Нейтральные государства. Как живут нейтральные страны? Страны нейтралы
Которое обязуется не участвовать в войне между другими государствами, а в мирное время отказ от участия в военных блоках.
1. Концепция
В международном праве различаются: нейтралитет в военное время (эвентуальный) и постоянный нейтралитет.
Во эвентуальных нейтралитетом понимается заявление определенного государства о неучастии ее в данной войне, он придерживается только для данной войны и может быть отмененным односторонним актом. Статус нейтралитета возникает с момента заявления государства о нейтралитете в войне и доведения этого заявления к сторонам, что воюют. Статус нейтралитета дает нейтральном государстве права и обязанности, четко регламентированы в V и XIII Гаагских конвенциях 1907 p., А также в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 p., Которые определяют, что территория нейтрального государства является неприкосновенной и изъятой из театра военных действий; сторонам, воюющих, запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием и другими военными материалами. На территории нейтрального государства запрещается создание военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе отражать с применением вооруженной силы любые попытки нарушить нейтралитет.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, согласно которому государство обязуется не участвовать в вооруженных конфликтах и не входить в военных союзов и блоков. Постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (акт 1815 p.), Австрия (акт 1955 p.), Мальта (акт 1981 p.).
Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами:
- не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;
- не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелет и т.д.);
- не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (т.е. ограничения одинаковые или вообще отсутствуют).
Понятие нейтралитета в конфликтах должно быть выдающимся от того non-alignment, т.е. умышленное дистанцювання от военных альянсов для того, чтобы сохранить нейтралитет в случае войны, и, возможно, с надеждой предотвращения войны в целом.
Понятие нейтралитета в войне является узкое определение и имеет специфические ограничения на нейтральные страны в ответ на интернационально признано право остаться нейтральным. Широким понятием является неучастие в войне. Основой международного права для нейтральных территорий есть две Гаагские соглашения (1899 и 1907).
Страна, которая оставляет право стать воюющей стороной, если нападают участники войны, находится в состоянии вооруженный нейтралитет.
2. Текущие нейтральные страны
Текущие нейтральные страны являются:
3. Страны, которые были или пытались быть нейтральными
Страны требуют иметь нейтралитет, но не признается международным делам:
Когда нейтральные страны:
Другие страны, возможно, активнее на международной стадии, выделяя намерен остаться нейтральным в случае войны близкие страны. Такой декларацией намерений, страна надеется, что все воюющие стороны рассчитают на территорию страны, как от границ для врага, и теперь нужен, чтобы тратить ресурсы.
Многие страны сделали такие декларации во время Второй Мировой Войны. Однако большинство были оккупированы, и наконец только государства Ирландия , Испания , Лихтенштейн , Португалия , Сан-Марино , Швеция и Швейцария сохранили нейтралитет. Их выполнение буквально правил нейтралитета были расписаны: Ирландия обеспечивала некоторую важную секретную информацию. Например, день Д был решен на основании метеорологической информации, тайно поставлялась им Ирландией, но скрывалась от Германии. Также, немецкие пилоты, которые терпели крушение над Ирландией, были интернированы, тогда как их Союзнические коллеги обычно шли свободными до границы. Швеция и Швейцария, как было Нацистская Германия и ее партнеры, так же сделали некоторые уступки нацистским требованиям.
Однако, следует отметить, что нейтралитет некоторых стран сейчас в Евросоюзе под вопросом, тем более, что в ЕС сейчас действует Единый комитет Внешней политики.
4. Нейтралитет в истории
4.1. Древняя Греция
4.2. Средневековье
В Тридцатилетнюю войну Иоанн-Казимир (саксонский герцог) сначала придерживался нейтралитета, потом примкнул к Густаву-Адольфу.
4.3. Новое время
- 1779-1783 - вооруженный нейтралитет союз России, Дании и Швеции, а также ряда других государств, сложившийся в во время войны североамериканских колоний за независимость направленный на защиту судоходства нейтральных стран.
- 1870-1871 - С самого начала франко-прусской войны Андраши, Дьюла выступал поборником строгого нейтралитета Австро-Венгрии.
4.4. XX-XXI века
- 1902 г. - Италия заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию.
10 Самых Безопасных Стран Мира в Случае Мирового Конфликта June 28th, 2013
В какой стране Вы хотели бы оказаться, если разразится третья мировая война или нечто похожее? Мы можем все дружно молиться, чтобы этого не случилось и искренне надеяться на лучшее, но войны во все времена становились самой острой и важной причиной для массовой иммиграции. Мы можем вспоминать как семья фон Трапов из мюзикла «Звуки Музыки» с песней об Эдельвайсе и улыбкой пешком уходила из Австрии в Швейцарию, но на деле, если придется идти пешком и с детьми на руках, большинство из нас будут вряд ли петь песни.
Безопасность и максимальная удаленность от мирового конфликта может стать мотивирующим фактором именно для Вас, если придется выбирать, куда бежать. Естественно, многие из читателей нашего блога имеют недвижимость за границей, а кто-то побежит к родственникам, живущим за рубежом. Я же расскажу о своем топ 10 стран, которые я на данный момент считаю безопасными в случае мирового конфликта.
10. Швейцария
У Швейцарии долгая история нейтралитета и эта страна спрятана в Альпах. Соседняя Австрия также считается нейтральной нацией и, кстати, очень многие наши читатели интересуются иммиграцией в Австрию.
В Швейцарии в каждом доме есть бомбоубежище.
9. Коста Рика
В Коста Рике стабильная демократия и страной проводится политика нейтралитета. Коста Рика занимает высокие позиции в различных независимых обозрениях и рейтингах, например, в рейтинге Глобального Мира (Global Peace Index), Рейтинге Счастливой Планеты (Happy Planet Index) и в рейтинге удовлетворения жизнью (Life Satisfaction Index). И хотя Коста Рика находится в достаточно неспокойном регионе, но сама по себе считается очень мирной и нейтральной. С целью поиска своей идеальной страны на случай конфликта Вы можете также сверится с последними новостями вышеупомянутых мировых рейтингов.
8. Папуа Новая Гвинея
Если цель - изолированное место в мире и стана в которой еще есть места, куда не ступала нога человека, то переезд в Папуа Новую Гвинею позволит максимально изолироваться от внешнего мира.
7. Канада
Канада - вторая по количеству населения страна в мире, но у нее лишь одна граница с другой страной - США и это мирная граница. У Канады в мире немного врагов и эта страна также высоко расположена во всемирном индексе мирных стран.
6. Сейшелы
Кроме того, что Сейшелы изолированы от всего мира и находятся посреди Индийского океана, эти острова еще и очень красивы. Здесь вы сможете не только изолироваться, но и насладится жизнью. Более подробно о возможностях райской жизни на Сейшельских островах можно узнать из статьи - Лучшая налоговая гавань мира - Сейшельские Острова .
5. Финляндия
У Финляндии есть долгая история успеха в способности выходить сухой из воды в международных конфликтах. Финляндия считается политически нейтральной страной и всегда входит в десятку самых мирных стран на планете в Глобальном Рейтинге Мира - Global Peace Index. Если вы не боитесь холода, то северная часть Финляндии отличное место для того, чтобы исчезнуть.
4. Тувалу
Эта страна располагается в центре Микронезии и находится среди самых безопасных и отдаленных мест в мире. Это третья по количеству населения страна с конца в списке всех стран мира и четвертая с конца по размерам. В мире есть совсем немного мест, которые так удалены и изолированы от активной глобальной жизни как Тувалу.
3. Исландия
У Исландии нет границ и врагов в мире. Эта страна всегда высоко в рейтинге самых мирных стран. Если случиться мировой конфликт, то очень маловероятно, что Исландия будет в нем участвовать.
2. Бутан
Находящийся среди Гималайских гор Бутан - одна из самых изолированных стран мира и отличный пример достижения баланса между модернизацией и сохранением древней культуры. Религиозное население Бутана верит в мирные способы разрешения всех конфликтов и, хотя Бутан находится в сравнительно неспокойном регионе - географически страна защищена.
1. Новая Зеландия
Новая Зеландия самая изолированная из крупных и развитых стран. У Новой Зеландии нет границ и страна находится в удалении от других стран мира. У Новой Зеландии нет национальных врагов, но есть безопасная демократия и разнообразный географический масштаб с множеством удаленных мест, где можно спрятаться. У нас на блоге есть очень много актуальной и свежей информацией о переезде в Новую Зеландию для инвесторов и бизнес иммигрантов. Новой Зеландии на блоге посвящен целый
Европейские нейтралы времен Холодной войны в последнее время совершают все больше шагов, которые ставят их особый статус под большой вопрос. Речь идет, в первую очередь, о , Австрии, Швеции и, особенно, . Если первая и вторая из перечисленных стран стали нейтральными только после Второй мировой войны, то Швеция не участвует ни в каких военных блоках уже более 200 лет, а Швейцария вообще с конца ХVII века считает нейтралитет основой своей внешней политики. В последнее десятилетие все в корне поменялось.
Насколько нейтральными эти страны были ранее?
1.Про Австрию и Финляндию уже было сказано выше.
Они принимали участие во Второй мировой войне на стороне немецко-фашистской , причем Австрия полностью вошла в состав III Рейха и, соответственно, утратила свою независимость, а Финляндия, во главе с К-Г. Маннергеймом, была полноправным союзником Гитлера.
2.Воздержаться от участия в создаваемых военных блоках этим странам предложил ,
который разгромил Финляндию, выведя ее из войны, и полностью захватил территорию Австрии. Такова была цена за неоккупацию (в первом случае) и за прекращение оккупации (во втором).
3.Швеция, равно как и Швейцария, была настоящим раем для разведок
всех воюющих стран в течение обеих мировых войн. Нейтральная Швеция, как известно, пропустила через свою территорию войска Вермахта, а еще более нейтральная Швейцария хранила в своих банках награбленное фашистами в покоренных европейских странах золото и другие ценности.
4. Нейтралитет Австрии определен на законодательном уровне,
в Швеции и Финляндии этого нет.
5.В принципе ни в Австрии, ни в Швеции, ни в Финляндии сам термин «нейтралитет» не использовался
в официальном политическом лексиконе. Там говорили о «неприсоединении», что оставляло право на неучастие в военных союзах, но, вместе с тем, не исключало возможности участия в военных конфликтах.
6.Однако не так давно даже такая обтекаемая формулировка утратила свой смысл.
Это произошло после того, как Австрия, Швеция и Финляндия в 1995 году стали членами Евросоюза. В рамках углубления сотрудничества по вопросам безопасности в рамках ЕС, все страны-участники должны оказывать друг другу помощь в случае нападения или прочих опасностей.
7.Как же теперь называть эти «особые» страны
, стоящие в одном ряду с другими, но желающие отличаться от них? Финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb) предложил говорить о них, как о государствах не нейтральных, а не входящих в альянс.
8.Австрия, Швеция и Финляндия очень активно и давно сотрудничают с НАТО,
участвуя с ним во многих совместных программах и проводя совместные учения. Но ни о каком вступлении в Альянс пока что не может идти и речи, поскольку подавляющее большинство граждан этих стран против такого шага.
Так они и жили долгое время «между небом и землей», с одной стороны вроде бы равные среди равных, а с другой - имеющие собственную специфику.
Чем же отличалась Швейцария?
Швейцария, в отличие от своих «неприсоединившихся» сестер, всегда называла себя исключительно нейтральной страной и всегда настаивала на таком статусе.
.Более того, она до последнего времени принципиально старалась не входить ни в какие международные союзы или организации. Даже в ООН горная республика вступила только в 2002 году. Стоит ли говорить о Европейском Союзе или, тем более, о НАТО, от которых Швейцария всегда предпочитала держаться подальше.
.Именно благодаря нейтральному статусу Швейцарии на ее территории традиционно проходят наиболее представительные международные форумы, например Давосский, и протекают самые сложные дипломатические переговоры. Именно Швейцария выступала посредником между и , США и , и . Один из последних примеров: установление дипломатических отношений между и Турцией в 2009 году.
Куда движутся «неприсоединившиеся»?
1.В конце 2006 года политическое руководство Швеции и Финляндии приняло решение
присоединиться к силам быстрого реагирования НАТО. Однако это держалось в тайне от избирателей более полугода и стало достоянием гласности только после проведения выборов. Политики опасались предсказуемой негативной реакции своих избирателей.
2.Этот шаг впоследствии был оправдан географической близостью
северных стран к «непредсказуемой» России.
3.Непосредственной причиной для таких действий стало
начало работ по проведению газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Финляндия и особенно Швеция опасались, что завершение данного проекта приведет к существенным изменениям в расстановке сил в регионе.
4.Опасения значительно усилились после грузино-югоосетинской войны
лета 2008 года, когда в Финляндии и Швеции заметно прибавилось сторонников вступления этих стран в НАТО.
5.Все «неприсоединившиеся» государства Европы, включая Ирландию, являются
участниками программы «Партнерство во имя мира», их представители есть среди сил НАТО, размещенных на Балканах и в .
6.И, наконец, Швеция недавно послала восемь своих боевых самолетов
для участия в военной кампании в Ливии . Она первая из «неприсоединившихся», кто зашел так далеко. Напомним, более 500 шведских солдат воюют в Афганистане. Ее особый статус предполагает, что истребители королевских ВВС будут открывать огонь только в ответ и не станут атаковать наземные цели. То есть Швеция по-прежнему хочет «есть мед, не убивая пчел». НАТО пока что не возражает, но насколько долго так будет продолжаться - неизвестно.
Долго ли «продержится» Швейцария?
.Самая нейтральная страна мира также утрачивает свои незыблемые позиции,
которые ей успешно удавалось удерживать на протяжении сотен лет. Способность Берна возвышаться над схваткой в последнее время все больше ставится под вопрос.
.После вступления в ООН в 2002 году Швейцария была вынуждена
послать в Косово 200 своих миротворцев.
.Однако в конце 2000-х маленькая европейская страна стала попадать
в один скандал за другим, из которых с трудом выбиралась, теряя при этом часть своей безупречной репутации. Кроме того, Швейцария попала под беспрецедентное давление со стороны Вашингтона.
.В августе 2009 года она согласилась разгласить сведения
о тысячах счетов в крупном швейцарском банке UBS AG. Речь шла о вкладах, сделанных гражданами США, которых на родине подозревают в уклонении от налогов. Белый дом в этом вопросе серьезно надавил на швейцарцев, и они вынуждены были пойти на нарушение ключевого принципа - сохранения тайны вкладов.
.Потом высокопоставленных чиновников швейцарского правительства обвинили
в уничтожении документов дела «о швейцарских инженерах», которых национальное правосудие обвиняло в сотрудничестве с ЦРУ.
.Следующим скандалом стал арест в Цюрихе известного кинорежиссера Романа Полански
, который был произведен по ордеру, выписанному в США аж в 1978 году. Этот факт возмутил не только швейцарцев, но и многих европейцев, которые обвинили Альпийскую республику в пресмыкательстве перед Вашингтоном.
.Самой настоящей пощечиной для Швейцарии стал «долгоиграющий» скандал с Ливией.
Он разразился в 2008 году после ареста женевской полицией сына ливийского диктатора Муаммора Каддафи Ганнибала. Его обвинили в избиении слуг. В ответ полковник Каддафи задержал у себя в стране двух швейцарских бизнесменов. Никакой особый статус «нейтралам» не помог: Ганнибала пришлось выпускать, а президенту европейской страны лично ездить с извинениями в Триполи. Когда даже такое унижение не помогло сразу выручить соотечественников, швейцарцы всерьез задумались над своим реальным местом в этом мире, а также над перспективой оставаться без могущественных друзей. И, видимо, понемногу стали делать выводы.
С чем же связана смена тренда во внешней политике?
По мнению экспертов академии Masterforex-V причиной этого стало несколько факторов:
1.Прекращение крупных войн на территории Европы.
2.Смещение линии глобального противостояния далеко на юг и на восток. Теперь, когда Европа фактически не делится на Западную и Восточную, нет особого резона балансировать между ними.
3.Новые противники в Северной Африке и Азии не будут всерьез разбираться, кто в Европе придерживается нейтралитета, а кто нет.
4.Международные террористические организации также не будут обходить стороной тихие нейтральные страны. Они не признают международного права и относятся к «особому» статусу отдельных стран без всякого уважения.
5.Многих нейтралов вполне может не радовать выстраивание биполярной системы в мире, при том, что вторым полюсом становится Китай. Возможно, они понимают, что пришло время делать свой цивилизационный выбор.
Аналитики журнала "Биржевой лидер" совместно с экспертами Академии Masterforex-V проводят опрос на форуме трейдеров :
как вы считаете, втягивание бывших «нейтралов» в орбиту Вашингтона скорее говорит о:
.силе и амбициях США;
.слабости ЕС;
.консолидированной позиции США и ЕС в критических ситуациях;
.усилении России, Китая, Ирана.
Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.
Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто-янно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь
свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо-роны.
Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет су-веренное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.
В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).
В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.
Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под-писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.
Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии.
15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос-становлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем
постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.
На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.
Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, не-зависимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.
Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.
Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.
В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно
которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».
Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.
Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни-тельные гарантии его обеспечения.
Нейтралитеет, в международном праве -- неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках. Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;
не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).
Основной принцип нейтралитета -- абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне); отсюда:
1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории; 2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну; 3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.
Институт нейтралитета складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII, и, особенно, в конце XIX - начале XX вв. Во время войны провозглашение государством нейтралитета создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила нейтралитета государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Главным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Нейтральное государство было вправе защищать свой нейтралитет вооруженной силой. Военные корабли воюющих могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться на ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о нейтралитете.
По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с Женевскими конвенциями. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, как приоритетного международного закона, правила нейтралитета находятся полностью в зависимости от положений Устава (глава УП), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии, как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.