Конспект образовательной деятельности детей средней группы в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон. Тема: Зимние развлечения. план-конспект занятия (класс) на тему. Конспект занятия «Счет до трех» по технологии «Ситуация» Л Д. Петерсо
Применение технологии «Ситуация» в образовательном процессе в дошкольном учреждении.
Старший воспитатель
МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
Елена Анатольевна Тимофеева.
Технологией, которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков, активизирует речевую деятельность детей, является, по нашему мнению, технология деятельностного метода «Ситуация».
Специфика педагогической технологии заключается в огромном разнообразии ситуаций, в которых она применяется, и факторов, которые при этом должны учитываться. Каждый ребенок, его семья, воспитатель, каждая группа детского сада – индивидуальны, поэтому педагогическая технология (в отличие, например, от технологии изготовления автомобиля) должна использоваться педагогом не как догма и самоцель, а как инструмент для проектирования и рефлексии своей деятельности.
С другой стороны, технология – это, по сути, обобщенный культурный опыт деятельности. Поэтому использование технологий, как правило, придает процессу достижения результата большую надежность и гарантирует его более высокое качество.
Известно, что термин «технология» подразумевает обеспечение получения определённого результата. И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника.
Напомним, что технология деятельностного метода известна с середины 90-х годов прошлого века. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий».
Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию , и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.
Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?
Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями, («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для саморазвития на протяжении всей жизни.
Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.
Детям предъявляется материал для анализа, исследования, понимания причин, применения правил, проектирования, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п. ситуации могут возникать, наполняться содержанием, продолжаться на протяжении одного дня, недели, месяца.
Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Исходная ситуация может быть похожа на знакомство с каким-то объектом, понятием, а может идти от события, праздника, чтения книги или разглядывания картинки. В ней интегрируются разные занятия и свободная деятельность детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают ее и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием. В ситуации могут участвовать как дети всей группы, так и подгруппы. Однако при всём разнообразии возникающих ситуаций они все вписываются, то есть являются составными частями единой структуры – рефлексивной самоорганизации, которая в учебной, а затем и в трудовой взрослой деятельности представляет собой механизм саморазвития.
Структуру технологии «Ситуация» данного вида схематично можно представить следующим образом. Дети движутся в игровой ситуации к своей «детской» цели, встречают затруднение, находят выход (что-то узнают, осваивают какое-то новое действие, способ) и продолжают своё движение к цели с того момента, где у них произошло затруднение.
В целом технология объединяет в себе несколько этапов. Все они важны и необходимы!
Этап 1. «Введение в ситуацию»
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Например:
Взрослая цель | Детская цель |
ОС «Поможем маме-кошке» |
|
Научить делать кошку с помошью оригами | Помочь маме кошке найти котят |
ОС «Путешествие в страну музыки» |
|
Знакомство с музыкальным знаком «пауза» | Спасти музыкальные инструменты |
ОС «Загадочная посылка» |
|
Знакомство со звуками В, Вь и буквой В | Открыть посылку |
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы»,
Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Т.е. «введение в ситуацию», это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и т.д.
Этап 2. « Актуализация».
На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.
Этап 3. « Затруднение в ситуации».
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
Этап 4. «Открытие детьми нового знания (способа действий»).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка» .
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знения реализуются в практической деятельности детей.
Этап 6. «Осмысление (итог)».
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт рефлексия – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как «Понравилось», «Что понравилось» лучше избекгать.Желательно пользоваться вопросами: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.
В нашем учреждении мы применяем данную технологию в образовательных ситуациях открытия новых знаний. Работаем с данной технологией с сентября 2016 года.
Проводя наблюдение образовательного процесса, мы увидели, что у детей не всегда получается ставить «детскую» цель. Часто дети не готовы сказать, что они чего-то не знают, не умеют. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. А это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.
Педагогический коллектив пришёл к выводу, что необходимо найти такую технологию, которая будет работать на решение данных проблем.
- Педагогический час «Деятельностный подход в работе с дошкольниками». На данном мероприятии были освещены основные позиции деятельностного подхода в образовании, дана структура образовательной деятельности.
- Семинар-практикум «Проектирование образовательной деятельности, способствующей личностному развитию воспитанников». Воспитателями и специалистами были освоены способы проектирования образовательной деятельности.
- Семинар «Технология «Ситуация» - технология деятельностного типа». На мероприятии были озвучены этапы структуры технологии «Ситуация», проанализированы несколько готовых ситуаций.
- Просмотр примеров образовательной деятельности, организованной по технологии «ситуация», подготовленных творческой группой педагогов.
- Практикум «Конструирование образовательных ситуаций». В ходе деловой игры воспитателями и специалистами были разработаны «Ситуации» по различным направлениям развития.
- Открытые просмотры образовательной деятельности всех педагогов учреждения, посредством взаимопосещения, с последующим обсуждением с точки зрения применения технологии «Ситуация».
- Создание банка видеоматериалов для использования в работе «Школы начинающего воспитателя», для демонстрации опыта на городских мероприятиях.
Примеры разработанных в учреждении ситуаций с затруднениями.
Ситуация 1. Открытка для мишки. Цель: познакомить с новой техникой изобразительного творчества «граттаж». По ситуации необходимо нарисовать для бурого медведя изображение северного сияния. В группе в уголке творчества нет обычных материалов для рисования, аппликации и т.д. Дети находят специально приготовленные листы бумаги и палочки-зубочистки. Исследуя предметы, дети пытаются найти новый способ изображения. Воспитатель по просьбе детей рассказывает о новой технике.
Ситуация 2. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления «кота» в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике «оригами». Кошка «рассказывает», что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку. Обращаются к воспитателю за помощью.
Ситуация 3. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом «рубелем». Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы ее продолжить, необходимо получить новые знания о новой предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию. На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.
Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.
Наблюдая образовательный процесс, мы видим сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!
Используемая литература:
- Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп.
- Официальный сайт НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики», раздел «Воспитателям» https://www.sch2000.ru/vospitatelyam/undermenu.php
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» Тимофеева Елена Анатольевна, старший воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска Белетей Светлана Валерьевна, воспитатель МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска
Некоторые факты Технология деятельностного метода (ТДМ) разработана в середине 90-х гг. XX века. Технология «Ситуация» – это адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования Программа дошкольного образования «Мир открытий»
С–6 Словарь С.И. Ожегова: Технология (от греч.: techne – искусство, мастерство, умение; logos – слово, учение) – это научное описание способа производства, то есть совокупности тех процессов, которые обеспечивают получение определенного производственного результата. Педагогическая технология – научное описание способа достижения педагогического результата, то есть совокупности тех правил, педагогических приемов и способов организации взаимодействия с детьми, которые обеспечивают достижение поставленной педагогом цели.
Ж.-Ж. Руссо Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. «Прежде чем вы приметесь за какое-нибудь ремесло, вам нужны инструменты» Жан-Жак Руссо
Структура технологии деятельностного метода «Ситуация» Образовательная ситуация «открытия» нового знания (ОНЗ) 1) Введение в ситуацию. 2) Актуализация знаний и умений. 3) Затруднение в ситуации: 4) «Открытие» нового знания: 5) Включение нового знания в систему знаний. 6) Осмысление.
Введение в ситуацию Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность (постановка «детской цели»).
Введение в ситуацию Взрослая цель Детская цель ОС «Поможем маме-кошке» Научить делать кошку с помошью оригами Помочь маме кошке найти котят ОС «Путешествие в страну музыки» Знакомство с музыкальным знаком «пауза» Спасти музыкальные инструменты ОС «Загадочная посылка» Знакомство со звуками В, Вь и буквой В Открыть посылку
Актуализация знаний и умений Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.
Затруднение в ситуации Создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности. Фиксация затруднения и выявление его причины. Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.
В результате у детей формируются следующие установки: «Ошибаться – не страшно» «Каждый имеет право на ошибку» «Я имею право чего-то не знать, не уметь» «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает» «В затруднении содержится возможность» «Я могу!» «Я умею!» «Я хороший, умный, сильный!!!» «Я заслуживаю уважения!» «Меня принимают и любят таким, какой я есть»
«Открытие» нового знания Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. Фиксация нового знания в речи и знаково. Создание ситуации успеха.
Включение нового знания в систему знаний Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства. Самостоятельная проверка по эталону (образцу). Индивидуальные затруднения в играх. Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным. Ситуация успеха в совместной деятельности.
Осмысление Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности … Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения… Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать… Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать… Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно!
Спасибо за внимание. Удачи в профессиональной деятельности!
Оксана Воронцова
Конспект занятия «Счет до трех» по технологии «Ситуация» Л Д. Петерсон в младшей группе
Тема: Счет до трех.
Цель
: Создать условия для повышения умственной активности детей в процессе усвоения элементарных математических представлений у детей второй младшейгруппы (возраст детей 3-4 года).
Задачи:
Образовательные
закреплять количественный счёт от 1-2;
научить детей считать до трех, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные к предметам, указывать на предметы по порядку, соотносить последнее числительное со всей перечисленной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе;
Развивающие
формировать опыт мыслительной активности детей на поиск способов решения поставленных задач;
способствовать развитию внимания, мышления и речи.
Воспитательные
воспитывать доброту, инициативность, эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Материалы и оборудование:
костюм зайчихи, рисунок зайчихи с зайчатами (три зайчонка, плоские изображения - белочек (3, орех (3, девочек, мальчика, пирамидки, мяч, зайчат, мешочки, карточки-таблички, машинки (для подвижной игры «Автомобили и гаражи», пластилин, клей, кисточки, салфетки, альбомного листа, клеёнки, карандаши, готовые формы мешочков (для аппликации).
Предварительная работа - беседа: «Какие животные живут в лесу, их повадки».
Ход занятия:
1. Введение ситуацию
О. С. «Поможем маме зайчихе спасти зайчат».
Воспитатель сообщает детям, что к ним сегодня придут гости из леса и предлагает отгадать загадку:
Ребята, отгадайте, кто к нам сегодня придет в гости? (Читает загадку)
«Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами.»
Ответы детей: «Заяц».
Воспитатель хвалит детей:
Молодцы, отгадали!
Сообщает:
К нам сегодня придет мама зайчиха и ее детки - зайчата.
Вдруг в комнату вбегает мама зайчиха:
Ребята помогите, спасите моих маленьких зайчат, не послушались они меня и ушли гулять одни. Их поймал волк. Просит за одного зайчишку - один мешок орех. Я хотела белочек попросить, но считать не умею, сколько мешков им дать, чтобы они собрали в них орехи, а я бы отдала их волку, и тогда он вернет мне моих маленьких деток.
Воспитатель обращается к детям:
Ребята, надо помочь маме зайчихе спасти зайчат? Вы хотите помочь? Сможете?
2. Актуализация знаний и умений
Воспитатель:
Мама зайчиха оставила нам рисунок своих деток, чтобы мы могли узнать, сколько зайчат украл волк и узнать, сколько мешков приготовить для белочек.
(На рисунке три зайчика)
Как узнать, сколько мешков орехов надо собрать белочкам?
Воспитатель:
Давайте посчитаем, сколько зайчат на картинке?
Сколько мешков надо дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи?
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель:
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
Воспитатель:
Чему нам сегодня надо научиться?
Что нам нужно сделать, если не знаешь? Спросить у того кто знает.
Воспитатель:
(На фланелеграфе воспитатель размещает в один ряд три фигурки белочек)
Надо называть числа и показывать на предмет по порядку, дотрагиваясь до них рукой, вот так. Один, два, три – всего три белочки.
(Воспитатель делает рукой круговое движение)
(Поясняет воспитатель, повторяя обобщающий жест)
Ребята, белочки любят орехи. Давайте дадим белочкам по одному ореху.
(Во втором ряду, напротив каждой белочки, воспитатель выкладывает орех)
Пересчитывая вторую группу предметов (орехи, воспитатель дополнительно обращает внимание детей на то, что считать надо правой рукой слева на право.
Все дети вместе с воспитателем (хором) еще раз пересчитывают предметы на фланелеграфе.
Воспитатель:
Сколько белочек? Сколько орехов?
Физкультурная минутка: воспитатель предлагает детям встать и опустить руки в низ, левой рукой дотронуться до левого уха, правой рукой до правого уха, левой рукой до левого плеча, правой - до правого плеча, левой рукой - до левого колена, правой рукой - до правого колена.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений
Воспитатель предлагает детям:
Давайте поиграем в магазин. В магазин пришли дети купить себе игрушки. Две девочки (выставляет на верхний ряд две девочки) и один мальчик (выставляет мальчика).
Сколько детей пришло в магазин? Давайте посчитаем (вызывает кого-нибудь из детей).
Девочки купили себе по одной пирамидке (кто-нибудь из детей выставляет напротив девочки пирамидки, а мальчик купил один мяч (кто-нибудь выставляет мяч).
Сколько игрушек купили ребята в магазине? (кто-нибудь из детей считает игрушки слева направо).
Подвижная игра «Автомобили и гаражи». В разных местах комнаты заранее прикреплены карточки – таблички (номера гаражей). На карточках нарисованы треугольники (1, 2, 3 шт.) Воспитатель раздает детям по 1 карточке, на которых кружки в количестве 1, 2, 3 шт.
Педагог объясняет задание:
Мы поиграем в игру «Автомобили и гаражи». Я построила гаражи. На каждый гараж прикрепила номер. Когда я скажу: «Машины едут!» - вы будете ездить по всей комнате. Я скажу: «Машины в гараж!» - всем надо ехать в свой гараж, на номере которого столько же треугольников, сколько кружков на номере твоей машины. «Сколько кружков на номере твоей машины? К какому гаражу ты поедешь?» - спрашивает педагог детей. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети обмениваются карточками.
Воспитатель:
Ребята, а вы помните, о чем нас просила мама зайчиха?
Что волк попросил у мамы зайчихи за одного зайца? (Один мешок орехов)
Сколько мешков надо дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи для волка и он отпустил всех зайчат?» (Дети отвечают на вопросы воспитателя).
Детям предлагается на фланелеграфе напротив зайчат выложить мешочки для орехов и посчитать, сколько надо мешков дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи для волка.
Давайте посчитаем, сколько мешочков?
Ребятам предлагается сделать три мешочки из разных материалов, чтобы дать их белочкам, в которые они соберут орехи для волка. Дети сами выбирают, из чего они сделают мешочки.
(Из пластилина, раскрасить,сделать аппликацию, нарисовать.)
После выполнения задания, воспитатель хвалит ребят за сделанные мешочки, и предлагает выбрать три самых лучших мешочка.
Снова заходит мама зайчиха, спрашивает:
Вы, ребята, посчитали, сколько украл волк зайчат? Сколько мешков с орехами надо отдать волку, которые соберут белочки?
(Дети отвечают, что три зайца украл волк, три мешочка надо отдать)
Зайчиха забирает мешочки, благодарит ребят и уходит.
6. Осмысление (итог)
Ребята, кому мы сегодня помогали спастись от волка?
Как мы узнали, сколько зайчат украл волк?
Вам было трудно? Почему?
Что вам сегодня понравилось делать?
Литература
1. Математика в детском саду [Текст]: пособие для воспитанников / под ред. Л. С. Метлина, М., «Просвещение», 1977.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Улыбка»
(МДОУ Батаминский д/с «Улыбка»).
Конспект занятия
для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Счет до трех»
(по технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон)
Выполнил:
воспитатель МДОУ
Батаминский д/с «Улыбка»
Воронцова
Оксана Геннадьевна
Авторы:
Кабина Ирина Васильевна, Волкова Лариса Анатольевна
Должность:
методист, воспитатель
Учебное заведение:
СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5
Населённый пункт:
город Сызрань Самарской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
Конспект НОД детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон на тему: "Транспорт"
Дата публикации:
06.04.2017
Раздел:
дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности
детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии
ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон
на тему: «Транспорт».
методист СП «Детский сад №1»
ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Кабина Ирина Васильевна
воспитатель СП «Детский сад №1»
ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Волкова Лариса Александровна
Цель:
Познакомить детей с машинами специального назначения («пожарная
машина», «полиция», «скорая помощь»):
специальные машины спешат на
помощь, это нужные, полезные машины.
Материал:
Технические средства: мультимедийный проектор, экран, ЭМП «Транспорт»,
видео «Автомобили специального назначения»;
разрезные
картинки
«Транспорт»,
предложений,
атрибуты
«Шоферы», «Компьютер».
Дидактические пособия: карточка – схема с разным количеством кружков,игра
«Сложи картинку», игра «Компьютер», игра «Шофёры».
Игрушки: микрофон, мяч.
Ход образовательной ситуации:
Ӏ. Введение в ситуацию
1.«Сюрпризный момент»
Дидактические задачи:
мотивировать
включение
деятельность.
Воспитатель и методист собирают детей около экрана.
Воспитатель :
Ребята, сегодня
нам пришло видеообращение от
Незнайки,
посмотрите на экран. (Незнайка появляется на слайде).
Аудиозапись: Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка, я живу в цветочном
отправился
путешествовать
воздушном
случилась беда, началась гроза и произошла катастрофа, так я оказался на
необитаемом острове. Помогите мне вернуться домой, у меня есть карта, но я
не могу по ней ориентироваться.
Методист: Ребята, поможем Незнайке? (да). Дорога длинная. По пути мы
будем делать остановки, и выполнять различные задания. Ну, что, ребята, в
добрый путь!
ӀӀ. Актуализация знаний
1. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать слова антонимы.
Воспитатель: аперед путешествием поиграем в игру с мячом «Скажи
наоборот»
Приехал – уехал;
Приплыл – уплыл;
Прикатился – укатился;
Взлетел – приземлился;
Большой – маленький;
Тяжелый – легкий;
Быстрый – медленный;
Новый – старый;
Далеко – близко;
Высоко – низко (дети садятся на стулья)
- Посмотрите на карту. Первый участок пути проходит по воде. На каком
транспорте можно плыть по воде? (катер, пароход, корабль, лодка). Как
можно назвать этот транспорт одним словом? (водный). Отгадайте, на каком
водном транспорте Незнайка отправится в путь:
На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей (катер).
Дети садятся на стулья.
2.Игра «Посчитай»
Дидактическая задача: упражнять в согласование числительных с
существительными.
- Первая станция называется «Посчитай». Посмотрите на карточку и
посчитайте транспорт, следите за окончаниями.
- наследующем участке пути горы, болота, по земле никак не проехать. На
каком транспорте будет двигаться Незнайка? (самолет, вертолет, воздушный
шар). Как можно назвать этот транспорт одним словом? (воздушный).
Правильно, воздушный. Отгадайте, на каком именно:
Очень, длинный и могучий
Он летит, пронзая тучи.
Громко в облаках ревёт
Пассажиров он везёт (самолет)
Ребята, какие части можно выделить у самолета? (крылья, корпус,
иллюминаторы, хвост, шасси, салон).
4. Игра «Из чего – какой?»
Дидактическая задача: образование относительных прилагательных.
Ребята, крылья у самолёта из металла, значит они какие? – металлические
Все приборы в салоне из пластмассы, значит какие?– …
Иллюминаторы из стекла – …
Шасси из резины – …
Сиденье, обшитое кожей – …
Корпус из металла – …
Молодцы. Все справились с заданием!
Динамическая пауза «Самолет»
Полетели, полетели (стойка ноги врозь)
Вперед руками завертели (вращение руками перед грудью)
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет (развести горизонтально руки в стороны)
Правое крыло вперед (поворот туловища вправо с заведением правой руки
Левое крыло вперед (поворот туловища влево с заведением левой руки
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолет
Замечательный пилот
В путь отправил самолет (произвольный бег с расставленными в стороны
руками) (дети сами садятся на стулья)
III. Затруднение в игровой ситуации
Методист: Следующий участок проходит по равнине. Подумайте, на чем
можно ездить по земле, по дороге? (машина, автобус, мотоцикл, поезд…)
Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (наземный)
Отгадайте, на чём отправится Незнайка:
Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином... (автобус)
2. «Шофёры»
Дидактическая задача: Закреплять знания о ПДД
Методист: Поиграем
Выходите
выбирайте
транспорт по душе и в путь. Будьте внимательны. На красный свет тормозите.
Не создавайте на дороге аварийную ситуацию. Ой, что случилось? Автобус
не пропустил пожарную машину. А там гудит скорая. Как нам быть? Как им
помочь? Вы хотите узнать?
ӀѴ. Открытие нового знания
1. Рассказ о специальных машинах.
Дидактическая задача: Дать знания о специальном транспорте: пожарная
машина, «скорая помощь», полицейская, аварийная. Специальные машины
спешат на помощь, это нужные, полезные машины. Специальные машины
на дорогах необходимо пропускать всем машинам и пешеходам.
Дети подходят к мольбертам с картинами со специальными машинами.
Методист: Посмотрите видео, которое прислали Смешарики (показ видео
«Автомобили специального назначения»)
Какие машины могут ехать на красный свет светофора.
Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на
Перекрестках?
Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?
Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как
они называются..(специальные машины)
2. Игра «Сложи картинку»
Дидактическая
упражнять
собирать
транспорт
отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом
реального предмета.
Предложить сложить картинку специальной машины из частей. Для работы
разделится на пары.
IV. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Компьютер».
Дидактическая задача: закреплять представление детей о видах
транспорта, умение обозначать вид транспорта символом.
Методист:
Поиграем
«Компьютер»?
Условимся,
наземный,
воздушный
транспорт
обозначим
символами (показываю
таблички с символами). Работать будете в парах. Договоритесь, кто с кем
выполнять
Откройте
компьютер.
Посмотрите
Обозначьте на белом листе символом, какой у вас вид транспорта (Дети
выполняют задание).
Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если
кто-то выполнил неверно, исправьте ошибку, помогите своему товарищу.
Опустите экраны на место. Договоритесь, кто из вас расскажет, у кого
какой транспорт, к какому виду он относится. Молодцы!
2. Продолжи предложение «Кто, чем управляет?»
Дидактическая
закреплять
употреблять
существительное в форме творительного падежа.
Методист:
следующее
необходимо
продолжить
предложение. Будьте внимательны! Автобусом управляет …(водитель)
Вертолётом управляет …(вертолётчик)
Поездом управляет …(машинист)
Самолётом управляет … (лётчик)
Грузовиком управляет …(шофёр)
Мотоциклом управляет … (мотоциклист)
Кораблём управляет …(капитан)
Велосипедом управляет …(велосипедист)
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и
создать ситуацию успеха.
Воспитатель и учитель –логопед берут в руки микрофоны. Дети подходят к
Воспитатель: Ребята, я и Ирина Васильевна корреспонденты и мы хотим у
вас взять интервью для нашего дошкольного канала.
Методист: Вы, ребята молодцы помогли Незнайке. А что же произошло?
(Незнайка попал в беду, он не мог найти дорогу домой. Вы ему помогли
Образовательная технология «Ситуация»Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.
В зависимости от ступени обучения, дети делают свои открытия более или менее осознанно. В начальной школе на первых порах они имеют возможность «прожить» весь путь преодоления затруднения методом рефлексийной самоорганизации и приобрести сначала систематизированный опыт, а затем поэтапно – умение выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определяющих умение учиться. На дошкольной ступени технология «Ситуация» дает воспитателю ключ управления процессом самостоятельных открытий детей в варианте, адаптированном к возрастным особенностям дошкольников.
Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов).
1) Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Например, он может предложит детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т.п. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».
Нужно отметить, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому–либо).
Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель не только полноценно включает методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»), но и целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируется такое важное интегративное качество как «любознательность, активность».
2) Актуализация.
На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.
3) Затруднение в ситуации.
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основным компоненты, структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Этот этап чрезвычайно важен также с точки зрения развития личностных качеств и установок дошкольников. Дети привыкают к тому, что затруднений и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение. У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Как гласит известная китайская мудрость: «Не знать – не страшно, страшно – не узнать».
Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.
В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать…». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.
Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.
4) Открытие детьми нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший раннее вопрос проблемного характера.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому», а если не получается самому догадаться, «спросить у того кто знает». Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их.
В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и знаках. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.
5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.
При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах используется игровой сюжет «школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях. Такие игры также способствуют формированию положительной мотивации детей к учебной деятельности.
Дети учатся самоконтролю способа выполнения своих действий и контролю действий сверстников.
6) Осмысление (итог).
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных УУД, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопроса: «Почему нам это удалось?» подводить детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось…, потому что вы узнали… (научились…)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.
На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»).
Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). при этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуации важным развивающим содержанием.
Итак, технология «Ситуация», как методическое средство обеспечивает условия, при которых дети имеют возможность «прожить» (на уровне приобретения первичного опыта) как отдельные шаги рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения – самостоятельного выполнения пробного действия, фиксации того, что пока не получается, исследования ситуации, понимания причин затруднения, проектирования, построения и применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. Этим решаются многие вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, но и личностного становления дошкольников с позиции непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения.
Тип ситуации:
открытие нового знания.
Тема:
«Мир удивительных цветов».
Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.
Задачи.
Образовательные:
Расширить:
- начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
- знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.Развивающие:
содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.Воспитательные:
содействовать формированию
- экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; - установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
создавать условия для:
- развития бережного отношения к природе;
- проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).
Предварительная работа.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
Рассматривание цветущих растений.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
Заучивание посевных стихов, приговорок.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 13×13;
карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 13×13;
стрелки - 5 шт.
Раздаточный материал:
горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
луковицы цветов по количеству детей;
ёмкость с большим количеством земли;
фартуки на каждого ребёнка.
Оборудование:
магнитная доска: размер: 120×100 см;
столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
клеёнка для покрытия стола;
стулья по количеству детей;
костюм для Феи Цветов;
сказочный цветок «Цветик-семицветик»;
зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб - 2 шт.;
искусственные полевые цветы - 12 шт.:
ромашка - 4 шт.;
мак - 4 шт;
василёк - 2 шт.;
колокольчик - 2 шт.
искусственные садовые цветы - 12 шт.:
роза - 2 шт.;
нарцисс - 2 шт.;
тюльпан - 4 шт.;
ирис - 2 шт.;
лилия - 2 шт.
Корзина для цветов - 2 шт.
Необходимые материалы:
письмо Феи Цветов;
аудиозаписи:
· В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
· П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
· П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
· П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.
Ход занятия.
1.
Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады. Познакомьтесь с ними.
Подойдите ко мне!
- Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!
Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».
Ребята, а вы любите цветы?! (Да.), (Конечно мы любим цветы!), (Очень!).
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете!
Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.
Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим.), (Конечно.), (Мы любим помогать.).
- Кто же такая Фея цветов? (Волшебница.), (Сказочница.), (Красивая девушка.).
- Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?! (Да.).
- Почему? (Мы уже многим помогали.), (Мы будем стараться и у нас получится помочь.)
.
- Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы.), (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
- Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
-
У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов? (Конечно поможет.).
- Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».
2.
Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка - заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Что мы видим в цветочном городе? (Цветы.)
- Какие бывают цветы (Садовые.), (Полевые.).
-
Давайте познакомимся с жителями цветочного города! Выберите из корзины садовые цветы, назовите и расположите на зелёной полянке.
Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только садовые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.
В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только садовые цветы.
- Вы знаете много садовых цветов. Мне очень хочется убедиться, что и полевые цветы вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины полевые цветы и расположите на другой зелёной полянке!
Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только полевые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.
В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только полевые цветы.
-
Вы знаете большое количество цветов! Я думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! (Разноцветные.), (Изящные.), (Прекрасные.), (Красивые.), (Ароматные.), (Необыкновенные.), (Яркие.), (Благоухающие.), (Разноцветные.).
-
Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!
(Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)
Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего цветы не могут расти? (Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
- Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Без солнца.)
, (Солнце согревает растения, даёт им тепло.)
Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы ещё не могут расти? (Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
- Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужен уход.), (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.).
- Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
-
Давайте представим себя растениями!
Психогимнастика «Я - растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.
Текст | Движения детей |
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. | Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением. |
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. | Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове.Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка. |
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. | Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки. |
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. | Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются. |
-
Вам понравилось быть растениями? (Да.), (Понравилось.).
- Почему? (За нами ухаживали!), (О нас заботились!).
3.
Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
- Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
-
Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
- Вы знаете, как сажать цветы? (Нет.).
- С чем мы столкнулись? (Возникло затруднение!).
- Почему вы не знаете? (Мы не умеем), (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку.), (Мы не пробовали.), (Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие - луковицами).
4.
Открытие нового знания
- Вы сможете научиться сажать цветы? (…… (Да!).
-
Что необходимо для посадки? (Почва).
- Куда мы должны насыпать почву?! (В цветочный горшочек).
- ….. (имя ребёнка), выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.
Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
(Насыплем почвы.)
-
Почему? (Для растений нужна почва.), (Чтобы цветок питался.), (В почве питательные вещества.)
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.
Я прорастила луковицы тюльпанов и нарциссов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки - зелёные листочки, а корешки - внизу, тоненькие, как ниточки.)
- Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу тюльпана (нарцисса) корешками или вершками? (Корешками.)
- Почему? (Корни у всех цветов в земле.)
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.
Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
- Молодцы. Такая ямка, называется лунка.
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- … (имя ребёнка), выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
- Что же будем делать дальше?
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
(Засыплем землёй.), (Прикроем землёй корешки луковицы).
- Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка), пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
-
Вы всё сделали, чтобы наши тюльпаны росли? (Не всё.)
-
Что еще нужно сделать!
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов. (Полить.)
-
Что произойдёт, если не полить цветы? (Погибнет.)
-
Почему? (Цветам нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
- Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка), иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
- Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.
Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
- ….. (имя ребёнка), назови первое действие при посадке цветов. (Приготовить горшочки.)
.
- Далее, …. (имя ребёнка), что мы будем делать? (Насыпать почву.).
- Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка)? (Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
- Поясни, …. (имя ребёнка), глядя на схему, как мы действуем дальше. (Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
- Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка), объясни своё действие. (Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
- И последнее действие, …. (имя ребёнка)? (Надо обязательно полить.
).
- С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать цветы.).
- Что вы мне скажите сейчас? (Мы поняли, как сажать цветы!).
-Только поняли?!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать цветы?»).
- Зачем рисуночная схема нам нужна? (Объяснить другим.), (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
- Что обозначено в схеме? (Порядок действий при посадке цветов.), (Мы знаем, как надо действовать при посадке цветов).
- Значит, у нас получится посадить цветы!
5.
Включение нового знания в систему знаний
- Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.
- Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.
- Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.
Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»
- Что ещё нужно цветам? (Тепло.), (Солнышко.).
- Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
-
Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
-
Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе»,
отрывают лепесток и возвращаются в группу.
6.
Итог.
-
Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
-
Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов).
-
Что нам помогло справиться с посадкой цветов? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы.), (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
- Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? (Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.), (Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.).
- Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему.), (Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.).
- Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
-
Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!
- Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.
- Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.
Название: Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Авторы:
Додонова Светлана Валентиновна
, воспитатель МДОУ № 61
, г. Ярославль,
1 квалификационная категория
Борисова Наталья Юрьевна
, старший воспитатель МДОУ № 61
, г. Ярославль,
1 квалификационная категория
Куратор:
Текнеджан Татьяна Валентиновна
, зам. директора по научно-методической работе нач.школы-д/с № 115, г. Ярославль,
высшая квалификационная категория