На чем основано почитание святых в православии? Об отношении к окружающим
Алексеенко Марина
Осень на Дальнем Востоке страны выдалась весьма благоприятной, преподнеся помимо климатической благосклонности от погоды еще и несказанную милость Божию: наш регион посетят две значимые святыни. Пояс Пресвятой Богородицы, привозимый в Приморский край с далекой от нас греческой земли и мироточивый образ Божией Матери "Умягчение злых сердец", который будет доставлен в Хабаровский край. В свете этих событий хочется порассуждать, а какое же место занимают святыни в нашейи жизни и о нашем же отношении к ним: способу исполнить желание, отдать дань моде, или прикоснуться через тварную вещь к благодати, подаваемой Самим Творцом? Итак...
В наши дни почитание разного рода святынь, в том числе и христианских, приняло поистине удивительные масштабы. Фактически в каждом доме есть частичка «священного». В сознании людей все перемешалось: храмы, могилы известных людей, дольмены, иконы, мощи, предметы религиозной утвари, вещи, привезенные с мест паломничеств (амулеты, камни, землица, баночки с всевозможным наполнением) и т.д.
Главное, чего хотят люди, получить какую-то выгоду, к примеру, защиту от зла, исцеление от алкоголизма, здоровье или благополучие. Но как такое отношение, да и само наличие святынь, соотносится с христианством?
Для начала хотелось бы разобраться, кто был достоин называться святым? Прежде всего, слово «святой» в христианстве (за исключением некоторых протестантских конфессий) благочестивый и добродетельный человек, канонизированный церковью, являющий собой образец добродетели и пребывающий по учению Церкви после его кончины на небесах и молящийся перед Богом за всех людей, ныне живущих на земле.
Святым всегда называли лишь Бога. Древний пророк, восхищенный на небо, видит на небесах Престол Божий, вокруг летают Ангелы и взывают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф...» Человек или какой-то религиозный предмет могут быть святыми, лишь если святость им сообщит Бог, если Бог приобщит к своей Святости.
Итак, святой - значит Божий. Это тот, в ком действует, производит свою работу Бог. В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, «изобразился» Бог.
В последнем смысле и понимают сегодня это слово православные. Едва ли вы найдете православного человека, который скажет, что он - святой. Это, по крайней мере, нескромно. Напротив, чем праведнее человек, тем очевидней для него, что его от Бога, от Божьей чистоты, праведности, святости отделяет огромная дистанция.
Наше отношение к святыне совершенно иное, мы ведь знаем, что Господь нам посылает чудеса для того, чтобы мы уверовали в Него, не сомневались в Его могуществе. Как относится православный к святыням, а как человек, не имеющий никакого понимания, что это есть храм, икона, святыня? Многим знакома ситуация, когда по всем средствам массовой информации гласят о приезде частичке святыни в храм, и о том, что приложившись, вы избавитесь, от всех ваших проблем. Сколько сразу желающих приложится к частичке святости – ведь обычно на Божественной Литургии людей буквально можно по пальцам пересчитать, а в такие моменты, - очередь бесконечна. Для кого-то это милость Божья, а для кого-то, увы, лишь «дань моды». В постсоветской литературе, распространяемой в православных лавках, предлагаемые к почитанию люди очень уж часто представлены как «белые маги», тесно связанные с теми или иными святынями. Главный критерий истины в этих публикациях очень далек от христианства: работает (помогает сбыться желаниям) - значит, истина.
Христианское отношение к святыне - благоговение и почитание - базируются большей частью на личной вере в Бога, даже на психологической и педагогической стороне этой веры. Но язычникам ближе категория освящения простого профанного, получение чего-то от самой святыни. Христиане в миссионерских целях не отвергли эту идею полностью, они удалили из понимания святынь их самодостаточность и указали на источник всех благ - Бога. Церковь вполне допускает общепринятое для того времени (и очень популярное сейчас) отношение к святыням, как к чему-то через что или с помощью чего Бог изливает на людей Свои дары, свою благодать. Важно здесь то, что определяющим все-таки остается личная вера, личные отношения с Богом, речь не идет о достоинстве/не достоинстве, в конечном итоге речь идет о любви.
Я думаю, правильное отношение к святыням в наши дни таково: Бог через разного рода святыни по молитве христиан или по нужде человека может явить Свою милость и благость. Святыня ценна связью со Христом и Церковью, и ей полагается некоторого рода почитание и благоговейно-охранительное отношение в целом. Жизнь Церкви, по сути, может происходить и без святынь. Церковь не может жить без живой личной веры христиан, без евангельского благочестия, без Евхаристии и других, так называемых таинств (Крещения, Священства, Венчания и т.д.), без нравственного личного труда человека. Как святыни могут помочь в этом? Очень просто – своим примером. В общем, любая святыня может принести нам духовную пользу, если мы принимаем ее с благоговением. И никакая святыня, даже самая величайшая, не сможет растопить лед, если человек этого не хочет, ведь Бог уважает нашу свободу…
Давайте посмотрим, как обычный человек относится к людям. Вот, например, я обычный человек, я часто читаю лекции и смотрю на слушателей. И если кто-то не слушает мою лекцию, кому-то неинтересно, то меня это не вдохновляет, и я понимаю – это враги. Вы не понимаете, что значит быть лектором, а вас не слушают. Я думаю, что даже есть специальный ад, куда попадают невнимательные слушатели, где им приходится давать лекцию, а все ковыряются в своих телефонах. Я думаю, что этот ад на Земле уже даже есть – это современные школы. Однажды я давал лекцию в университете, и я был в шоке. Я привык, что люди слушают меня, кивают, соглашаются, но тогда в университете я делал все, что можно: и танцевал, и пел, лишь бы они меня слышали, а им было все равно: «Ну, подумаешь, что-то мужик танцует, это его проблемы». Вот это был ад. Может, им тема была неинтересна, я о морали читал, а им, может, интересна математика, алгебра.
То есть обычный человек считает других хорошими, если они для него делают что-то приятное, исполняют его ожидания. Кто такие хорошие люди? Это те, кто ко мне хорошо относится, здоровается, дает пирожки, не обижает меня. Согласны? И если вдруг этот хороший человек неожиданно стал делать что-то неприятное для меня, то мы говорим: «Надо же, как испортился-то, время-то что делает с людьми». Он становится для нас нехорошим человеком.
Для обычного человека существуют люди хорошие и нехорошие. И часто эти хорошие и нехорошие меняются местами. Был хороший, даже родственник, а стал нехорошим. Так смотрят обычные люди. Кто-то обижает меня – значит, плохой человек. И для кого-то, кстати, вы являетесь хорошим человеком, и вы же для кого-то являетесь плохим. Но вы-то не меняетесь, вы же тот же самый. Но кому-то вы что-то не сделали, а кому-то что-то сделали.
Как смотрит на людей госвами? Так как он не ищет счастья от чувств, получается, что хороший человек или плохой – это не является мерилом. Госвами смотрит глубже и видит, что мы все, оказывается, родственники. Из-за того, что мы опираемся на наши чувства (приятно-неприятно), мы не видим того, с кем мы общаемся, мы не обращаем на него внимания. А госвами смотрит глубже и видит нашу единую природу и то, что мы растем все из одного корня. Мы все дети одного отца, у нас у всех одно отчество – Богович. Но мы этого не замечаем, потому что неприятно для чувств: не слушает мою лекцию – значит, нехороший человек, а этот слушает – значит, хороший.
Святой человек, госвами, является другом всех живых существ, у него нет врагов, он никого не считает своим врагом. Он не делит людей на русских и не русских, кошек и собак, людей и не людей, он смотрит и везде видит жизнь, сознание. Мы все родственники. А как к родственникам надо относиться? Очень хорошо, потому что этот родственник связан с тем, в кого я полностью влюблён.
Представьте, что вы влюблены. Вы приходите к этому человеку домой, а там живет кошка, толстая такая, противная невероятно, но хорошая, говорят. И вы заходите, а кошка лежит на диване. И что, вы возьмете за хвост и выкинете? Нет. Вы себя аккуратно ведете с этой кошкой, потому что она очень дорога человеку, в которого вы влюблены. Вы говорите: «О, какая кошка хорошая!» И что делает человек, в которого вы влюблены? Радуется. Правильно. А если вы её за хвост дергаете? Как человек реагирует? Он говорит: «Иди отсюда, это моя кошка. Что ты с ней делаешь? Это же я, это продолжение меня». Поэтому не может быть так, что человек влюблён в Бога и в то же время кого-то дергает за хвост, кусает и говорит, что это враги. Такого не бывает. Если он так реагирует, то интересно, что же за Бог у него? Похоже, не тот, и он ничего не понимает.
Итак, святой человек не имеет врагов. Кто-то может считать его своим врагом, но он никого врагом не считает. И когда он смотрит на других людей, он излучает уважительное отношение ко всем живым существам. Это то, что он чувствует реально, это нельзя имитировать. Вспомните историю про Иисуса Христа, один эпизод из его жизни, когда фарисеи, книжники, решили его скомпрометировать. Они же не сразу хотели его убивать, они хотели поймать его, что он ошибочно проповедует. Они задали ему интересную задачку. Поймали какую-то женщину, которая изменяла своему мужу, и привели её к нему. По закону ее нужно закидать камнями, чтобы другим было неповадно так поступать и чтобы она могла очиститься от этого греха. Они привели ее к тому месту, где сидит Иисус, и спросили: «Скажи, учитель, по законам мы должны её убить сейчас. А твоё какое мнение?» Женщина в истерике, ей страшно. И Иисус почувствовал, что эти люди не хотят правды, они хотят его просто как-то поймать. Он что-то писал на песке и, даже не смотря им в глаза, сказал: «Кто из вас не без греха, пусть первый кинет в неё камень». И он сказал это с таким пониманием, что они почувствовали, что тут не скроешься, не обманешь, как-то всё серьёзно. И у всех появились срочные дела, все разошлись, и никого не осталось. Одна эта женщина. Не то что она была святая, нет. Она была падшая, грешная, она совершила неправильный поступок, но она осталась одна. Он посмотрел на неё, но не так, как все люди на неё смотрят. Люди смотрят либо с привязанностью к её телу, к её качествам, либо с ненавистью за то, что она падшая. А он что-то увидел в ней – не то, что все видят. И она это почувствовала, что он смотрит на неё куда-то глубже.
Представьте, что у вас какое-то горе, что-то не получилось и вдруг кто-то приходит, вас успокаивает, говорит: «Ты хороший, у тебя получится». Но если он это не имеет в виду, то вы ему не верите, правда? Вы понимаете, что он говорит пустые слова. Если он в вас не верит на самом деле, то и вы ему не поверите. И вот в неё никто не верил, она слишком падшая. Но он увидел в ней её природу. А по природе мы все хорошие. И в его взгляде было понимание её природы. Она подумала: «О, вот это да, ко мне так никто не относился». И он сказал ей: «Иди и больше никогда так не делай». И так её пробило это отношение, что она стала его последовательницей, пошла за ним, изменилась – только лишь из-за взгляда этого человека. Он посмотрел на неё так, как никто никогда не смотрел на неё. Он увидел в ней изначальное хорошее. И она захотела стать тем изначальным хорошим, кем она является.
Вот так госвами, святой, относится к людям. У него нет друзей, врагов. Он не говорит: наша религия, ваша религия, конфессия, русские, не русские, это животные – там нет души.
Как внешне проявляется его такое отношение? По взгляду бывает непонятно. Надо посмотреть на его действия. Что делает обычный человек, если ему кто-то нравится? Если человек обычный и немного глупый, то он начинает исполнять желания того, кто ему нравится, при этом даже не думая, а принесёт ли это благо тому или нет. Тот, кто немного соображает, уже задумывается, все ли желания надо исполнять. Если ребенок просит: «Можно я из лужи попью?» – то человек понимает, что можно, конечно, из любви разрешить ему попить из лужи, но потом ему будет хуже, поэтому, может, не надо это делать. То есть более разумный человек, если хочет выразить кому-то уважение, хорошее отношение, начинает смотреть, какие вещи принесут благо тому, кого он любит.
Если человек ещё более разумен, если это святой человек, то он начинает вести себя так, чтобы это принесло не только сиюминутное благо, а пододвинуло бы к тому, чтобы этот человек стал ближе к совершенству. То есть он будет вести себя так, чтобы приближать людей к Богу. И это будет выглядеть по-разному. Если это его ученики, люди, которые доверяют ему, то он может даже ругать их, потому что они позволяют ему, они готовы к этому. Если это не его ученики, то он будет иначе вести себя с ними, но так, чтобы они приближались к Богу. Где-то он простит, где-то он уйдет, но всё, что бы он ни делал, он делает так, чтобы это приближало тех, с кем он общается, к Богу.
У таких людей есть очень интересная особенность. Они очень изобретательны, креативны в том, чтобы приближать людей к Богу. Есть одна история из «Пуран» – о Нараде Муни. Нарада Муни – это персонаж многих историй. Однажды он попал в гости к одному бандиту, который промышлял разбоем.
Он шёл по дороге, бандит выскочил, как это водится, и говорит:
– Жизнь или кошелёк?
– Денег нет.
– Значит, жизнь отдашь.
– Хорошо, но я хочу тебе один вопрос задать философский. Скажи, ты же для родственников стараешься, не для себя?
– Ну да, семья, надо содержать. Я ж не для себя ворую. Если б для себя, то понятно, грешник, но для семьи же.
– А ты узнай сходи у своей семьи. Они же знают, что придётся расплачиваться за всё это. Ты спроси у них, узнай, они с тобой пойдут на «ипотечные планеты»?
– Конечно, сейчас спрошу, они меня так любят!
И он приходит к своей семье и спрашивает:
– Вы же меня любите?
– Да, очень любим.
– А вы пойдете со мной на «ипотечные планеты»? Надо же будет расплачиваться за ипотеку-то. Мы сейчас в долг берём, я же у людей беру.
Они говорят:
– Это твои проблемы. Твоя обязанность – нас кормить. А как уж ты это зарабатываешь, твои проблемы, сам разбирайся.
И он не ожидал такого. Печальный, приходит к Нараде Муни:
– А что делать? Как долги отдавать? Как грех с души снять?
– Молиться надо. Повторять имена Господа.
Мы знаем, что у нас бывает много имен, кто-то говорит «дорогая», кто-то обращается по имени-отчеству, у нас может быть много имен, отражающих разные качества. Поэтому у Бога тоже может быть много имен.
Нарада Муни говорит:
– Тебе надо молиться, повторять имя Рама.
«Рама» значит источник радости, и источник ее – Бог. Но бандит не смог выговорить слово «Рама». Настолько он был греховным человеком, что не мог произнести имя Бога. Нарада Муни думает: «Что же делать, как помочь этому человеку?»
И он говорит:
– Я вижу, ты всё время со смертью связан. Тогда повторяй «смерть» (на санскрите смерть – «мара»). Мара можешь сказать?
– Да.
– Вот и повторяй: «Мара, мара».
Но когда все время повторяешь слово «мара», то в итоге получается «Рама». Этот человек, очистившись, стал мудрецом Вальмики и написал «Рамаяну». Вальмики означает «муравей». У него было так много грехов, что, пока он повторял святые имена, вокруг него появился муравейник.
То есть святые люди, госвами, очень сообразительные, они все время думают, как так или иначе помочь человеку, даже если у него есть желание купить двадцать первую пару сапог.
1. Отношение к иноверцам в Ветхом и Новом Заветах
Г осподь Исус Христос, передавая Свои слова ученикам, а те в свою очередь другим людям, вкладывал в них чистое учение, учение о спасении души, о праведной жизни в любви и мире с окружающими. И на сегодняшний день каждому православному христианину, который идет путем спасения, нужно помнить Евангелие и строить по нему свою жизнь, следуя примеру Христа. Одним из таких примеров может быть отношение к людям других вероисповеданий.
В "Ветхом Завете", который до сошествия на землю Бога Сына Исуса Христа, предписывалось не создавать семей с иноверными, вести обособленный образ жизни, а, например, к самарянам, которые по отношению к иудеям были язычниками, и вовсе относились с пренебрежением, о чем нам повествует Евангелие:
4 Надлежало же Ему проходить через Самарию.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Исус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Исус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
В этом отрывке ясно повествуется устами простой женщины отношение между народами: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». Однако, Господь, не отвергая ее, разговаривает с ней.
Господь преподает закон любви, который научает нас совершенному отношению к людям других упований. Закон Моисеев отличался значительной строгостью к людям:
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Матф. 5:43-48
Призывая нас к совершенству, Господь призывает нас к чистой вере, любви и доброму отношению ко всем людям, не только к братьям, но и вообще ко всем, а также к совершению добрых дел для всех людей. Язычники не верили в Истинного Бога, не имели закона, поступали по воле сердца своего («ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую», Рим. 2:14,15). Господь призывает быть выше их по делам и любить даже врагов своих. Господь называет заповедью любовь к ближнему, показывая это наставление высоким и весьма необходимым к нашему спасению, о чем мы знаем из Его ответа фарисеям:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Исус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Матф. 22:36-40
Обращаясь к верным, Господь научает их, чтобы те были нелицемерно добры не только к своим одноверцам, но и ко всем остальным людям. Кого же Господь называет ближним?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 [Исус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Исусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Исус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Исус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Лук. 10:25-37
2. Кого действительно стоит избегать христианину
В Новом Завете, который дал нам Богочеловек Исус Христос, все-таки есть и строгая сторона, которая справедливо отделяет все лишнее от закона любви к ближнему. Это то, что нельзя сообщаться с грешниками, которые научают какому-либо греху.
9 Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками;
10 впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира [сего].
11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Апостольские послания как нельзя лучше разъясняют евангельскую истину для христианина. Апостол Павел в этом послании ограждает верующего от заразы греха, который водится в каком-либо дурном обществе, и справедливо предлагает не общаться с развращенными. В подкрепление этих слов можно вспомнить стихи из 17-го псалма Давыдова:
26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранными избран будеши, и со строптивым развратишися.
Евфимий Зигабен, толкуя эти стихи, говорит:
Преподобным обыкновенно называется тот, кто благочестив пред Богом; неповинным тот, кто чист душою пред людьми; избранным — тот, кто совершен в добродетели; строптивым — человек лукавый. — Сказанные выше слова могут иметь свое приложение ко всякому и содержать в себе весьма поучительный смысл: они именно значат, что каков тот, с кем ты живешь вместе или обращаешься, таким будешь и сам, изменяемый сообразно с свойствами человека близкого к тебе.
Евфимий Зигабен
Многим людям, которые не имеют знаний о вреде грехов, не знают, как те развращают и губят душу, не знакомы эти истины, и от безысходности и незнания они совершают эти грехи, например, воровство, курение, разбойничество и другие пороки. Но не стоит забывать, что грехи следует замечать только за собой, чтобы не искать соринки в глазу у другого, когда у самого много проблем в духовной жизни. Предвзятое отношение к грешнику недопустимо. Следует понимать, что неверие в Бога, а также неправославное Его исповедание тоже является грехом. Так постановлено Церковью. То есть любое учение, которое догматически и богословски несогласно с Церковью Христовой, а тем более отколовшееся от нее, не является спасительным для души. Христианин должен не хулить другие мнения, но и не хвалить иные вероучения, поскольку они не спасительны с точки зрения православного христианства.
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Апостол подчеркивает, что не могут быть истинными несколько различных между собой учений, равно как и не может быть между ними никакого согласия, так как они имеют разные представления о Боге.
Стоит ли говорить, что в современности христианская мораль, которая веками существует в законодательствах, нравственных нормах уничижается? В народе действительно есть болезни, которые нужно излечивать с помощью поста, молитвы и веры. Вернемся к тому, что для большинства людей грехи не являются чем-то дурным. Как точно сказал Исаак Сирин: «грешник лижет лезвие ножа, пьет собственную кровь, и по причине сладости крови своей, не чувствует вреда своего». Надлежало бы нам «вообще уйти из мира» и не иметь ничего общего с такими людьми? Ответ мы найдем у святого Иоанна Златоуста:
И не говори мне таких бессердечных слов: «Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего». У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев. Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда на лицо не один, не два и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли, на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся - да что я говорю - драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Хулящий святую веру - тот же упавший осел; подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление.
Свт. Иоанн Златоуст
У нас действительно ничего не должно быть общего с дьяволом и его делами: гневом, убийством, чревоугодием, блудом, сквернословием, ложью, клеветой, воровством, гордыней, тщеславием и другими грехами, погубляющими в человеке душу и личность.
Как же быть с людьми, которые имеют другие религиозные убеждения? Ни в коем случае не навязывать свои собственные убеждения, а тем более критиковать или оскорблять их религиозные чувства. Из вышеупомянутого мы нигде не обретаем призыва к оскорблению других людей, в частности это показывает диалог Христа и самарянки возле колодца. Конечно, к сожалению, есть люди, которые ищут споров, разжигания межнациональной и межрелигиозной розни и прочего непотребства. Это поведение совершенно не свойственно христианству, которое учит не обижать других людей. Христианин должен помнить это, когда присутствует в каком-либо обществе иноверных.
3. Как следует поступать христианину в современной жизни среди людей других упований
Когда мы заходим в магазин, то сильно ли нас беспокоит вероисповедание продавца? Должно ли нас вообще это касаться? Не должно. Когда мы находимся в больнице, то сильно ли нас должно беспокоить упование персонала, соседей и так далее? Ни в коем случае. Разумеется, нужно иметь самому стойкое упование, но давать ответ лишь тогда, когда нас об этом спросят. Надо ли навязывать кому-то свои религиозные убеждения? Тоже нет. Верующий человек самодостаточен, и ему нет нужды доказывать это окружающим, убеждать в своей правоте и тем более заставлять других поверить во все это.
Религиозное чувство каждого - это сакральное, то, что находится внутри человека наряду с другими чувствами. Даже у атеистов есть религиозное чувство. Но мы не об этом. Возвращаясь к словам Златоуста о многом общем между всеми людьми, следует напомнить, что контактирует христианин со внешними по обычным мирским потребностям: пользование услугами, товарами и так далее, то есть повседневная жизнь вполне может и не касаться религиозных аспектов и не задевать вопросов веры. Нужно лишь уметь хранить веру в своем сердце, в своей семье, общине. Ведь именно доброе отношение к людям восхваляет Бога:
14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Матф. 5:14-16
Чего действительно следует избегать? Различных вероучений-сект, которые искажают религиозный опыт, иначе толкуют какое-либо общепринятое понятие. С остальными, то есть с представителями так называемых «традиционных религий», можно вести диалог об основных положительных сторонах их учения - взращивание нравственности в обществе, благотворительность, взаимовыручка и поддержка, не касаясь при этом каких-либо догматических и богословских разногласий. Это и будет наилучшей формой взаимодействия. К примеру, православные христиане-старообрядцы участвовали в войнах, сражаясь рука об руку с людьми других упований, создавали совместными усилиями промышленность, ныне помогают переселению соотечественников, пропагандируют здоровый образ жизни, поскольку так предписано Богом через Его Церковь. При этом Церковь Христова не смешивается с другими верами.
Особую опасность представляют стереотипы, когда, к примеру, человек по искушению диавола совершает злые дела со словами своего упования на устах, прикрываясь вероучением. Как сказал один замечательный философ А. В. Антонов: «Все религии экологически чистые». Поэтому они исключают возможность преступлений против других людей своим учением. В этом отношении не стоит приписывать всему стаду паршивость одной овцы. Злые, с точки зрения христианства, дела человек совершает вне зависимости от его вероисповедания по научению диавола, который и сеет раздоры. Будет некрасиво, если какое-либо преступление повесят на человека с пометкой его веры. Этим занимаются кликуши, лжецы и клеветники, которые уподобляются главному клеветнику - сатане. Примером такого может послужить ошибочное суждение о финансировании октябрьского переворота старообрядцами. Порой из-за ошибки некоторых стараются придать такую окраску событию, будто бы все старообрядцы были на стороне революции, закладывая в тех, кто это слушает или читает, ненависть или призрение. Клеветник одержим основной задачей - разрушить чье-то доброе имя и опорочить его. Во всех случаях это делается без доказательств с целью настроить большинство против других. Как нельзя лучше это описывается в произведении Николая Лескова «Гора», где по поклепу отдельных людей христиан подвергли испытаниям.
Все, что от нас требуется в случае общения с иноверными, - не участвовать каким-либо образом в их молитвенных действиях. Например, молиться, употреблять какие-либо продукты, связанные с инославным богослужением, и даже «заочно» участвовать в таких службах - подавать записки в инославных храмах, ставить или просить поставить свечи, т.к. это губительно для души христианина. Преклонение перед чужой верой - хуление собственной. Никто не вправе нас заставлять участвовать в каких-либо религиозных собраниях, принимать иную точку зрения и так далее. Это противозаконно. Но и мы не должны по собственной воле навязывать кому-то свое мнение и взгляды. Такое случилось в России в 17-м веке, когда людей насильно заставляли изменить веру и принять другую, не ту, по которой молились святые предки. Тогда произошло то, что называют инквизицией. Тем, для кого предназначалась статья царевны Софьи «иного врачевания еретику нет кроме смерти», пришлось покинуть свои дома. Но это история, из которой нужно выделить пусть и печальный, но тоже опыт необходимости мирного сосуществования.
Церковь на каждой службе молится об укреплении страны, о мире во всем мире, о благопоспешении к добрым делам, призывая каждое свое чадо к доброму деланию, к тому, чтобы дать плоды духовные:
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Заключение
Можно рассмотреть пример от обратного, когда люди, не знающие, как правильно поступать в обществе иноверного, начинают притеснять его. Было бы нам приятно, если бы мы испытывали это притеснение? Итак, находясь в обществе людей другого вероисповедания, нужно вести себя подобно Христу, Который не испытывал пренебрежения ни к кому, как в диалоге с самарянкой. Христианину пойдет только на пользу, если он будет хорошо относится к другим людям вне зависимости от их упования. Это и будет христианским деланием, это и будет достойной проповедью, чтобы люди, увидевшие нас, «прославили Отца нашего Небесного».
Вопрос о миссионерской открытости – это вопрос об отношении христиан к людям другой веры. В Священном Писании эта тема раскрывается через отношение Христа к самарянам.
Самаряне времен земной жизни Спасителя – это классическая секта внутри иудаизма. Они имели альтернативное место поклонения Богу – на горе Гаризим, а не в Иерусалиме, как иудеи. Они имели альтернативное духовенство. Они даже имели альтернативный список Пятикнижия Моисея – так называемое самарянское Пятикнижие, которое содержало до 6000 разночтений с еврейским масоретским текстом. Следовательно, вся система взаимоотношений Господа Иисуса Христа с самарянами – это и есть евангельское учение об отношениях к людям другой веры.
Как Иисус Христос общается с самарянами? Мы видим, как Он беседует у колодца с самарянкой (см.: Ин. 4: 7–27). Она задает вопрос: «Вы поклоняетесь Богу в Иерусалиме, мы на горе Гаризим. Кто правильнее поклоняется?» Отвечая на этот вопрос, Христос говорит: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев». То есть Господь наш не разделял убеждений самарян и отожествлял Себя с ветхозаветной Церковью, говоря: «Спасение от Иудеев». Но, в отличие от самих иудеев, Христос с самарянами разговаривает. А у иудеев было правило: они с самарянами не общались вообще. Иудеи очень брезгливо относились к людям других вер.
Евангелие показывает, что эти самаряне-сектанты были людьми с разными нравственными качествами. Есть, например, притча о добром самарянине (см.: Лк. 10: 25–37) – если перевести на современный язык название этой притчи, наверное, получится так: притча о добром сектанте. В этой притче мимо избитого человека пробежал ортодоксальный священник, пробежал мимо него левит – наверное, они были очень заняты своими делами. А вот самарянин, точнее – сектант, точнее – еретик, остановился, позаботился об этом человеке, перевязал его раны, возливая вино и елей, привез в гостиницу и расположил там, взяв на себя все издержки по его содержанию. Христос рассказывал эту притчу о добром самарянине, отвечая на вопрос: кто мой ближний? То есть получается, что иногда человек другой веры может оказаться ближним. Евангелие также показывает, что самаряне-сектанты были и более благодарны Богу. Когда Христос исцелил десять прокаженных, только один из них явился назад поблагодарить Христа – евангелист пишет даже с какой-то досадой, что это был самарянин (см. Лк. 17: 12–19).
Господь Иисус Христос так часто, так хорошо отзывался об этих людях, что противники Христа книжники-фарисеи говорили: «Ты Сам как самарянин».
Святитель Иоанн Златоуст: «Должно нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении»
А как святые отцы учили об отношении к людям другой веры, о пределах миссионерской открытости? Давайте посмотрим, что писал святитель Иоанн Златоуст. Он писал: «Еретические учения, не согласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении». Также Златоуст в своем слове «О статуях», отвечая на недоумение некоторых православных, которые не хотели общаться с еретиками и говорили, что «у нас нет с ними ничего общего», произнес следующие слова: «И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ними ничего общего”. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого и покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всей уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь… Разделим между собою заботу о спасении наших братьев». Как видим, Златоуст называет заблудших еретиков братьями. «Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. И когда на лицо не один, не два, не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не по слабости многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли на самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся. Да что я говорю: драку?! Если увидим, что упал осёл, то все спешим протянуть руку, чтобы поднять его на ноги, а о гибнущих братьях не заботимся. Хулящий святую веру (то есть еретик. – прот. О.С. ) тот же упавший осёл. Подойди же, подними его и словом, и делом, и кротостью, и силою – пусть разнообразно будет лекарство. Если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближним, то вскоре станем желанными и любимыми для самих тех, кто получает исправление».
Вот в этих высказываниях Златоуста мы видим его принципиальную ненависть, неприятие еретических заблуждений и любовь к самим заблудившимся. И Христос, не разделяя вероубеждений самарян, общался с этими людьми и даже сообщал им благодать исцеления.
Святитель Феофан Затворник писал в письме, отвечая на некое недоумение по поводу сектантов: «Зачем он (то есть сектант. – прот. О.С. ) приходил к вам? Вы должны были помочь ему. Мне думается, что вы хорошо сделаете, если, встречаясь с теми лицами, будете ласково говорить с ними, как будто ничего не было. Можно сказать: “Я тогда немного вспылил, прошу извинить, но это не значит, что я одобряю поступок ваш…” О молоканах теперешних надо судить снисходительнее. Зачинщики всему виною, а эти с молоком матери всасывают ереси».
Мы должны не преследовать уклонившихся, а помогать им обрести духовную вменяемость
Братья и сестры, мы должны понять, что на территории нашей страны бо льшая часть сектантов, заблудившихся еретиков – это на 80–90% ранее крещенные в Православии люди, миропомазанные, которые были причастниками даже Святых Таин. Поэтому мы не должны воспринимать этих людей как чужих. Это овцы нашего стада. Когда Иисус Христос посылал апостолов на проповедь, он говорил: «Наипаче идите к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6). То есть миссию надо начинать со своих людей, которые по тем или иным причинам уклонились от истинной стези. Сейчас, к сожалению, миссия приобретает форму «контрмиссии», и некоторые придерживаются принципа такой тоталитарной теории, что с этими людьми надо бороться, организовывать судебные процессы и т.д. Но мы, православные христиане, имеем религиозное средство воздействия на этих людей, проповедуя положительные учения Церкви. Мы помогаем этим людям обрести духовную вменяемость.
И смотрите, братья и сестры: в определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме от декабря 1994 года говорится: «В то же время Архиерейский Собор призывает всех верных чад Русской Православной Церкви широко проповедовать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, создавать катехизические школы, разъяснять людям пагубность лжеучений, помогать тем, кто временно оступился, поддавшись пропаганде сектантских проповедников». «Однако, – уточняют отцы Собора, – противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений… Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями».
И мы, православные христиане, каждое утро молимся о заблудших еретиках, когда читаем молитву: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».
«Общение с людьми лучшее училище сердцу. Общающийся со святыми и сам освятится» (Святой Антоний Великий).
«Ничего не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю как пример других людей, добрый или худой» (Протоиерей И. Толмачев).
«Отчего добрые страдают от предметов тягостных: изгнание, бедность? Для того, между прочим, чтобы другие люди научились от них страдать. Добрые сотворены для того, чтобы служить примером» (Авраам Рандю).
«Добрый пример есть как бы модель с которой соображаются другие» (Блаженный Иероним).
«Как печь без огня не может быть теплой, так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближнему» (Иаков, архиепископ Нижегородский).
«Враг Бога не может быть другом людей» (Филарет, архиепископ Черниговский).
«Мы должны иметь братское сердце ко всем ближним, потому что имеет сердце отеческое ко всем нам» (Протоиерей П. Соколов).
«Кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего» (Филарет, архиепископ Черниговский).
«Уважай образ Божий в каждом человеке. Если ближний и недостоин любви твоей, по твоему мнению, то достоин Бог, которого он есть раб, и которого образ на себе носит. Достоин Христос, который кровь Свою за него излил» (Святой Тихон Задонский).
«Господь любит всех нас и мы должны любить всех» (Филарет, архиепископ Черниговский).
«Не суди о человеке по внешности, но узнавай внутренние его качества. Не по внешней судьбе, но поделам и жизни мы должны судить о достоинствах человека» (Протоиерей И. Толмачев).
«Иной живет в бедной хижине, но душа его быть может есть жилище Бога Триединого» (Филарет, архиепископ Черниговский).
«Хочешь чтобы тебя любили человеки? Люби человеков. Хочешь чтобы тебе делали добро все без изъятия? Делай и ты добро всем без изъятия. Приятно было бы тебе если бы с тобою все обращались кротко и смиренно? Будь сам кроток и смирен и перед всеми» (Филарет М. Московский).
«Чего не хочешь себе, того не делай другому и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим» (Филарет, архиепископ Черниговский).
«Единственное средство заставить людей говорить о себе хорошо – делать им добро. Как магнит привлекает железо, так наша искренняя любовь привлекает к нам любовь ближних» (Иаков, архиепископ Нижегородский).
«И тому, кого ты знаешь недобрым для тебя, сделай возможное для тебя добро» (Филарет, М. Московский).
«Истинную любовь имеет тот, кто и друга любит в Боге, и врага любит ради Бога» (Святой Григорий Двоеслов).
«Нельзя чтобы нас все любили, но нам всех любить очень можно» (Филарет, М. Московский).
«Люби грешников, но ненавидь дела их» (Святой Исаак Сирин).
«Никогда я не вносил в келию мою помысла неприязненного на брата, оскорбившего меня, равным образом я старался чтобы и брат не внес в свою келию помысла неприязненного ко мне» (Авва Исаак).
«Употребляй все усилия чтобы никому не делать зла, но иметь чистое сердце ко всем человекам» (Авва Пимен).
«Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем» (Авва Моисей).
«Если не хочешь терпеть зла, то не желай и делать зла. За последним непременно последует первое. Ежели что сеет человек, то и пожнет» (Святой Тихон Задонский).
«Можешь возлюбить всех не переставая ненавидеть пороки» (Филарет, М. Московский).
«Не ищи своей пользы со вредом для других. Не может человек вредить ближнему не вредя себе самому. Кто никому не делает ничего худого, то ничего не может опасаться. Кто причиняет вред или наносит обиду другому, тот не имеет мудрости. Злоба сама себе вредит» (Святой Иоанн Златоуст).
«Не довольно удерживаться от зла если не будешь делать и добро, мало того чтобы никому не вредить, а нужно ещё стараться быть полезным для многих» (Святой Августин Блаженный).