Программа тренинга по ораторскому мастерству. Упражнения на ораторское искусство. Изучение речи других ораторов
- strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
- strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
Поэтами рождаются, ораторами делаются
Цицерон
Знаменитое изречение Цицерона открывает великую истину. Всему можно научиться.
Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.
Таким образом, чтобы по-настоящему постичь ораторское искусство, упражнения и тренировки должны быть систематическими и постоянными. Специалисты рекомендуют проводить их не менее одного раза в неделю.
Умелого владения речью и свободного выражения мыслей можно добиться с помощью не очень сложных, но регулярных упражнений. Рекомендуется выполнять их 20-30 раз в течение дня.
Громкое чтение вслух
Взяв любую газетную или журнальную статью, нужно читать ее вслух громко, обращаясь к воображаемой аудитории. При чтении необходимо стараться немного забегать вперед, запоминая написанное небольшим отрывком, чтобы затем воспроизвести его.
Воспроизведение смысла прочитанного
Отрывок, состоящий из двух-пяти предложений, прочитывается и пересказывается. При этом преследуется цель - запоминать детали, для чего используется по возможности дословный пересказ. Необходимо пытаться формулировать мысли и речь, рассказывая прочитанное своими словами.
Развитие речевого мышления
Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.
Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.
Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.
Рассказывание историй
Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.
Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.
Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.
Перефразирование делового сообщения
Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.
Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.
Тематическое сообщение
Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.
В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.
Ораторское мастерство и искусство речи, упражнения риторики подразумевают постоянное пополнение словарного запаса. Это очень важная часть тренировки. Богатый лексикон поможет сделать язык, речь и ее стиль разнообразным и уникальным.
Изучение речи других ораторов
Наблюдение, слушание и постоянное изучение речи других ораторов — хорошая практика. Слушая доклады, дискуссии, передачи, проповеди, менеджеру следует анализировать услышанное с позиции содержания и с позиции характеристики речи.
К первой позиции относится анализ подачи содержания, соответствия плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы. Ко второй принадлежат оценка силы голоса, высоты тембра, ударения, насколько плавно оратор произносит речь, его артикуляции и жестикуляции.
Анализ речи
Слушать речи ораторов, известных политиков, знаменитых личностей, приняв за основу анализа риторические средства — одно из полезных и эффективных тренингов. При этом следует обращать внимание на:
- то, как оратор делает вступление и заключение;
- употребляет сравнения;
- образность речи;
- наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
- игру слов.
При этом непременно нужно замечать то, где и как происходит увеличение напряжения речи и его спад, а также следить за другими средствами воздействия речи, употребляемыми оратором.
Практика через дискуссии
Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.
Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.
Выступление с докладом
Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.
На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.
Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.
Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.
Пользуясь техникой побуждения к размышлению, хорошим началом будет неожиданный вопрос или утверждение. Это вызовет в слушателе, во-первых, интерес, во-вторых, даст толчок поразмышлять над услышанным. По мере того, как менеджер или любой другой оратор будет приводить факты, необходимо также и давать решение обсуждаемой проблемы, если в речи таковая затрагивается.
Если в докладе или деловом сообщении менеджер начинает приводить свое личное мнение, значит, он перешел к речи с выражением мнения. В таком случае необходимо разграничивать, что относится к деловому сообщению, а что является личным мнением и интерпретируется собственно докладчиком.
Выразительная речь — должна стать одним из основных инструментов не только мастеров красноречия, но и каждого торгового агента или менеджера. Развивать риторические способности необходимо постоянно. Помогут усовершенствовать ораторское искусство упражнения видео онлайн.
Курс состоит из 4 занятий по 2.5 часа.
На Курсах ораторского искусства и мастерства общения вы сможете приобрести такие знания и навыки, как:
Принципы обучения
Доброжелательная и непринужденная обстановка
на занятиях позволит вам быстро раскрепоститься и лучше раскрыть свои возможности для дальнейшего роста
Упор на практику. Мы ведь с вами прекрасно понимаем, что нельзя усовершенствовать речь на одних лекциях и голой теории. Научиться говорить можно только говоря , не правда ли? Поэтому курс более чем на 80% состоит из практики, которая включает в себя речевые упражнения , дискуссии , выступления , ролевые игры . Курсы ораторского искусства и мастерства общения - это интенсивный и эффективный речевой тренинг личностного роста
Обратная связь. На тренинге применяется видеосъемка . Увидеть собственное выступление со стороны многого стоит: замечаешь множество нюансов своей речи, о которых раньше не подозревал, делаешь полезные выводы и быстро растешь. Также выступления участников тренинга квалифицированно анализируются по критериям оценки речи: им говорят об их речевых достоинствах и недостатках, чтобы с учетом этих замечаний они с каждым разом совершенствовали свою речь, выступая следующий раз лучше предыдущего
Донесение материала в доступной форме. Вы сможете легко, не напрягаясь, усвоить множество речевых приемов, правил и других знаний и умений именно благодаря ёмкой и простой для понимания теории
Системный подход.
Одна лишь практика без теории - это единица; теория же без практики - это ноль; но синергический эффект системы превращает их в десятку: сжатая направляющая теория + интенсивная практика ускоряют процесс развития речи
Совмещение приятного с полезным.
Занятия похожи на интересный и веселый спектакль, в котором вы сами принимаете участие. А если процесс обучения увлекательный, а не утомительно-скучный, то он, как вы сами понимаете, приносит на порядок больше пользы Видео: забавные выступления
Забавные фразы из выступлений на Курсах ораторского искусства
Индивидуальный подход применяется к каждому слушателю в зависимости от целей его прихода к нам на занятия
А чтобы вы смогли сами оценить программу обучения, качество преподавания, сформировать свое собственное мнение о наших курсах личностного роста и понять, насколько они полезны для вас - приходите к нам на бесплатное занятие - День открытых дверей , где вы получите исчерпывающую информацию о Курсах ораторского искусства и мастерства общения, а также квалифицированные ответы на любые интересующие вас вопросы. Уже после первого занятия вы почувствуете в себе перемены!
Наш тренинг называется "Ораторское искусство".
Все мы ежедневно вступаем в контакты с другими людьми, и наша речь иногда оказывает на собеседника решающее впечатление.
Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу во все времена. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Что такое риторика? Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение и означает дословно « ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему? Каждому из нас приходится выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.
На минимальном уровне стоит владеть искусством красивой речи всем людям, для того чтобы в процессе ежедневного общения умело владеть своим голосом и быть интересным собеседником.
Те, кто только начинает обучение, совершают однотипные ошибки. К ним относятся:
Недостаточно обширный словарный запас. В этом случае приходится буквально заучивать текст для произнесения перед аудиторией, а, когда слова из текста забываются, найти им замену - слишком сложная задача.
Сбивчивый темп речи, когда оратор волнуется. Однако за быстрой речью слушателям сложно угнаться, а медленный темп заставляет погрузиться в скуку. Обучение и освоение риторики должны привести к тому, что человек сможет делать вовремя паузы, повышать и понижать темп речи.
Однообразная речь. Знак мастерства говорящего – в вовремя использованных цитатах, коротких историях и присказках, которые помогут поддерживать интерес аудитории. Цитаты заранее подбираются из книг и выступлений других ораторов, их используют, чтобы вовремя повысить интерес слушателей к речи.
К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:
упражнения напротив зеркала;
упражнения с диктофоном;
самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.
В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Нужно стараться избегать суетливых движений. Эффективно очень записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.
«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.
Читайте вслух. Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно читать самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз каждый раз по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт.
Проговаривайте скороговорки. Можно и перед выступление, хорошо успокаивают.
Обязательно во время выступления устанавливайте зрительный контакт с аудиторией.
Путь к хорошему выступлению займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами и близкими без стеснения, волнения. Мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.
Как я уже говорила ранее, если вы хотите развивать ораторское искусство, то нужно иметь большой словарный запас. Для его пополнения нужно читать много различной литературы: научную, художественную,
, фантастику.
Читайте не торопясь, старайтесь проанализировать каждую фразу. Смотрите как она построена, с какой интонацией, какую эмоциональную нагрузку несет.
Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет в учебе, в профессии и в личных отношениях.
Ну, а теперь потренируемся. Я подготовила для вас скороговорки и упражнение на умение задавать наводящие вопросы. начнем со скороговорок.
1) Интервьюер интервента интервьюировал.
2) Жили были три китайца: Як, Як - цедрак, Як - цедрак - цедрак - цедрони.
3) Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа - дрыпа, Цыпа - дрипа - дрыпа - дрымпампони.
4) Все они переженились: Як на Цыпе, Як - цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як - цедрак - цедрак - цедрони на Цыпе - дрыпе - дрымпампони.
5) И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як - цедрака с Цыпой - дрипой: Шай - шарах, у Як - цедрак - цедрак - цедрони с Цыпой - дрыпой - дрымпампони: Шах - Шарах - Шарах - Широни.
6) Расскажите про покупки! - Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
5)Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
6) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
7) В Каннах львы только ленивым венки не вили.
8) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
9) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
10) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
11) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
12) Течет речка, печет печка.
13) Щипцы да клещи – вот наши вещи.
14) Тщетно тщится щука ущемить леща.
15) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
16) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
17) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь
18)Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- "Попугай,попугай, попугай!"
19. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
20. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
21. Розововолосовенькая глазовыколупывательница с полувыломанными ножками.
22. Столы белодубовые, ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.
23. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
24. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
25. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
26. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
28. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
29. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.
30. Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.
31. Д еидеологизировали-деидеологизировали,и додеидеологизировались.
Упражнение «Встречают по одежке».
Цель : развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».
Время проведения:15 мин.
Описание упражнения:
Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.
Школа Ораторского Мастерства Болсунова Олега Игоревича
Целевая аудитория: спикеры, менеджеры, руководители проектов.
Цель обучения: овладение мастерством публичного выступления на высоком уровне.
Мы не читаем лекции – мы обучаем!
Для меня, как для тренера, очень важно, чтобы все спикеры умели выступать с любой речью, на любую тему, перед любой аудиторией.
А “произносить заученные речи с заученными жестами” – это не про нас.
Методы обучения:
- 20% теории и 80% практики. Вся теория отрабатывается в практических упражнениях.
- полная отработка всех навыков оратора на практике.
- запись видео с показом и разбором
- динамическое обучение в специально подобранных упражнениях
- никто не отдыхает – все в работе одновременно
Результат обучения, если кратко:
- Выступление перед любой аудиторией
- Выступление с любой речью
- Владение жестами, паузой, взглядом, интонациями, состояниями, вниманием аудитории и др…
- Удовольствие от выступлений
Более подробная программа обучения приведена ниже.
Тренер по публичным выступлениям Болсунов Олег Игоревич
Тренер
Болсунов Олег Игоревич , тренер по мастерству публичных выступлений, мастер НЛП, специалист в области Эриксоновского гипноза и речевых технологий, Синтон-тренер, тренер по целедостижению, командообразованию, психологии личностного развития.
Руководитель Школы Ораторского Мастерства с 2000 года. Руководитель клуба практической психологии “Синтон” в Днепропетровске 1999-2009 г.
Программа тренинга
“Мастерство публичных выступлений для спикеров”
Выступление оратора
Курс 1. БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ СПИКЕРА (15 часов)
Курс 2. ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА С АУДИТОРИЕЙ (15 часов)
- Методы управления аудиторией.
- Техника лаконичной речи.
- Ответы на вопросы.
- Техники ухода от ответа.
- Косвенный ответ на вопрос
- Альтернатива прямому ответу
- Предупреждение возражений.
- Энергия выступления
Курс 3. ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО (15 часов)
В программе возможны изменения. Обучение можно построить любым способом. Хорошие результаты получаются, к примеру, при работе по 5 часов в день.
Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала?
Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.
1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.
3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.
4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.
5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.
Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.