Как избавиться от мнительности, тревожности и негативных мыслей. Старец Паисий Святогорец: Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности
Вера и доверчивость имеют один корень и одно происхождение. Верить в Бога - значит всем сердцем доверять Богу; верить человеку - значит доверять человеку. Только доверчивый к людям человек способен по-настоящему верить в Бога, потому что верить способно лишь сердце, которое умеет доверять.
Доверчивость - это открытость к миру и людям, душевная чистота. И то и другое является свойством душ праведных. Доверчивость также свойственна чистым душой и еще не испорченным жизнью маленьким детям.
Удивительно, но доверчивость, открытость, дружелюбие всегда были доминирующим душевным качеством русских крестьян. "Они чисты и доверчивы, как дети", - нередко говорили о русских мужиках иноземцы. Эта русская чистота, доверчивость и незлобливость со временем получила название " ".
Но современный человек чаще скрытен, недоверчив и подозрителен, расчетлив и циничен. Его подозрительность становится причиной его враждебности, неприязни, недоброжелательности к окружающим людям, которых он, как правило, подозревает в тех же качествах.
Подозрительный человек это - очень гордый человек, имеющий о самом себе высокое мнение. В то же время, к другим он нередко - категоричен, недружелюбен, конфликтен, нетерпим, мнителен; склонен обвинять, обличать, ненавидеть, яростно отстаивать свои права. Душа его нередко исполнена враждебностью, злостью, ненавистью к людям. И хотя у такого человека, как и у всех, бывают периоды доброты, и даже любви, доброта его ситуативна, любовь его - чувственна и одностороння.
На самом деле такой человек не способен ни к настоящей вере в Бога, ни к настоящей к людям.
Недоверчивость и подозрительность - очень опасное состояние души. Если это качество не замечать в себе и с ним не бороться, то со временем человек приобретает параноидные черты характера, которые могут вылиться в бред, в шизофрению. Более того, исполненная враждой, подозрениями и мнительностью, душа такого человека, безусловно далеко отстоит от .
Святые Отцы всегда предостерегали от подозрительности, как от пагубной страсти, губительной, как для души самого человека, так и наносящей вред окружающим его людям. "Лучше ошибиться в человеке, чем обидеть его подозрительностью", - учили они.
Вот почему, очень печально бывает видеть, когда подозрительностью, ненавистью и злостью иногда исполнены сердца православных верующих. Своим поведением такие люди нередко демонстрируют неспособность к терпимости и милосердию, которые заповеданы Христом. Они готовы яростно обвинять, обличать, уничижать людей, имеющих отличные от их убеждения - еретиков, иноверцев, атеистов, язычников, не прощая им ни их заблуждений, ни инакомыслия.
Они забывают поучение святых Отцов, говорящее: "Осуждай грех, а не человека. Человека же люби, и помогай ему преодолеть его грех".
Нет ничего хуже для православного верующего подозрительности, недоверия, нетерпимости к людям. Эти качества убивают в сердце веру и любовь. Существует только одно средство для борьбы с названными страстями, средство заповеданное Христом - смирение и покаяние!
Для чего нужна исповедь? Как отличить покаяние от самоедства?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :
Без покаяния невозможна духовная жизнь. Для спасения и наследия вечного блаженства необходимо постоянное покаяние и исправление своей жизни. Проповедь Господа нашего Иисуса Христа началась с призыва: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2).
Все люди грешны. Грех вошел в мир по вине прародителей (Рим.5:12), но и каждый человек, имея падшую природу, неизбежно согрешает. Первородный грех врачуется в таинстве крещения. Для освобождения же от ига личных грехов необходимо покаяние. К этому призывает Божественное откровение: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев ? (Иез.18:31). В ветхозаветных библейских текстах используются еврейские глаголы: шув (обратиться, возвратиться) и нахам (сожалеть, раскаиваться в чем-либо). В новозаветных священных книгах понятие покаяние выражается греческим словом метаноэйн (изменять образ мыслей). При некоторых смысловых различиях все три слова выражают сущность покаяния - отказ человека от самооправдания и перемену прежней жизни. При этом святые пророки решительно выступали против внешнего покаяния. Пророк Иоиль призывает раздирать не одежды, а сердца (2:13), а великий Предтеча Господень Иоанн предостерегает от притворного и внешнего покаяния: сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:8).
Для покаяния нужна вера: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк.1:15). Глубина и полнота покаяния зависят от степени устремления человека к Богу. Человек не только хочет получить от Бога прощение греховных поступков, но ищет живого реального общения с Ним, как источником всего благого. Покаяние новообращенных отличается от духовно опытных тем, что у первых главным движущим мотивом является страх наказания, а у совершенных - любовь к Богу. Совершенному мучительно и тяжело, когда неверным своим поступком он оскорбил святость Божию. О значении любви к Богу для совершенного покаяния и полного прощения грехов говорит Сам Господь Спаситель: А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк.7:47). Сущность нравственного переворота, совершающегося через покаяние, заключается в том, что кающийся человек центр тяжести своего бытия переносит с себя на Бога и ближних, ибо в основе любых нравственных пороков (как чувственно грубых, так и утонченных) лежит эгоистическая воля, стремящаяся к самоугождению.
Искренняя исповедь возрождает душу Божественною благодатью, которая подается в этом таинстве. Истинное покаяние должно всегда соединяться с надеждой. Если после осознания своих грехов человек впадает в уныние, то значит страдает маловерием. Он имеет узкое и искаженное понятие о Боге. Он не познал Его безграничное милосердие и любовь. Враг нашего спасения, видя духовную неопытность такого человека, стремится парализовать начавшуюся духовную жизнь и довести человека до отчаяния. Об этом свидетельствует преп. Макарий Великий: «Случается же, что сатана ведет разговор с тобою в сердце: «смотри, сколько худого сделал ты; смотри какого неистовства исполнена душа твоя; сколько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись». Сие же делает, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему покаяние твое. Ибо как скоро чрез преступление вошел грех, - ежечасно беседует он с душею, как человек с человеком. Отвечай ему и ты: «имею в Писании Господни свидетельства: не смерти хочу грешника, но покаяния, чтобы обратился он от пути лукавого, и был жив (Иезек.33,11). Ибо для того снисшел Он, чтобы спасти грешных, воскресить мертвых, оживотворить умерщвленных, просветить находящихся во тьме». И действительно, пришедши, призвал Он нас в сыноположение, во град святый, умиротворенный, в жизнь никогда не умирающую, в славу нетленную» (преп. Макарий Великий. Духовные беседы. 11.1.15). Внушаемый сатаной страх, о котором пишет св. Макарий, часто мешает приступить к таинству покаяния. Такой человек иногда годами откладывает начало жизни в Церкви, не решаясь совершить подвиг покаяния ради своего духовного возрождения. Другие находят решимость принести покаяние за всю жизнь, однако не знают, что после получения прощения от Господа надо много потрудиться, чтобы уврачевать душу, ибо душа, травмированная долгой греховной жизнью, лечится постепенно. Так как они не исправляют себя твердо и решительно, а годами повторяют прежние грехи, то становятся очень мнительными. Тогда и начинается «самоедство», которое не только не приносит плодов, а ведет к отчаянию. Человек находится как бы в плену этой сосредоточенности на подробном и детальном описании своих реальных и мнимых грехов, а света надежды не видит. Против такого ложного покаяния предупреждает святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не советовал бы я вам входить в подробное и тонкое разбирательство грехов и греховных качеств ваших. Соберите их все в один сосуд покаяния и ввергните в бездну милосердия Божия. Тонкое разбирательство грехов своих нейдет человеку, ведущему светскую жизнь: оно будет только ввергать его в уныние, недоумение, смущение. Бог знает наши грехи, и если мы будем постоянно прибегать к Нему в покаянии, то Он постепенно исцелит самую греховность нашу, то есть, греховные навыки, качества сердца. Грехи, соделанные словом, делом, сложением помышлений, должно сказать на исповеди отцу духовному; а в тонкое разбирательство духовных качеств, повторяю, не должно светскому человеку пускаться: это ловушка, ставимая ловителем душ наших. Познается же она по производимому в нас смущению и унынию, хотя по наружности и облечена в благовидность добра <... > Не должно смущаться бывающими переменами, как чем-то необыкновенным; не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердый Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это разумеется не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех» (Письма к мирянам ). Слово Божие утешает нас примером покаявшегося разбойника. Он совершил подвиг надежды. Несмотря на мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении, хотя, казалось, уже не было времени для исправления.
Отчаяние и мнительность рождается от доверия бесовским помыслам. «Напротив того, утешение от Бога уничтожает печаль сердечную, в ея корне - в мрачных помыслах безнадежия. Оно приносит человеку благие и смиренные помыслы покорности Богу, помыслы, полные живой веры и кроткой сладостной надежды» (святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам ).
Страница 6 из 18
7. Духовная мнительность
Есть и другие предметы веры, не принимаемые без труда некоторыми христианами: всех их перечислить невозможно, но надеемся, что и на этих четырех примерах усердный духовник научится, как бороться против всех подобных сомнений христиан.
Еще более необходимо ему различать неверие или сомнение действительное от неверия и сомнения мнимого или кажущегося, которое неопытных христиан иногда тяжко угнетает и ставит в безпомощное положение. Иной верующий и молящийся христианин сетует пред духовником так: временами я верую в причастие, временами я верую в Бога, временами как будто вовсе не верую. Ответы на подобное сетование я поместил в последнем или предпоследнем номере Приходского Листка, издававшегося при Св. Синоде, в феврале 1917 г., а затем в IV -м дополнительном томе своих сочинений (Киев, 1918 г.) в «Письме к священнику о научении молитве». Такие помыслы неверия возникают в душах людей мнительных, любящих перещупывать все свои ощущения и исполненных постоянной суетной боязни, как бы в чем не промахнуться, как бы не оказаться в чем-либо неисправным. То им кажется, что они больны, сами, или их дитя начинает хворать или вот-вот захворает и т. п. Нередко они впадают в еще большую беду, в так называемые «хульные помыслы», когда в их голове, совершенно против их воли, с мыслью об имени Христовом или Богородицы складываются те или иные ругательные слова, и, конечно, чем они больше борются против таких нелепых сочетаний, тем последние настойчивее теснятся в их голову. Неопытные люди с ужасом начинают считать себя богохульниками, а неопытные духовники начинают им говорить о тяжком грехе богохульства, о хуле на Св. Духа как наибольшем из всех грехов. После этого те бедняжки сейчас же начинают испытывать прилив ругательных выражений на Святого Духа, мучатся, худеют и даже помышляют о самоубийстве, мысля себя все равно уже погибшими вовеки. И не поможет духовник мучимым помыслами, пока они не встретятся с более осведомленным в духовной жизни человеком, который разъяснит им, что лучшее лекарство имеется во всякой духовной книжной лавке и стоит недорого; оно называется в брошюрке того же Св. Димитрия «О хульных помыслах», где со слов древних великих отцев поясняется, что таковые помыслы, не будучи плодами ненависти против Бога и святых, а просто сочетаниями ругательных слов или звуков в голове мнительного человека, вовсе не составляют греха и на них не должно обращать никакого внимания, а спокойно молиться и приобщаться, какие бы глупые слова или образы ни теснились в голове. – Подобное же значение имеет кажущееся человеку по временам неверие в причастие, даже в самого Бога. Вера есть чувство очень тонкое, духовное. Как бы она ни была присуща нам, но если мы будем ее ощупывать в себе, как бы давая себе отчет во всех качествах нашего чувства к Богу или к Божией Матери и т.п., то это чувство как бы испаряется на время из области нашего непосредственного ощущения, но, конечно, не из нашей души и сердца. Поступите так даже с самыми грубыми ощущениями, ущипните больно свою руку и начните соображать в это время, чем эта боль отличается от зубной, от головной, – и вы перестанете даже ощущать свою боль. Один немецкий философ, страдая мучительными приступами зубной боли, именно таким способом переставал ее ощущать. Посему и христианин, если в его убеждениях нет каких-либо определенных опровержений истин веры, не должен думать, что в нем нет веры, хотя бы ему так и казалось временно, а должен спокойно молиться и приступать к Св. Тайнам, не придавая никакого значения своей мнительности, которая только усиливается при нарочитой борьбе с нею.
42 453 4 К чему каждый из нас стремиться в жизни? На этот вопрос можно получить самые разные ответы: счастливой семье, головокружительной карьере, домику с видом на море и т.д. К чему-то такому, что сделает нас счастливыми, ведь так? А что мешает нам достичь этого состояния счастья? Одной из преград на пути к счастью является наша с вами мнительность, а проще говоря – постоянные тревожные опасения. Почему мы становимся мнительными, как повышенная мнительность влияет на нашу жизнь и как избавиться от этого чувства, делающего нас неуверенными?Мнительный человек – это человек, постоянно находящийся в тревожных опасениях о том, что с ним обязательно случиться что-нибудь плохое. Негатив, негатив и еще раз негатив: всё вокруг плохо, я ничего не смогу, все вокруг предатели – именно такие негативные мысли постоянно крутятся в голове у мнительного человека. В итоге это доходит до полного абсурда, когда вскочивший на лбу прыщ начинает расцениваться как смертельная болезнь.
Изначально мнительность является неотъемлемой чертой характера, портящей жизнь своему обладателю. Такие люди склонны к обидчивости и постоянной тревоге, закомплексованы, не уверены в себе, а своим негативом сводят с ума не только себя, но и своих близких.
Если мнительный человекне борется со своим «недугом» самостоятельно или не желает, чтобы ему в этом помогли, то последствия могут быть самые серьезные. И вот тогда мнительность перерастает в настоящую болезнь: в «запущенных случаях» не только развивается паранойя и мания преследования, но и подрывается физическое здоровье.
Мнительность и тревожность: в чем различие?
Вы спросите: «Если я тревожусь о том, как у меня сложатся отношения с коллективом на новой работе или о том, как пройдет давно запланированная поездка, это тоже повышенная мнительность и мне пора обратиться к врачу?». Конечно, нет. Чувство тревоги характерно для каждого из нас, и, конечно, все мы можем тревожиться по тому или иному поводу. Но у всего есть свои пределы. Когда ваше временное волнение перерастает в постоянную тревогу по поводу и без, пора задуматься о своем состоянии.
Чувство постоянной тревоги и приводит к формированию у человека мнительности, то есть мнительность человека является следствием его постоянно тревожного состояния.
Постоянная мнительность: откуда она берется?
Основных причин повышенной мнительности всего две:
- Пониженная самооценка , причем неважно, по какой причине она сформировалась.
Как часто говорят психологи: низкая самооценка и мнительность сочетаются так же как пониженный иммунитет и грипп. Если у вас плохой иммунитет, то во время стандартной эпидемии гриппа зимой вы обязательно заболеете. Так же и с мнительностью: если у вас , то мнительность будет одной из основных черт вашего характера.
- Несклонность к анализу окружающей ситуации – если вы по какой-то причине не можете адекватно оценить окружающую вас обстановку, то чрезмерная мнительность по поводу и без станет вашей постоянной спутницей.
Что делать в этих случаях? В первом – работать над собой и повышать свою самооценку, следуя советам специалистов, во втором – на время стать занудой, то есть анализировать каждую ситуацию со всех возможных точек зрения, чтобы убедиться, что вам ничего не угрожает.
К группе риска относятся дети и подростки, одинокие пожилые люди, а также взрослые, у которых за плечами остался груз нерешенных юношеских проблем. Мнительность может проявиться еще в детстве и оставаться стабильным явлением на протяжении всей жизни человека, обостряясь в юношестве и в пожилом возрасте. Согласно наблюдениям, мнительными чаще бывают женщины, а не мужчины.
Последствия негативных мыслей и мнительности в нашей жизни
Как мнительность мешает нам жить ? Сначала плохие мысли на постоянной основе «прописываются» в нашей голове, потом они превращаются в негативные эмоции, преследующие нас во всех сферах жизни, в итоге – мы сами своими мыслями и поведением притягиваем к себе неприятности, неудачи и проблемы.
Особенно часто мнительность находит свое проявление в вопросах, связанных со здоровьем, карьерой и отношениями. Например, мнительность к болезням может перерасти в настоящую паранойю, когда мы будем постоянно искать у себя признаки серьезных заболеваний – и, главное, находить их и внушать самим себе, что неизлечимо больны.
Мнительность портит жизнь не только нам, но и окружающим людям. Согласитесь, что вам было бы тяжело общаться с человеком, который любой пустяк раздувает до проблем вселенского масштаба. Такой человек притягивает к себе неприятности, считает себя полным неудачником и никак не добавляет позитивного настроения ни себе, ни окружающим.
Часто мнительность связана как раз со здоровьем. Пример поиска у себя всех возможных смертельных заболеваний, который мы приводили – не шутка. Для многих такое поведения – образ жизни. В медицине людям с подобным поведением есть определение «ипохондрики».
Мнительный человек, как и ипохондрик, не имитирует свои страхи, он находится под воздействием самовнушения — он «заражается» своим страхом, как вирусом.
Постоянная мнительность постепенно затягивает в свои сети: вы весь окружающий мир воспринимаете только в негативном свете, вы не живете, а существуете под гнетом своих страхов. Кроме того, мнительность может перерасти к психосоматическим проблемам, в том числе:
- Заболеваниям органов дыхания;
- Постоянной раздраженности;
- Подавленности;
- Затяжной депрессии.
Мнительный человек заранее уверен в отрицательном результате, поэтому он не станет даже прилагать особых усилий для достижения целей в жизни. Зачем напрягаться, если все будет плохо?
В результате всего этого качество жизни человека ухудшается:
- Мы лишаемся покоя, постоянно находимся в напряжении;
- Можем совершать необдуманные поступки;
- Уходим под власть навязчивых мыслей;
- У нас сужается круг общения, так как одни люди отсеиваются как подозрительные, а другие сами пропадают, не желая стать таким же мнительным;
- Ухудшается здоровье: появляются мигрень, гипертония, заболевания ЖКТ, нервные расстройства;
- Из жизни пропадает позитив и положительные эмоции.
Избавиться от негативных мыслей и страха мнительный человек может самостоятельно. Очень важно, что свое «мнительное» состояние мы можем заметить сами. И вот тут не следует пускать ситуацию на самотек. Чем раньше вы начнете работать над собой, тем скорее в вашу жизнь вернется счастье!
Удалить мнительность из своей жизни можно самостоятельно, но для этого нужно:
- Осознать свое положение и понять, что у вас действительно есть проблемы с мнительностью;
- Быть готовым постоянно анализировать свою жизнь.
А теперь, если вы готовы, приступаем к конкретным мерам. Вот что нужно сделать обязательно:
- Всегда ищите в себе положительные качества, ориентируйтесь на свои успехи, а не на ошибки, подчеркивайте свои наилучшие черты.
- Настраивайте себя на позитив: для начала достаточно просто улыбнуться с утра себе в зеркале и сказать, какой вы хороший. Дальше больше – старайтесь отыскивать позитивные моменты в каждой мелочи.
- Попробуйте посмеяться над собой: это довольно сложно сделать, но постараться все-таки можно.
Совет № 1 : запишите свои страхи на стикерах и приклейте их на стене в том месте, где вы их будете постоянно видеть. Вскоре вы привыкните к ним и поймете, что бояться таких вещей действительно смешно. По мере привыкания к этим стикерам вы будете меньше переживать, а, значит, и мнительность будет постепенно исчезать.
Совет № 2 : Изобразите свой страх на рисунке, а еще лучше – в виде комикса. Этот прием также поможет вам воспринимать свой страх шутя, а не тревожась.
- Прогоните страх прочь. Прогнать нужно именно страх, а не мысли. Стараясь прогнать навязчивые негативные мысли , вы только усилите их воздействие на себя.
Совет № 3 : Психологи советуют сказать своему страху: «Иди сюда, что ты там опять придумал? Сейчас мы с тобой разберемся!»
- Старайтесь мыслить рационально, думайте о приятном, а не о плохом.
Совет № 4 : Найдите себе хобби. Любимое занятие 100% позволяет отвлечься от негативных мыслей.
Как побороть мнительность за 17 шагов
Ниже представлена одна из техник, с помощью которой вы можете справиться с мнительностью самостоятельно. Она состоит из 17 последовательных шагов. Итак, в чем ее суть?
Действие шага Дополнительные меры
1 Признайте существование проблемы Постарайтесь понять проблему. Проанализируйте свое поведение. Вы везде ищите скрытый смысл? Вам постоянно кажется, что все вас обманывают? Вы постоянно подозреваете близких в измене и не умеете прощать даже мелкие обиды? Вы ? Вы ощущаете неуверенность? Ответьте на вопросы и сравните их с мнением близких вам людей – поддерживают они вас или нет? 2 Осознайте природу мнительности Мнительность многие путают с депрессией, фобиями, побочным эффектом лекарств, паническими атаками, биполярным расстройствам. Если вы уже получаете помощь специалиста по одному из этих поводов, расскажите ему о проблеме с повышенной мнительностью. Вы не должны этого стесняться. 3 Поговорите со своим психиатром или психотерапевтом Без самостоятельной работы над собой вы от мнительности не избавитесь, но и помощь со стороны не будет лишней. Особенно это важно, когда мнительность уже переросла в стадию паранойи. Поймите, что люди готовы вам помочь, если вы им это разрешите. 4 Подумайте, почему вы не доверяете людям Записывайте свои ощущения. Делайте записи всегда, когда считаете, что вас обидели, унизили, предали – старайтесь найти причины. Так вы и успокоитесь, и поймете, чем вызваны ваши эмоции. 5 Попробуйте думать о людях по-другому Поймите, что в точно таких же условиях живут и другие люди. Ставьте себя на место другого человека, посмотрите на ситуацию его глазами. Лояльно относитесь к чужим ошибкам и не зацикливайтесь на обыденных ситуациях. 6 Не переносите в настоящее и будущее ошибки прошлого Не позволяйте прошлому влиять на вашу жизнь сейчас. Опыт, пусть и отрицательный, должен добавить вам мудрости при принятии решений в будущем, но никак не стать грузом, тянущим на дно. Будьте открыты к новым возможностям. 7 Перестаньте думать, что вам все хотят нанести вред Как бороться с мнительностью ? Научитесь доверять себе, а потом и окружающим людям. Одиночество усиливается, если вы отталкиваете людей из-за собственного недоверия – это замкнутый круг, который нужно разорвать. 8 Научитесь контролировать свой гнев Вы можете сердиться на кого-то, но не переносите свой гнев на всех подряд. 9 Выработайте привычку сохранять спокойствие и мыслить логично Старайтесь руководствоваться здравым смыслом, оценивайте ситуацию с точки зрения логики. Не выдвигайте необоснованных предположений и обвинений. 10 Приведите в норму свою жизнь Высыпайтесь, занимайтесь спортом, правильно питайтесь –это помогает избежать физического и морального истощения. Отличной помощью станет медитация. 11 Перестаньте винить во всем подряд других людей Часто проще переложить вину на кого-нибудь, чем досконально разобраться в ситуации – такого быть не должно. Научитесь скептически воспринимать все обвинения. 12 Составьте план действий и действуйте Если вы хотите победить проблему, то с ней надо бороться, то есть действовать! Составьте план – и вперед! Принимайте помощь окружающих, не лишайте себя дружбы, иначе снова окажетесь один на один со своей мнительностью. 13 Меняйте поведение и позволяйте себе расти Работайте над самооценкой, в помощь – книги и советы психологов. 14 Перестаньте быть наивным Вам никто и ничего не должен, поймите, что успех и уважение нужно заслужить. 15 Прислушивайтесь к своим чувствам, а не к мнению окружающих Научитесь составлять мнение о других на основе своих суждений, а не на мнении чужих людей. 16 Сохраняйте оптимистичный настрой Занимайтесь любимым делом, общайтесь с позитивными людьми, которые могут вас чему-либо научить. Старайтесь использовать открывающиеся перед вами возможности. 17 Разговаривайте о своих проблемах с другими Рассказывайте о своих проблемах, близкий человек поможет посмотреть на вашу проблему со стороны. Боремся с мнительностью с помощью дневника
Еще одним способом того, как самостоятельно избавиться от мнительности , является ведение дневника. Специалисты называют этот способ – «путь зануды». Почему именно так? Потому что в дневник следует записывать абсолютно все до самых мелочей: ваши переживания, ощущения, то, как разрешилась ситуация, а также делать анализ своего поведения. Когда вы станете записывать, почему вы так себя вели, стоило ли это того, какие чувства вы испытывали, то поймете, что в большинстве случаев, вы зря переживали, и ваша мнительность была не оправдана.
Рассуждать в дневнике можно и на такие темы как: меня действительно хотели обидеть, или я все придумал ? важно ли это настолько, чтобы переживать ? и так далее. Рассуждая о ситуации, вы сами поймете, что переживать было не о чем, а ваша мнительность будет постепенно снижаться.
Ведение дневника позволяет замедлиться и не принимать быстрых негативных умозаключений. Так вы научитесь отслеживать шаги, которые очень часто в нашей голове делаются автоматически.
Тревожно-мнительный тип личности в психологии
Тревожно-мнительная личность – это отдельный тип личности, существующий в психологии. Боль, страх, тревога и депрессия независимо от причин своего появления составляют тревожный ряд, который высоко тревожные люди переживают несколько иначе, чем все остальные. Главной особенностью является то, что мнительные люди испытывают эти переживания постоянно на протяжении всей своей жизни. Тревога у них всегда беспредметна, но из-за мнительности человек сам ищет этот предмет тревоги. Причем, если предмет тревоги так и не будет найден, то просто тревога сменяется страхом.
Сам феномен тревоги имеет несколько форм:
- Тревожность как общее настроение , или свободно плавающая тревога;
- Ипохондрическая настроенность – когда чувство физического дискомфорта перерастает в подозрение о наличии заболевания, о котором мы не знаем;
- Тревожная ажитация – проявляется в виде неспособности человека промолчать (ему надо высказаться прямо здесь и сейчас) или усидеть на месте;
- Паническая атака – беспричинная тревога, сопровождающаяся напряженностью, боязливостью и двигательной скованностью;
- Раптус –когда человек не может быть ответственен за свои поступки, нуждается в надзоре и лечении.
Для тревожно-мнительного типа личности характерны:
Поведение тревожных людей можно отследить с детства . На каждой стадии взросления проявляются разные признаки такого типа личности:
- В детстве они проявляют робость и боязливость: боятся темноты, сказочных героев, незнакомцев. Часто встречается страх потери родителей, избегание новых компаний.
- В подростковом периоде такие люди концентрируются на своих недостатках, находят их все в больших количествах. Из-за мнительности и низкой самооценки у них запаздывает начало половой жизни. Все это в дальнейшем не способствует формированию устойчивых партнерских отношений в будущем при построении семьи.
- В качестве профессии люди такого типа выбирают то, что сказали родители или идут учиться «за компанию» с кем-то из знакомых. В зрелом возрасте они постоянно тревожатся за близких, имеют склонность к гиперопеке над собственными детьми.
Что делать, если рядом с вами есть такой человек и вы хотите ему помочь ? Вот несколько советов, которые помогут вам с ним общаться, а ему понять, как перестать быть мнительным :
- Зарекомендуйте себя как надежного человека – часто для этого достаточно не опаздывать, отвечать на звонки и письма, выполнять обещания;
- Показывайте ему, что сложившаяся ситуация не так уж страшна – например, опаздываем на поезд, значит, предупредим родных о том, что задерживаемся, и поедем на следующем поезде;
- Шутите, но мягко и доброжелательно – не раздражайтесь и никогда не издевайтесь над высоко тревожным человеком;
- Предложите ему сходить к специалисту – возможно, даже вы захотите его поддержать на первом приеме.
Чего делать не стоит? В общении с человеком тревожно-мнительного типа не следует:
Даже если вы не мнительный человек, да и среди вашего окружения нет личностей тревожно мнительного типа, негативные мысли все равно есть у каждого из нас. И они тоже портят нам жизнь: портят настроение, вызывают чувство некоторого беспокойства, заставляют переживать. От негатива надо избавляться. Если мы хотим быть счастливыми, то нам нужен только позитивный настрой!
Как убрать негативные мысли из головы ? Вот несколько техник, которые в этом помогут:
- Отрезание : как только в вашей голове появляется негативная мысль – отрезаем ее и выкидываем, а на ее место ставим что-то другое. Не анализируем, не спорим с ней, а просто отрезаем раз и навсегда.
- Этикетка : негативную мысль согласно этой технике следует не отрезать, а отодвинуть от себя на некоторое расстояние и наблюдать за ней со стороны. Вы как бы определяете ее место, наклеивая ярлык, но не позволяете овладеть вами.
- Преувеличение : появившуюся негативную мысль нужно преувеличить до абсурда, сделать ее смешной.
- Противостояние : вы превращаете негативную мысль в противоположную ей позитивную. Думать одновременно и о плохом, и о хорошем нельзя, поэтому вы просто заменяете негатив на позитив и все – думаете только о хорошем.
Как уйти от негативных мыслей с помощью этих техник ? Специалисты советуют использовать их все по очереди, как боксёр применяет на ринге имеющиеся в его арсенале приемы: сначала проводим первую технику, если она не дала результат, то бьем по негативу второй техникой и так далее до победы в бою.
Причина негативных мыслей никогда не бывает в чем-то одном . Их может вызвать и какая-то неудача на работе, и неприятная новость, и плохая погода и что-нибудь еще, что для вас достаточно важно. Главное, вовремя избавиться от негатива, так как негативная энергия мысли все-таки имеет свойство материализовываться. Когда мы постоянно думаем о плохом, то сами притягиваем к себе проблемы.
Чтобы научиться контролировать негативные мысли, примите за правила своей жизни следующие советы:
- Не позволяйте негативу распространяться в вашей жизни;
- Не сплетничайте о других;
- Придумайте свою собственную мантру, которую будете проговаривать каждый раз, когда к вам приходит негативная мысль;
- Делайте каждый день дыхательные упражнения – это успокаивает и расслабляет;
- Благодарите за что-нибудь каждый прожитый день;
- Слушайте любимую музыку, гуляйте на природе, занимайтесь бегом;
- Визуализируйте свои желания;
- Старайтесь чаще улыбаться;
- Стремитесь общаться с позитивными людьми;
- Следите за своей речью – часто в ней сосредоточено очень много негатива;
- Перестаньте придумывать негативные сценарии, мечтайте о чем-либо в положительном ключе;
- Найдите себе любимое дело – хобби, увлечение, благотворительность;
- Старайтесь всегда отвечать за свои действия, не взваливайте на свои плечи то, что не можете контролировать;
- Не попадайте под влияние настроения другого человека и не позволяете сбивать себя с толку;
- Воспринимайте прошлое как опыт, а не как груз, который тащится за вами в будущее;
- Научитесь прощать и отвечать добром.
Если вы будете соблюдать эти советы, то легко научитесь избегать негативных мыслей, а значит, устраните из своей жизни негатив, тревоги и мнительность. Только позитивный человек может быть счастливым!
Полезные советы об избавлении от мнительности! Это стоит посмотреть и взять себе на заметку.