Острова преткновения: отдаст ли Россия Японии Южные Курилы. Вопрос суши. Почему Россия никогда не отдаст Японии Южные Курилы Курилы япония
К вопросу о претензиях Японии на наши Курилы
Японские политики раз за разом "давят на педаль", инициируя с Москвой беседы на предмет того, что, мол, "пора возвращать Северные территории японским хозяевам".
Мы раньше не особо реагировали на эту истерику Токио, но теперь, как представляется, надо ответить.
Для начала – картинка с текстом, которая лучше всяких аналитических статей представляет реальную позицию Японии в тот час, когда она была победителем России. Это сейчас они скулят, порпошайничая , но как только силу свою почувствуют, сразу начинают играть в "царя горы":
Япония сто лет назад отняла наши русские земли – пол-Сахалина и все Курильские острова в результате поражения России в войне 1905 года. С тех времен осталась знаменитая песня «На сопках Манчжурии», которая до сих пор в России напоминает о горечи того поражения.
Однако, времена переменились, и уже Япония сама стала пораженцем во Второй Мировой войне , которую лично начала против Китая, Кореи и других стран Азии. И, переоценив свои силы, Япония даже напала на США в Пирл-Харборе в декабре 1941 года– вот после этого США вступили в войну против Японии и её союзника Гитлера. Да-да, Япония была союзником Гитлера, но про то сегодня как-то мало вспоминают. Почему? Кому История стала на Западе не по нраву?
В результате собственной военной катастрофы Япония подписала в сентябре 1945 года «Акт о безоговорочной капитуляции »(!), где в тексте четко сказано, что «Настоящим мы даём обязательство, что Японское Правительство и его преемники будут честно выполнять условия «Потсдамской декларации ». А в той «Потсдамской декларации » уточнено, что «японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем ». И где здесь «северные территории», которые японцы требуют «назад» от Москвы ? Вообще, о каких территориальных претензиях к России может идти речь в Японии, которая сознательно пошла на агрессию в союзе с Гитлером?
– Относясь сугубо отрицательно к любой передаче каких-либо островов Японии , все же следует справедливости ради разъяснить: тактика последних лет, которая прекрасно ясна профессионалам, заключается в следующем – не отрицать наотмашь обещанного предыдущими властями, говорить только о верности Декларации 1956 года, то есть только о Хабомаи и Шикотане , исключая тем самым из проблематики Кунашир и Итуруп , которые появились под нажимом Японии в переговорах в середине 90-х годов, и, наконец, сопровождать слова о «верности » Декларации такими формулировками, которые на сегодняшний день сугубо не совпадают с позицией Японии.
– Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» – это признание незаконности их принадлежности к СССР , что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов .
– Удовлетворение японских претензий на «возвращение» островов означало бы прямой подрыв принципа неоспариваемости итогов Второй мировой войны и открыло бы возможность ставить под сомнение и другие аспекты территориального статус-кво.
– «Полная и безоговорочная капитуляция» Японии принципиально отличается от простой капитуляции по правовым, политическим и историческим следствиям. Простая «капитуляция» означает признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной державы, какие бы потери она ни понесла. Таковое государство сохраняет свой суверенитет и правосубъектность и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. «Полная и безоговорочная капитуляция» означает прекращение существования субъекта международных отношений , демонтаж прежнего государства как политического института, потеря им суверенитета и всех властных полномочий, которые переходят к державам-победительницам, которые сами определяют условия мира и послевоенного устройства и урегулирования.
– В случае "полной и безоговорочной капитуляции" с Японией, то Япония сохранила прежнего императора, что используется для утверждения, что правосубъектность Японии не прерывалась. Однако на деле источник сохранения императорской власти – иной – это воля и решение Победителей .
– Государственный секретарь США Дж.Бирнс указал В.Молотову: "не выдерживает критики позиция Японии, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником". Нынешняя Япония – это послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из послевоенной междунаpодно-пpавовой основы, тем более, что только эта основа имеет юридическую силу.
– В «Советско-японской декларации от 19 октября 1956 года», была зафиксирована готовность СССР «передать» Японии острова Хабомаи и Шикотан , но только после заключения Мирного договора. Речь идет не о «возвращении», а о «передаче» , то есть о готовности распорядиться в качестве акта доброй воли своей территорией, что не создает прецедента ревизии итогов войны.
– США оказывали в ходе советско-японских переговоров 1956 г. прямое давление на Японию и не остановились перед ультиматумом : США заявили, что в случае подписания Японией «Мирного договора» с СССР, в котором та согласится признать Южный Сахалин и Курильские острова частью территории СССР, "США навечно сохранят в своем владении острова Рюкю" (Окинава).
– Подписание «Советско-японской декларации», по опрометчивому замыслу Н.Хрущева , должно было удержать Японию от заключения договора о военном сотрудничестве с США. Однако такой договор Токио с Вашингтоном последовал 19 января 1960 года, и по нему было закреплено бессрочное пребывание американских вооруженных сил на японской теppитоpии.
– 27 января 1960 года советское правительство объявило «об изменении обстоятельств» и предупредило, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания Мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Шикотан будут переданы Японии ».
Вот такие есть соображения поводу японских "хотелок".
Курилы: не четыре голых острова
В последнее время опять муссируется "вопрос" о Южных Курилах. Средства массовой дезинформации выполняют задание нынешней власти – внушить народу, что нам не нужны эти острова. Замалчивается очевидное: после передачи Японии Южных Курил Россия потеряет треть рыбы, наш Тихоокеанский флот будет заперт и не получит свободного выхода в Тихий океан, потребуется пересмотреть всю пограничную систему на востоке страны и т.д. Меня, геолога, проработавшего на Дальнем Востоке , Сахалине 35 лет, не раз бывавшего на Южных Курилах, особенно возмущает ложь о "четырех голых островах", якобы представляющих Южные Курилы.
Начнем с того, что Южные Курилы – не 4 острова. Они включают о. Кунашир , о. Итуруп и все острова Малой Курильской гряды . В последнюю входят о. Шикотан (182 кв. км), о. Зеленый (69 кв. км), о. Полонского (15 кв. км), о. Танфильева (8 кв. км), о. Юрий (7 кв. км), о. Анучина (3 кв. км) и много более мелких островов: о. Демина , о. Осколки , о. Сторожевой , о. Сигнальный и другие. Да и в остров Шикотан обычно включают острова Грига и Айвазовского . Общая площадь островов Малой Курильской гряды составляет около 300 кв. км, а всех островов Южных Курил – более 8500 кв. км . То, что японцы, а вслед за ними "наши" демократы и некоторые дипломаты называют островом Хабо маи , – это около 20 островов .
Недра Южных Курил содержат большой комплекс полезных ископаемых. Ведущими его элементами являются золото и серебро, месторождения которых разведаны на о. Кунашир. Здесь, на Прасоловском месторождении, на некоторых участках содержание золота достигает килограмма и более, серебра – до 5 кг на тонну породы. Прогнозные ресурсы только Северо-Кунаширского рудного узла составляют 475 т золота и 2160 т серебра (эти и многие другие цифры взяты из выпущенной в прошлом году Сахалинским книжным издательством книги "Минерально-сырьевая база Сахалина и Курильских островов на рубеже третьего тысячелетия"). А ведь, кроме о. Кунашир, на золото и серебро перспективны и другие острова Южных Курил.
На том же Кунашире известны полиметаллические руды (Валентиновское месторождение), в которых содержание цинка доходит до 14 %, меди – до 4 %, золота – до 2 г/т, серебра – до 200 г/т, бария – до 30 %, стронция – до 3 %. Запасы цинка составляют 18 тыс. т, меди – 5 тыс. т. На островах Кунашир и Итуруп имеется несколько ильменит-магнетитовых россыпей с высоким содержанием железа (до 53 %), титана (до 8 %) и повышенными концентрациями ванадия . Такое сырье годно для производства высокосортного ванадиевого чугуна. В конце 60-х годов Япония предлагала купить курильские ильменит-магнетитовые пески. Не из-за высокого ли содержания ванадия? Но в те годы не все продавалось и покупалось, существовали ценности дороже денег, а сделки далеко не всегда ускорялись взятками .
Особенно следует отметить выявленные недавно на Южных Курилах богатые скопления руды рения , который идет на детали сверхзвуковых самолетов и ракет, защищает металл от коррозии и износа. Эти руды – современные выносы вулканов. Руда продолжает накапливаться. Подсчитано, что только один вулкан Кудрявый на о. Итуруп в год выносит 2,3 тонны рения. Местами в руде содержание этого ценного металла достигает 200 г/т. Тоже отдадим японцам?
Из неметаллических полезных ископаемых выделим месторождения серы . Ныне это сырье – одно из самых дефицитных в нашей стране. На Курилах давно известны отложения вулканической серы. Японцы разрабатывали ее во многих местах. Советские геологи разведали и подготовили к разработке крупное месторождение серы Новое. Лишь на одном из его участков – Западном – промышленные запасы серы составляют более 5 млн. тонн. На островах Итуруп и Кунашир имеется много и более мелких месторождений, которые могут привлечь предпринимателей. Кроме того, некоторые геологи считают район Малой Курильской гряды перспективным на нефть и газ.
На Южных Курилах существуют очень дефицитные в стране и весьма ценные термоминеральные воды . Самые знаменитые из них – источники "Горячий пляж", в которых воды с высоким содержанием кремниевой и борной кислот имеют температуру до 100 о С. Здесь имеется водолечебница. Сходные воды – в Северо-Менделеевских и Чайкинских источниках на о. Кунашир, а также в ряде мест на о. Итуруп.
А кто не слышал про термальные воды Южных Курил? Кроме объекта туризма, это теплоэнергетическое сырье , значение которого в последнее время усиливается в связи с непрекращающимся энергетическим кризисом на Дальнем Востоке и Курильских островах. Пока геотермальная ГЭС , использующая подземное тепло, работает только на Камчатке. Но осваивать высокопотенциальные теплоносители – вулканы и их производные – можно и нужно на Курильских островах. К настоящему времени на о. Кунашир разведано месторождение парогидротерм Горячий пляж, которое может обеспечить теплом и горячей водой город Южно-Курильск (частично пароводяная смесь используется для теплоснабжения воинской части и теплиц совхоза). На о. Итуруп разведано подобное месторождение – Океанское.
Немаловажно и то, что Южные Курилы – уникальный полигон для исследований геологических процессов, вулканизма, рудообразования, изучения гигантских волн (цунами), сейсмичности. Второго такого научного полигона в России нет. А наука, как известно, производительная сила , фундаментальная основа развития любого общества.
Да и как можно называть Южные Курилы "голыми островами", если они покрыты почти субтропической растительностью, где много целебных трав и ягод (аралия, лимонник, красника), реки богаты красной рыбой (кета, горбуша, сима), на побережье живут морские котики, сивучи, нерпы, каланы, мелководье усеяно крабами, креветками, трепангами, морским гребешком?
Разве все вышесказанное не известно в правительстве, в посольстве Российской Федерации в Японии, "нашим" демократам? Думаю, что рассуждения о возможности передачи Южных Курил Японии – не от глупости, а от подлости. Некоторые деятели типа Жириновского предлагают продать наши острова Японии и называют конкретные суммы. Россия продала Аляску по дешевке, тоже посчитав полуостров "никому не нужной землей". А теперь США получают на Аляске треть своей нефти, более половины золота и многое другое. Так что все равно продешевите, господа!
Как Россия и Япония поделят Курилы. Отвечаем на восемь наивных вопросов о спорных островах
Москва и Токио, возможно, как никогда близки к решению проблемы Южных Курильских островов – так считает премьер Японии Синдзо Абэ. Со своей стороны, Владимир Путин пояснил, что Россия готова обсуждать этот вопрос лишь на основе советско-японской декларации 1956 года – по ней СССР соглашался передать Японии лишь два самых маленьких южнокурильских острова – Шикотан и гряду Хабомаи . Но оставлял за собой крупные и обжитые острова Итуруп и Кунашир .
Пойдет ли на договор Россия и откуда вообще взялся «курильский вопрос», «Комсомолке» помогал разобраться старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков .
1. Почему японцы вообще претендуют на Курилы ? Ведь они отказались от них после Второй мировой войны?
– Действительно, в 1951 году был заключен Сан-Францисский мирный договор, где было прописано, что Япония отказывается от всех претензий на Курильские острова , – соглашается Кузьминков. – Но через несколько лет, чтобы обойти этот момент, японцы четыре острова – Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи – начали называть северными территориями и отрицать, что они относятся к Курильской гряде (а, напротив, относятся к острову Хоккайдо). Хотя на довоенных японских картах они были обозначены именно как Южные Курилы.
2. Все-таки сколько спорных островов – два или четыре?
– Сейчас Япония претендует на все четыре вышеназванных острова – в 1855 году по ним проходила граница между Россией и Японией. Но сразу после Второй мировой войны – и в Сан-Франциско в 1951 году, и в 1956 году при подписании советско-японской декларации – Япония оспаривала только Шикотан и Хабомаи. На тот момент Итуруп и Кунашир они признавали Южными Курилами. Именно о возвращении к позициям декларации 1956 года теперь говорят Путин и Абэ.
– Совместное хозяйствование на Курилах обсуждалось, но я считаю, что это мертворожденный проект, – прокомментировал эксперт. – Япония будет требовать себе таких преференций, которые поставят под сомнение суверенитет России на этих территориях.
Аналогично японцы не готовы согласиться на аренду островов у России (такая идея тоже озвучивалась) – они считают северные территории своей исконной землей.
По моему мнению, единственный реальный вариант на сегодня – это подписание мирного договора, который мало что значит для обеих стран. И последующее создание комиссии по делимитации границ, которая будет заседать хоть 100 лет, но ни к какому решению так и не придет.
СПРАВКА «КП»
Общее население Южных Курильских островов – около 17 тысяч человек.
Группа островов Хабомаи (более 10 островов) – необитаема.
На острове Шикотан – 2 поселка: Малокурильское и Крабозаводское. Есть консервный завод. В советские годы он был одним из крупнейших в СССР. Но сейчас от его былой мощи мало что осталось.
На острове Итуруп – город Курильск (1600 человек) и 7 поселков. В 2014 году здесь открыли международный аэропорт «Итуруп».
На острове Кунашир – поселок Южно-Курильск (7700 человек) и 6 более мелких поселков. Здесь – геотермальная электростанция и более сотни военных объектов.
Ничего страшного, кажется, ещё не случилось. Просто Путин в интервью заявил, вопрос с островами может быть решён исключительно на основания Совместной советско-японской декларации от 1956 года. А в этой декларации ничего не сказано о том, как будут передаваться острова, на каких условиях и т.д. В общем, переговоры будем вести и вести, и вести… И всё будет хорошо!
И действительно, можно было бы поверить, что всё будет хорошо. В смысле целостности и неделимости. Но, 16 ноября 2018 года секретарь японского правительства Ёсихидэ Суга делает заявление, что правительство Японии, в целом, готово… Готово к чему? Если убрать весь дипломатический политес, то японцы согласны заключить Мирный договор после передачи им островов Хабомаи и Шикотан. И очень надеются, что всё случится уже в этом году.
А следом идёт заявление японского премьера: Синдзо Абэ торжественно обещает, что на этих островах не будет американских военных баз.
А это всё, в совокупности, очень плохо.
Два года назад я уже писал про «спорные острова» — Нужен ли России мирный договор с Японией? Подробно, с картами, историей вопроса и дательным разбором японских аппетитов.
С той поры ничего не изменилось, кроме одного момента - японцы вдруг смягчили свою позицию и уже согласны «всего» на два острова. При этом «наши партнёры» не скрывают по какой причине они решили смилостивиться - после Путина придёт «более решительный и самостоятельный руководитель», с которым можно будет разрешить и остальные территориальные проблемы.
Наши государственные СМИ ограничились по этому поводу двухминутными роликами (что крайне удивительно - переговоры длились не один час), в интернете появились статьи с разной степенью оптимизма. Патриоты уверенны, что Путин не допустит и такого быть не может. Либералы опасаются, что «путинский режим» сейчас получит от японцев за острова деньги и заткнёт «быдлу» рот, а «совки» в благодарность и дальше будут голосовать за Великого.
Китайцы злорадствуют, что хитрый Путин опять улыбался, но ничего не обещал.
Отметилось несколько экспертов с предположением, что острова отдадим, но не сразу, а постепенно. Лет так за 50 или 100. Поэтапно. Острова хорошие, но сейчас очень деньги нужны. И, как бонус, мирный договор. Народ сейчас злой, а если постепенно, то и волки с мясом, и бараны не поймут, что их не просто остригли, но уже на шашлык разделали.
Я нашёл только одного блоггера, жителя тех самых Курильских островов, который крикнул: Караул, грабят!
И мне его озабоченность близка и понятна. Очень похоже на то, что действительно грабят.
Зачем Путин вообще встречается с этим Абэ? Понятно, что японского премьера ничего, кроме наших территорий не интересует. Ну хочет японский человек войти в историю своего народа. И выборы у него скоро.
Зачем вытащили на свет эту хрущевскую декларацию от 1956 года? Хрущева, между прочим, за эту инициативу чуть к стенке не поставили - это было одним из серьёзных пунктов обвинения, когда «кукурузника» в 1964 году с поста Первого секретаря снимали. Пожалели и не расстреляли. Хотя, по советским законом, за такое вольное обращение с территорией вполне могли дурную башку зелёнкой намазать. На совершенно законных основаниях.
И вот опять эта бумажка всплыла.
Зачем России мирный договор с Японией? Какого рожна Путину и Медведеву в этой Японии мёдом намазано?
Я совсем не разделяю бодрости патриотов, которые полагают, что Путин «не сдаст» только потому, что он Путин. У нас за Горбачёвым и Ельциным закрепился статус разбирателей России. А Путин, вроде бы, как собиратель. После Крыма.
Только ведь и эта парочка, Путин-Медведев, была замечена в разбазаривании казённых земель.
В 2008 году Китаю пожаловали с царского плеча 337 квадратных километров в районе Хабаровска.
В 2010 году Норвегии подарили 300 000 квадратных километров шельфа (для справки: площадь Белгородской области 27 100 кв. км.) с 60 % запаса российского минтая, месторождениями газа и нефти примерно на 30 - 50 миллиардов американских рублей. Не могу не вспомнить пенсионеров, на которых денег нет и которые страну разоряют.
В 2011 году Азербайджан получил половину водозабора реки Самур и два села с проживающими в них 600 семьями. Даже не царский, а какой-то сатрапский подарок - земля с холопами.
А через два года отрезали в пользу того же Азербайджана ещё порядка 10 000 га и оставили 300 000 лезгин буквально без куска хлеба - переданы были высокогорные пастбища, золотой фонд края. На этих пастбищах лезгины сотни лет скот пасли и с этих лугов три района жили. А больше в тех местах пастбищ нет - одни горы вокруг.
И назовите мне причину, по которой Курильские острова не уплывут в Японию, как облака?
Должна же быть какая-то логика в поступках президента Путина и его команды?
Мирный договор заключить? А нам от него теплее станет? Семьдесят три года прожили без договора и что? Да этот договор японцам больше, чем нам нужен. У китайцев очень хорошая память, чего они и не скрывают. А Япония им сильно задолжала. Скоро придётся, без вариантов, по счетам платить. И в регионе нет другой страны, кроме России, которая могла бы помочь японцам сохранить, как минимум, стабильность. А ещё есть корейцы, особенно северные, которые любят над Японией ракеты пускать.
Инвестиции? Очень сомнительное приобретение. Инвестиции - это не «на тебе денег и делай, что хочешь». А это такая форма целевого кредитования. Денежки нужно будет вернуть, да ещё и с процентами. И под государственные гарантии.
Этот как я бы машину отдал, а мне покупатель за машину кредит выдал. Машина его и деньги я должен.
А потом я сильно сомневаюсь, что японцы действительно будут инвестировать в значимые проекты на Дальнем Востоке. Зачем им сильная Россия на Тихом океане? Проблем мало и они создадут себе ещё одну очень большую?
Вариант поменять японские инвестиции на русские обещания я рассматривать вообще не буду. По той причине, что это вероятность следующая после прилёта марсиан. У них Ельциных — Горбачёвых в премьеры не выбирают.
Понятно для чего инвестиции чиновникам и придворному бизнесу, а нам, россиянам, к чему такой подарок? Потом лет двести рассчитываться за украденные деньги и любоваться бывшими нашими островами?
Какой-то политический выигрыш? Тут с какой стороны не посмотри - одни минусы… Японцы надавили покрепче и русские отдали. А Калининград, а Крым, а исконные украинские земли до Урала, а Кемска волость, наконец? Тут аппетит у многих проснётся, в том числе и у Китая. Если раздают даром, то почему бы и не потребовать?
И не лишним будет помнить, что Япония - это девушка США. Абэ может пообещать, что он хоть бабой станет. А прикажут американцы и будут на островах базы. Чего стоят обещания «наших партнёров», если они договора рвут легко и непринуждённо? И японцы не исключение. Было у же в российско-японских отношениях такое. Передумали. Похлопает Абэ грустными глазами и уйдёт, в ранге эпического героя для своего народа, на пенсию. Или просто пошлёт туда, куда японцы дураков посылают. И что? Начнём войну за наши бывшие острова?
Бросим на них две атомных бомбы и они нас полюбят. Как американцев. Или лучше три, чтобы сильнее любили?
Передача островов Японии - это, в политике, будет не просто стратегическим проигрышем. Это будет преддверие капитуляции.
Японцы, получив острова, станут нашими союзниками в регионе? Как стали норвежцы, которые в благодарность за щедрый дар начали требовать увеличить их долю в Арктике, поскольку у них территория «приросла», притащили к себе и в бывшие наши воды американские военные корабли, ввели против России санкции и объявили русских самой большой угрозой для Норвегии?
Или Азербайджан после подарка земель с живыми людьми нас сильно полюбил?
А как к этому отнесутся жители «оставшихся» островов, Сахалина, Камчатки, Приморья и всего Дальнего Востока?
Зачем все эти прыжки и подскоки на берегу Тихого океана? Игра, если это игра, уж больно рискованная. И что занимательно, не сулящая никакого выигрыша для Государства Российского. Кому тут Путин «крутит Антона на нос»?
Получается, что кроме «инвестиций» другого интереса нет. Кто-то очень хочет денег… Много денег.
А в такой ситуации я бы не стал утверждать, что Путин не сдаст. Вы у почти пенсионеров спросите или у тех, кто жил на границе с Азербайджаном и кого даже не спросили, хочет ли он поменять гражданство. Если пахнет деньгами (особенно большими деньгами), ставить на либерала очень рискованно - чем больше денег, тем дальше от России новая демократическая родина. Они это с кока-колой с детских лет впитывают.
Потому, вполне вероятно, что курильский блогггер не зря кричал: Караул! Грабят!
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Согласно сообщениям российских информационных агентств и японских СМИ, переговоры между Россией и Японией о заключении мирного договора перешли в техническую фазу.
На встрече на полях саммита G20 в Буэнос-Айресе Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии договорились о новом механизме решения проблемы мирного договора между двумя странами.
Заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов и замглавы МИД Японии Такэо Мори назначены спецпредставителями, ведущими переговоры о мирном договоре. Курировать работу спецпредставителей будут министры иностранных дел России и Японии – Сергей Лавров и Таро Коно.
Как ожидается, перед следующим визитом Синдзо Абэ в Россию, если будет такая возможность, планируется провести встречу между главами МИД – Сергеем Лавровым и Таро Коно.
В российском МИД отметили, что изменение формата переговоров не является радикально новым, речь идет только об уточнении этого формата.
Тем не менее, назначение двух спецпредставителей означает, что лидеры России и Японии основное политическое решение приняли, и теперь вопрос может быть передан техническим специалистам.
Суть политического решения в том, что Россия и Япония согласились действовать в духе известной Декларации 1956 года, по которой Россия (в статье 9 Декларации - СССР) «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора».
Ранее Япония возражала против предложений сначала заключить мирный договор, а только потом переходить к обсуждению вопросов о спорных территориях. Собственно, в этом и заключается политический прогресс – стороны вернулись к позициям, обозначенным ими до обострения российско-японских отношений, возникших в результате заключения Японией соглашения об оборонном сотрудничестве с США.
Впрочем, японская газета «Майнити», сообщая о назначении спецпредставителей, оговаривает, что придется разрешить вопросы, поставленные российским президентом, в частности, число и условия передачи островов, а также то, какая страна будет обладать суверенитетом над ними, и что делать с проблемой возможного размещения военных баз США на передаваемой территории.
Напомним, что ранее японская газета «Асахи» сообщала об обещании Синдзо Абэ Владимиру Путину не размещать американские военные базы на спорных островах Курильской гряды, если они будут переданы Японии.
По всей видимости, Владимир Путин и Синдзо Абэ заключили «джентльменское соглашение» – действовать в духе Декларации 1956 года, и реализовать ее статью 9 в полном объеме, если позволит общественное мнение двух стран.
В таком виде компромисс является уступкой с двух сторон – Москва соглашается на передачу островов Хабомаи и Шикотан, а Токио снимает претензии на о. Итуруп и о. Кунашир.
Основной проблемой здесь является общественное мнение в обеих странах. Россияне не хотели бы передавать Японии вообще ни один из спорных островов, и на этом основана официальная позиция МИД России – эти территории находятся под суверенитетом России, а японцы желали бы провести размежевание на Курильской гряде по трактату 1855 года, то есть получить и острова Хабомаи, и о. Шикотан, и о. Итуруп, и о. Кунашир.
Интересен и вопрос о том, какая страна будет обладать суверенитетом надо островами Хабомаи и о. Шикотан, инициированный Владимиром Путиным, когда он комментировал содержание Декларации 1956 года.
Из международной практики кроме наиболее очевидных ответов «конечно, Россия», или «конечно, Япония», известны и более экзотические формы, вроде совладения (кондоминиума»), т.н. «свободной территории» под международным управлением (ну, например, наподобие «свободной территории Триест», существовавшей некоторое время после Второй мировой войны, демилитаризованной зоны, оставления островов под российским суверенитетом, но передачи их в аренду Японии на 99 лет, передачи островов под японский суверенитет и заключения соглашения об аренде их Россией в течение 99 лет, и т.д.
В конце концов, форма, в какой «джентльменское соглашение» может быть реализовано, не так уж и важна. Гораздо важнее другое – а зачем вообще это нужно России, учитывая, что, ни население страны, ни политические партии и движения передачи спорных территорий Японии не хотят, а мирный договор не так уж и нужен, так как состояние войны между Москвой и Токио прекращено уже по той же Декларации 1956 года?
Ни сейчас, ни в краткосрочной перспективе России это, разумеется, никоим образом не нужно. Если с августа 1945 года Япония спокойно сосуществует с Россией, без обладания «Северными территориями», скорее всего, она и еще столько же времени прекрасно обойдется без этих нескольких скалистых клочков земли, омываемых океаном.
Однако долго ли Япония просуществует в виде проамериканского марионеточного государства? Хотя это определение наверняка обидно для японцев, но сейчас и ЕС, и Япония сидят под американским стратегическим зонтиком и в целом несамостоятельны, зависят от Вашингтона.
При этом в Европе набирает силу тенденция к обособлению от США и НАТО, и со временем, с горизонтом лет 50-75, вероятно, ЕС превратится в самостоятельный мировой центр силы. Это же рассуждение применимо и к Японии, и тогда возникает вопрос – насколько дружественной будет по-настоящему независимая мощная Япония к России?
Однако Япония, урегулировавшая территориальную проблему с Россией ко взаимному удовлетворению, в случае выхода из-под американского стратегического зонтика (а тогда она перестанет быть «проамериканской»), представляет собой потенциально весьма выгодный России международный фактор, возможно – интересного регионального партнера, отчасти в противовес КНР, отчасти в противовес США.
В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией
начнется 24 апреля.
2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.
8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.
19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.
После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.
В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.
В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.
В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.
В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.
Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
На протяжении многих лет между Россией и Японией существует спор вокруг принадлежности Курильских островов. Именно этот спор и мешает странам заключить мирный договор, который был нарушен во время Второй мировой войны. 16 ноября страны снова подняли этот вопрос. Вместе с разбираемся, как Россия и Япония планируют решить Курильский вопрос.
Как сейчас Россия и Япония решают Курильский вопрос?
16 ноября в ходе саммита АСЕАН в Сингапуре между президентом России Владимиром Путиным и премьером Японии Синдзо Абэ прошли переговоры. Лидеры стран согласились ускорить решение этого вопроса на основе совместной декларации 1956 года, согласно которой после заключения мирного договора СССР согласится отдать два из четырех островов южнокурильской гряды (Хабомаи и Шикотан). Япония, в свою очередь, требует передачи всех четырех островов (Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи).
Однако Путин в Сингапуре подчеркнул, что в декларации 1956 года не было указано ни то, кому СССР будет передавать острова, ни то, как образом это будет сделано.
Как пояснил позднее российским СМИ пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, то, что главы государств взяли за основу советско-японскую декларацию 1956 года, не означает, что спорные территории будут автоматически переданы Японии.
Отметим, что в сентябре 2018 года в ходе Восточного экономического форума Владимир Путин предлагал Синдзо Абэ заключить мирный договор между странами "без всяких дополнительных условий". Япония отклонила предложение и заявила, что подписание мирного договора возможно только после решения территориального спора.
Правда ли, что Япония разместит на Курильских островах военные базы США?
В конце 2016 года генсек Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти на консультациях с секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым не исключил, что после передачи островов Россией на них могут быть размещены военные базы США. Российские СМИ утверждают, что это заявление значительно осложнило переговоры. После этого премьер-министр Японии Синдзо Абэ неоднократно заявлял, что американские базы на Курильских островах размещаться не будут.
Краткая история Курильского вопроса
Проблема принадлежности южных Курильских островов остается неурегулированной между Россией и Японией со времен окончания Второй мировой войны. Но история раздела этих территорий длится намного дольше.
В 1855 году между Японией и Россией был подписан Трактат о торговле и границах. Он провозглашал мир и дружбу между странами, а также открывал три японских порта для российских судов и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.
В 1875 году был заключен новый трактат, согласно которому Россия уступила Японии острова от Урупа до Шумшу. Япония, в свою очередь, признала, что остров Сахалин полностью принадлежит России.
В 1905 году трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после ее нападения на Россию. По итогам русско-японской войны, из которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор. Согласно ему, Японии переходили все Курилы и южный Сахалин.
Ситуация оставалась неизменной до 11 февраля 1945 года, когда на Ялтинской конференции между Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение. Оно заключалось в том, что в случае участия советских войск в войне против Японии СССР передавались Курильские острова и Южный Сахалин.
2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации. Согласно документу, японский суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага.
29 января 1946 года главнокомандующий союзными войсками в Японии, американский генерал Дуглас Макартур уведомил правительство Японии об исключении из территории страны Курильских островов. 2 февраля 1946 года Курильские острова были включены в состав СССР.
Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 года, который был заключен между Японией и странами антигитлеровской коалиции, Токио отказывался от всех прав, правооснований и претензий на Сахалин и Курилы. Но советская делегация не стала тогда подписывать данный документ, потому что в нем не оговаривался вопрос о выводе с территории Японии оккупационных войск.
Именно это и стало причиной территориальной проблемы, которая до сих пор является главным препятствием для заключения мирного договора между Россией и Японией, который всё ещё не был подписан.
Япония претендует на острова, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Россия, в свою очередь, стоит на том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. Однако японцы поставили в зависимость от решения территориального спора подписание мирного договора между двумя странами.
Какую позицию насчет принадлежности Курильских островов занимает Россия?
Принципиальная позиция СССР и России заключалась и заключается в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет над ними не подлежит сомнению.
Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков рассказал в интервью "Комсомольской правде" , что Япония претендует на Курильские острова по ряду причин. Во-первых, на острове Итуруп находится крупнейшее в мире месторождение рения (редчайший и дорогостоящий металл, который используется в ракетостроении и сверхзвуковой авиации). Во-вторых, это отличный рыбный промысел, который сейчас является основой экономики Курил. В-третьих, это выдающиеся природные красоты. Нет сомнений, что японцы, получив эти острова, сделают их туристической Меккой с термальными источниками.
На 2014 год США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония, при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией.