая природу, говорит о своей жизни, о том, как проходит его жизнь (И в этом гуле вод холодных, В постылом крике воронья, Под рыбьим взором дев бесплодных Тихонько тлеет жизнь моя!).
Наиболее совершенное орудие познания мира, самый точный отзвук мировой музыки - искусство: для проникновения в сущность бытия иных средств, кроме искусства, пока нет.
Такое осмысление природы и задач искусства глубоко символистическое. Блок перекликается с ранним Андреем Белым, со всеми «младшими символистами», особенно с В.Ивановым и Брюсовым.
Блок в 1909-1911 годах, как и в ранней молодости, наиболее значительным из направлений современного искусства объявляет символизм, противопоставляя его наивному реализму.
Символизм для А.А.Блока - опять школа, хотя всего год или два назад он утверждал, что никакой школы нет и не было. Теперь поэт вновь говорит об изначальной пророческой миссии символизма.
При сопоставлении А.А.Блока 1909-1911 годов и периода статей об интеллигенции выявляется любопытная закономерность. Общее понимание природы мира, отношение действительности и искусства у Блока остаётся почти неизменным.
Меняются представления о теме искусства, о способах постижения иных миров и земного воплощения идеала. В 1909-1911 годах понимание темы символизма у Блока одновременно сужается и частично расширяется. Также мы видим, что Блок вновь вернулся к символизму, правда, оценив его по-новому, с другой точки зрения.
К концу 1911 года взгляды Александра Александровича Блока существенно изменяются. Ощущение начавшегося общественного подъёма возрождает уверенность в близости неслыханных перемен.
декабря 1912 года поэт начал работу над драмой «Роза и Крест». Как говорил сам поэт, тема драмы не «роза и крест», а судьба человеческая. События в драме идут как в жизни. Можно сделать вывод о том, что А.А.Блок снова отходит от мистических символов и склонен оценивать действительность с точки зрения реализма.
В 1918 году наступает новый этап творчества Блока и год испытаний для России.
Эти годы были очень сложные для России, это годы революции.
Многие символисты в это время в своих произведениях обращаются к теме революции. А.А.Блок 28 ноября 1918 года написал поэму «Двенадцать». Александру Александровичу в этой поэме удалось запечатлеть переломный этап в истории России. При написании этой поэмы поэт использовал привычный для себя язык символов для того, чтобы передать всю значимость событий, которые происходили в стране в момент революции. В этой поэме соединен и символизм, и реализм. Поэма состоит из 12 глав. Главными героями являются 12 красноармейцев. Из поэмы читатель может узнать о событиях, которые происходили в России во время революции, об убийствах, разрухе. Революция заставила людей позабыть о своей личной жизни. Вся поэма построена на контрасте двух цветов, белого и красного. Белый цвет означает что-то святое, благородное, чистое, также этот цвет обозначает свет, красный - цвет революции, кровопролития.
После выхода поэмы отношения с символистами окончательно разрываются. Резко оборвались отношения с Мережковским, с Вяч. Пястом, одним из самых близких друзей поэта.
В середине 1900-х годов Блок разочаровался в поэзии Брюсова и перестаёт с ним общаться.
После разрыва с символистами Блок меняет свои взгляды на символизм. А.А.Блок сознаёт, что русский символизм не исполнил задуманного. В эти годы символисты разошлись между собой во взглядах и мировоззрениях. Это известная ситуация, названная «кризисом символизма».
Блок ещё некоторое время после разрыва с символистами и символизмом продолжал писать статьи и рецензии о символизме.
блок символизм стихотворение
Заключение
Александр Александрович Блок - величайший русский поэт рубежа XIX и XX веков. Ему удалось соединить литературу XIX века и литературу XX века, он соединил классическую литературу и «новое искусство». На протяжении своей творческой жизни А.Блок принадлежал такому литературному течению, как символизм, но одновременно он не забывал и про русскую классику. В течение своей жизни Александру Александрович то сближался с символизмом, то с культурой XIX века, то отходил от культуры XIX века и вновь возвращался к символизму.
Блока называли поэтом XIX и XX веков, потому что ему удалось соединить в своём творчестве литературу XIX века и «новое искусство». В России Блок был единственным поэтом, которому удалось это сделать. Поэт хотел быть понятным для читателей и надеялся, что когда-нибудь и о нём будут говорить только хорошее, будут его вспоминать с уважением. Александру Блоку удалось быстро достичь успеха. Читателям действительно легко читать стихотворения поэта и достаточно легко понять их смысл.
Список литературы
Большая Советская Энциклопедия (электронная версия).
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (электронная версия).
Новая Российская Энциклопедия том III(1) стр.255 - Москва: Издательство «Энциклопедия»
Русская литература XX века часть 1 стр.185-208 - Москва: «Просвещение»
Литература серебряного века. / Под ред. Воропаевой Л.Ю. - СПб.: Речь, 2005.
Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. - М.: Правда, 1998.
Русские поэты; Антология русской поэзии в шести томах. / Сост. Коровин В.И., Манн Ю.В. - Т.1. - М.: Детская литература, 1989.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва - религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике - всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.
Белый цвет - знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов - порыв к ней. Ветер - знак её приближения. Утро, весна - надежда на встречу Зима, ночь - разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет - пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать... Я вышел в ночь - узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» - характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной атмосферой. «Я не знаю высшего музыкального наслаждения вне самой музыки, чем слушание стихов Блока»,- писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов).
Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу - программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна - так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.